Файл: Стресс и управление им в деятельности руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другая особенность — оценка степени своего участия в активном воздействии на стрессовую ситуацию с целью ее нейтрализации имеет большое значение. Это связано с тем, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации, преимущественно, симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обуславливает преобладание парасимпатических реакций.

Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Первый возникает в условиях ограничения времени, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за принятые решения. Второй появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д. Психологические стрессы оказывают наиболее разрушительное воздействие на организм.

Причины, по которым возникает психологический стресс, делятся на объективные (условия жизнедеятельности, политические и экономические факторы, межличностные отношения, непредвиденные события) и субъективные (неправильная коммуникация, невозможность реализации актуальной потребности, неадекватные установки и убеждения личности, несоответствие генетических программ современным условиям).

В.А. Бодров разделяет причины развития профессионального стресса на непосредственные и главные.[3]

Непосредственной причиной является событие, вследствие которого развивается психическая напряженность и стресс. Например, это может быть рабочее задание, отличающееся сложностью или опасностью, проблемная ситуация, связанная с угрозой для здоровья и жизни, деятельность в условиях дефицита времени, конфликт с руководством и др. Непосредственные причины стресса чаще всего бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности.

Главной причиной возникновения стресса выступают индивидуальные особенности субъекта труда, то есть, психологические, физиологические, профессиональные. Исследователи также выделяют группу дополнительных факторов, предрасполагающих к возникновению профессионального стресса и усугубляющих его проявления.

Дополнительные факторы, вызывающие стресс и воздействующие на сотрудников, включают:

1. Факторы стресса вне организации.

Стресс на работе не может ограничиваться только теми событиями и условиями, которые имеют место конкретно на рабочем месте. Любая организация — это открытая социальная система, а работники — ее элементы, поэтому естественно, что на них оказывают влияние внешние факторы, такие как изменения в обществе, состояние экономики и финансов, изменения в их личной жизни (проблемы в семье, болезни, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).


Так, например, слабая материальная обеспеченность может побуждать людей к работе по совместительству, что приводит к уменьшению времени отдыха и усиливает стресс. Серьезное влияние на выполнение работы оказывают семейные кризисы.

2. Групповые факторы стресса.

К ним относятся следующие:

- отсутствие групповой сплоченности — если работник не чувствует себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, указаний руководителя или действий группы, то это может явиться для него серьезным источником стресса;

- отсутствие взаимной поддержки — работники чувствуют себя гораздо лучше и комфортнее, если они могут поделиться своими радостями и горестями с другими; при лишении подобной социальной поддержки положение работника может привести также к серьезному стрессу;

- наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов — конфликт обычно обусловлен наличием серьезных противоречий или несовместимостью отдельных свойств личности, ее целей, нужд и ценностей, отношениями людей внутри группы и между ними, что также оказывает стрессовое воздействие на работников.

3. Факторы стресса, связанные с организацией.

Кроме физических факторов в эту группу входят психосоциальные факторы, такие как:

— несоответствие рабочей нагрузки в определенный период времени.

Если работнику поручается большой объем работы и ограниченное количество времени, то в таких случаях, как правило, возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако при неполной занятости могут возникать те же чувства. Сотрудник, который не занят деятельностью отвечающей его потенциалу, обычно чувствует фрустрацию, волнение насчет своей значимости и статуса в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

— конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает, когда в ходе своей деятельности сотруднику приходится следовать двойственным запросам со стороны организационной среды. При специфичной организационной структуре, например, матричной, может быть нарушен принцип единоначалия, в результате чего сотрудник вынужден подчиняться двум и более руководителям. Здесь также на лицо конфликт ролей, который является источником стресса.

Возникновение конфликта ролей может также произойти при расхождении норм неформальной группы и требованиями формальной организации. В таком случае сотрудник может почувствовать напряжение и тревогу, потому что, с одной стороны, у него есть желание войти в коллектив, а с другой, ему необходимо выполнять требования руководства.


— неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает в случае, если сотрудник не уверен в том, что от него ожидают. Если при конфликте ролей требования противоречивы, то здесь этого нет, однако они не имеют точной направленности. Люди, как правило, хотят иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что и как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

— неинтересная работа.

Некоторыми исследованиями было определено, что люди, которые заняты интересным для них делом, менее беспокойны и реже подвержены физическим недомоганиям, чем те, чья работа не так занимательна. При этом здесь существует некоторая сложность — взгляд на то, что является интересной работой, у людей различен: то, что кажется интересным или скучным для одного, для другого может оказаться совсем наоборот.

Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, неподходящий температурный режим в помещении, недостаточная освещенность или сильный шум. Это также могут быть неадекватные соотношения между полномочиями и ответственностью, слабые каналы связи в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу. Все это в разной степени, но влияет на возникновение стресса.

В ходе выполнения профессиональных обязанностей стрессовые ситуации могут создаваться изменчивостью и скоротечностью событий, требованием быстрого принятия решения, несовпадением индивидуальных особенностей сотрудников, ритмом и характером деятельности. Факторами, которые содействуют возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточная, недостоверная или противоречивая информация, слишком сильное разнообразие или монотонность деятельности, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Все вышеперечисленные условия не являются факторами, вызывающими стресс автоматически. Это потенциальные стрессоры, реакции на которые достаточно индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Н.В. Самоукина определяет такие виды профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный[4].

Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, когда сотрудник не в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации, слишком частое или неожиданное изменение информационных параметров профессиональной деятельности. Если при этом принимаемое решение имеет высокую степень ответственности, то вероятно усиление напряженности.


В развитии информационного стресса играет большую роль состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обуславливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д.

Эмоциональный стресс в профессиональной деятельности возникает при действительной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством. Переживание эмоционального стресса особенно сильно воздействует на человека, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности, связанные с его профессией.

С точки зрения теории функциональных систем формирование эмоционального стресса происходит в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов[5].

В конфликтных ситуациях происходит нарастание и суммирование негативных эмоций и резкое сокращение антистрессорных позитивных эмоций. На основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т.д.

Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания. В этом состоянии человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Становится труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность, сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнять их своевременно. Рушится привычный уклад жизни, портятся отношения с окружающими.

Многие психологи рассматривают феномен эмоционального выгорания как механизм психологической защиты, при котором в ответ на воздействие определенных психотравмирующих факторов полностью или частично исключаются эмоции. Синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения).


1.2. Симптомы и методы определения стресса у руководящего звена

Стресс руководителя — это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.

Известный польский ученый А. Кемпински так описывает стресс руководителя: «Типичным примером гиперстенической формы может служить так называемый «директорский невроз», появляющийся у людей, занимающих руководящие посты, которые не могут справиться со своими обязанностями и живут в постоянном напряжении. Они все время что-то оформляют, неоднократно держат сразу несколько телефонных трубок, на простые вопросы реагируют вспыльчивостью и часто дают противоречивые распоряжения. Своим поведением они раздражают окружающих, все вертятся как белки в колесе, что в результате приводит к всеобщему раздражению».[6]

Автор далее отмечает, что цена подобного карьерного продвижения может оказаться слишком высокой. Он пишет: «Борьба с сопротивлением окружения у таких руководителей приводит к большой мобилизации вегетативной и эндокринной систем. Особенно перегружена бывает в этих случаях сердечно-сосудистая система. В результате инфаркты миокарда являются частым ответом этой неумелой борьбе с сопротивлением окру­жения».

Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной кампанией) может стать любой фактор:

- некомпетентные подчиненные;

- недобросовестные партнеры;

- жесткие конкуренты;

- непредсказуемые политики;

- жадные чиновники;

- требовательные клиенты и т. д.

У высокопоставленного служащего госаппарата часть этих стрессов, связанных с бизнес рисками, отсутствует, но они с большим объемом пополняются неустойчивостью его положения в иерархической структуре, более выраженной зависимостью от своего непосредственного начальника и бескомпромиссной карьерной конкуренцией, скрытой от постороннего взгляда, но от этого не менее жесткой.

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали: