Файл: Стресс и управление им в деятельности руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- «сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;

- «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;

- «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постояннюую нехватку времени»;

- «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предпрятий);

- «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;

- «потерю смысла деятельности»;

- «стресс несбывшихся надежд» и т. д.

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга являются невротические и психосоматические заболевания:

- повышенная раздражительность;

- бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;

- нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);

- головная боль, мышечные боли различной этиологии и т.д.

Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты, инсульты и сокращение продолжительности жизни современных российских руководителей, несмотря на их, казалось бы, неограниченные возможности в получении высококачественного лечения. Такое положение связано с отсутствием навыков к рефлексии и саморегуляции у многих руководителей.

У руководителей чаще всего встречаются следующие симптомы стресса:

Соматические симптомы:

- Сердцебиения; ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто.

- Боль и ощущение сжатия в грудной клетке.

- Нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами.

- Спазматические, резкие боли в животе и понос.

- Частое мочеиспускание.

- Ощущение покалывания в руках и ногах.

- Мигрень.

- Кожные сыпи.

- Чувство комка в горле.

- Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов.

Эмоциональные симптомы:

- Чрезмерно сильные и быстрые смены настроения.

- Неоправданная тревога по разному поводу.

- Неспособность чувствовать симпатию к другим людям.

- Отстраненность от внешнего мира.

- Чувство усталости и невозможность сосредоточить внимание.

- Повышенная раздражительность и тревожность.

Поведенческие симптомы:

- Нерешительность и неоправданные жалобы.

- Увеличение числа невыходов на работу.

- Склонность к несчастным случаям и невнимательное вождение автомобиля.

- Плохая работа, недобросовестность и уклонение от ответственности.


- Злоупотребление курением, алкоголем.

- Сильная зависимость от лекарственных средств — транквилизаторов и снотворных.

- Переедание или (реже) потеря аппетита.

- Ухудшение качественных и количественных показателей работы.

Выводы по главе 1

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в раздражительности, разговоре на повышенных тонах, что, в свою очередь, может оказаться следствием неуверенности в себе, пониженной самооценки. Повышенная раздражительность легко может перейти в коммуникативную агрессию. Она проявляется в стремлении унизить и подавить другого человека, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, желании исключить определенного человека из коммуникативных контактов.

Коммуникативная агрессия может быть как способом защиты, так и средством нападения в ситуации конфликта, либо же способом снять психологическое напряжение.

Коммуникативный стресс часто является причиной неблагоприятного психологического климата в трудовом коллективе, его низкой сплоченности.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ

2.1. Методы определения стрессовых состояний

Для диагностики состояния используют следующие методики:

- Оценка нервно-психического напряжения Т. А. Немчина;

- Шкала определения психологического стресса;

- Тест определения доминирующего состояния Л. В. Куликова;

- Опросник на определение актуального состояния;

- Диагностика стрессового состояния А. О. Прохорова;


- Опросник на определение склонности к стрессу Тейлора и Т. А. Немчина;

- Методика «УМПС» А. Б. Леоновой.

Методика «Определения нервно-психического напряжения» состоит из 30 утверждений, с вариантами ответов – тремя уровнями выраженности стресса. Испытуемый должен оценить высказывания в зависимости от особенностей своего состояния. Данный тест проводится индивидуально с каждым испытуемым. При интерпретации суммируется количество баллов, чем больше их количество, тем выше уровень стресса. Методика позволяет определить стрессовый диапазон и уровень нервного напряжения.

Шкала определения психологического стресса представляет собой список из 25 утверждений, которым необходимо дать оценку от 1 до 8, в зависимости от встречаемости данных симптомов. Испытуемому следует вспомнить своё состояние за последние 5 дней и оценить утверждения. Чем выше количество баллов, тем больше уровень стресса.

Тест на определение доминирующего состояния был предложен Л. В. Куликовым. Данный тест на стресс определяет уровень тревожности, стабильность эмоционального фона, удовлетворенность жизнью и прочие аспекты. Методика предлагается в двух вариантах: кратком (6 шкал) и полном (8 шкал). Наиболее часто в психологической практике пользуются кратким вариантом теста. Опросник состоит из 42 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Минусы данной диагностики заключаются в трудоемкости обработки результатов, сырые баллы переводятся в стандартные и подсчитываются арифметическим путем.

Опросник на определение актуального состояния имеет 5 шкал и 38 суждений, которые необходимо оценить от 1 до 7. Данная методика отличается от Методики определения ДС своей направленностью на исследование психического состояния в данный период времени. Шкалы определяют активность мотивов, физическое самочувствие, эмоциональный фон, уровень тревоги и доминирование жизненных процессов. Оценка более чем в 55 балов по одной из шкал говорит о высокой степени выраженности того или иного симптома.

Диагностика состояния, разработанная А.О. Прохоровым, определяет специфику переживаний в стрессовых ситуациях с точки зрения самоконтроля и эмоций. Методика состоит из 9 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». За каждый положительный ответ насчитывается 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Опросник предназначен для совершеннолетних испытуемых без ограничений по профессиональным предпочтениям и полу. Чем большее количество баллов набрал испытуемый в ходе исследования, тем ниже уровень саморегуляции.


Кандидатом медицинских наук Т. А. Немчиным и американским психологом Дж. Тейлором была предложена методика определения склонности к стрессу. Опрос проводится путём складывания карточек в две стопки – с ответами «да» и «нет» на 50 вопросов. Методика определяет уровень тревожности и вероятность возникновения психологического стресса.

Методика «Утомление – монотония – психическое пресыщение — стресс» является модифицированной и адаптированной версией немецкого теста на определение уровня стресса. Опросник состоит из 40 суждений, которые нужно оценить от 1 до 4. Если испытуемый набрал более 30 по одной из шкал, это свидетельствует о яркой выраженности признака.

Данные методики достаточно валидны и определяют степень выраженности заболевания у испытуемых. Наиболее достоверные результаты тестирования получаются при проведении исследования психологом или человеком с психологическим образованием, в особенности, если методика является сложной для понимания и громоздкой по обработке.

2.2. Описание методик и анализ полученных данных

Любая профессиональная деятельность сопровождается многочисленными стресс-факторами, разнообразными по своему типу и содержанию. К таким факторам могут быть отнесены физические условия труда (пыль, шум, освещенность, температура помещения и пр.), социальные факторы (конфликты с коллегами, начальством и подчиненными), организационные (ненормированный рабочий день, высокая интенсивность труда, необходимость принимать решения, невозможность карьерного роста и пр.) и ряд других.

В современных условиях работа руководителя от среднего до высшего звена стала гораздо труднее, интенсивнее, сопряжена с большими нервно - психическими нагрузками, обусловленными значительной степенью профессионального риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью быстрого принятия решения в условиях дефицита времени. Руководители с сильной нервной системой со стороны возбуждения более склонны к интенсивной деятельности, чем люди с неустойчивой нервной системой, которых характеризует более высокий уровень тревожности и низкая самооценка.

В условиях сложных трудовых ситуаций в таком состоянии повышается степень ошибок, неправильных действий, понижается точность движений, ухудшается функционирование психических процессов, ослабевает волевой регулятор и пр. Кризисные ситуации способствуют развитию тревоги, астении, нарушению сна, при этом возникновению определенных функциональных состояний способствует характер выполняемой деятельности. А.Б. Леонова отмечает, что при сильном утомлении человек испытывает чувство усталости и вялости, при монотонии - скуку, апатию, сонливость, при эмоциональной напряженности - чувство тревоги, нервозности, опасности и пр.[7]


Длительный стресс оказывает сильное воздействие и даже может вызывать различные заболевания, наиболее глубокими деструктивными изменениями в личности являются: психическое истощение, десоциализация, специфичные формы профессионально-личностных деформаций. Вследствие этого особо остро встает проблема преодоления личностью негативных воздействий профессиональной среды для сохранения психического здоровья и эффективного решения профессиональных задач.

Анализ различных профессий привел к выводу о том, что в условиях современной российской действительности одной из наиболее сложных, предъявляющих повышенные требования к ресурсам личности является профессия руководителя.

В процессе своей работы руководитель включен в разнообразные типы деятельности - творческую, умственную, сложную, требующую высокой квалификации, высокоответственную. Ряд авторов указывают на тот факт, что руководителям приходится действовать не только в стабильных условиях, но и в изменяющихся. Данные экспериментальных исследований показали, что значимость различных компонентов профессиональных способностей в изменяющихся условиях возрастает, происходит качественное изменение психических процессов, например, аналитическое мышление дополняется творческим.

Психическое состояние руководителя тесно связано не только с состоянием дел у него на предприятии, но и с его внутренним психическим состоянием. Как правило, руководитель начинает обращать внимание на свое состояние в том случае, если оно начинает создавать ему определенные сложности в работе и личных отношениях. Существует набор так называемых заблуждений, которые усложняют создание внутреннего психического комфорта. Они также задерживают внутриличностное развитие человека, мешая ему совершенствоваться в выбранном им направлении. Руководитель также вынужден постоянно принимать решения. Ситуации принятия решений обладают высокой неопределенностью, наличием множественных критериев для сопоставления и неоднозначных альтернатив, дефицитом времени, высокой степенью ответственности.

Принимая во внимание тот факт, что выработка и принятие решений выступают в качестве центральной составляющей управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что руководители находятся в состоянии постоянного стресса.

В целях оптимизации профессиональной деятельности руководителя, сохранения его физического и психического здоровья актуальными становятся исследование актуальных стрессоров в профессиональной деятельности и поиск личностных ресурсов, позволяющих эффективно справляться с ними. Результаты такого исследования могут послужить основой для разработки практических рекомендаций с целью построения личностно-ориентированных программ управления стрессами в профессиональной деятельности.