Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда (МВФ) ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
Благодаря прописанному в уставе принципу принятия решения на основе «взвешенного количества» голосов, который увязывал количество голосов страны в организации с ее вступительным взносом и вкладом в мировую экономику, США претендовали на 30% всех голосов в МВФ и МБРР, что автоматически делало их главным распорядителем ресурсов этих организаций.
СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал учредительные документы о создании этих организаций. Но система распределения голосов не отвечала интересам Советского Союза, экономика которого была подорвана Второй мировой войной. Советская делегация предлагала распределить голоса организаций таким образом, чтобы у СССР и США было приблизительно равное количество голосов независимо от вступительного взноса, который страна, понесшая самые большие потери в войне, не могла себе позволить без значительного ухудшения внутриэкономической ситуации. Кроме того, советская делегация выразила озабоченность тем, что условия предоставления кредитов МВФ, по сути, являются прямым вмешательством во внутренние дела принимающих стран. Это стало причиной того, что в итоге Советский Союз отказался ратифицировать договор об учреждении МВФ, что автоматически означало невозможность стать членом МБРР (согласно уставу МБРР, членами Банка могут быть только страны - члены МВФ, исключение или выход страны из МВФ означает автоматическое исключение ее из Банка). Таким образом, Советский Союз оказался вне системы международных финансовых организаций, членом которой в 1992 г. стало уже другое государство - преемник СССР - Российская Федерация.
Таким образом, на конференции в Брет-тон-Вудсе были приняты Статьи соглашения МВФ, выполняющие роль его устава. Этот документ вступил в силу 21 декабря 1945 г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил 1 марта 1947 г. В настоящее время число стран - членов МВФ составляет 188. Штаб-кваритира организации находится в Вашингтоне (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.
§2. Понятие, структура и особенности МВФ как международной экономической организации
Наиболее авторитетной международной экономической организацией как показывает международная практика, является, несомненно, Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
Структура органов управления Международного валютного фонда следующая.
1. Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, например, внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство-член имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР. Однако это не означает, что страна может купить в Фонде столько голосов, сколько ей необходимо для увеличения своего влияния на принимаемые в организации решения. Дополнительные голоса страна может купить только в рамках своей квоты, которая рассчитывается исходя из вклада страны в мировую экономику. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают следующие страны: США -16,83%, Япония - 6,04%, Германия - 5,9%, Великобритания - 4,87%, Франция - 4,87%, Саудовская Аравия - 3,17%, Италия - 3,21%, Россия - 2,7%. Доля 27 стран - участниц ЕС составляет 28,62%, 30 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 62,52% голосов в МВФ. На долю остальных стран приходится лишь 37,48% голосов.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ). США и ЕС обладают правом вето в отношении ключевых решений Фонда, принятие которых требует максимального большинства голосов (85%). Это вызывает недовольство и обеспокоенность развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
2. Согласно Уставу, Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Его роль играл учрежденный в 1974 г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы - Временный комитет (Interim Committee of tile Board of Governors on the International Monetary System), который в 1999 г. был преобразован в Международный валютно-финансовый комитет, выполняющий важные функции по руководству Исполнительным советом; выработке стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ; представлению Совету управляющих предложений о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ.
Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих МБРР и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам - Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР, проводит совместные заседания с валютно-финансовым комитетом с целью подготовки докладов и консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.
3. Совет управляющих делегировал значительную часть своих полномочий Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю.
С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24, пять из них назначены, согласно Уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятью странами, имеющими наибольшие квоты в капитале МВФ; три - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; шестнадцать - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся один раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов. Исполнительный совет МВФ выбирает на 5-летний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительного совета.
§3. Цели создания и основные функции МВФ
Основными целями Международного валютного фонда являются:
1. Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере.
2. Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и, соответственно, росту занятости и улучшению экономических условий стран-членов.
3. Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной сфере между странами-членами.
4. Определение паритетов и курсов валют; недопущение обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ.
5. Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений.
6. Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов.
7. Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов.
8. Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам.
9. Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.
Универсальность Международного валютного фонда по сравнению с другими организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции.
Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также с тем, что после вступления МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной.
Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как правило, ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего долга страны. Усиление контроля вызвано глубокими изменениями в мировой экономике, в частности, вследствие превращения ее в глобальную.
Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в ее ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.
МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.
МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику.
Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Российское правительство подписало соглашение о реструктуризации задолженности, как с Парижским, так и Лондонским клубами кредиторов. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно-кредитной системы.