Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда (МВФ) ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
Таким образом, если подытожить требование, которые предъявляются к новой концепции реформирования фонда, то можно сказать, что она должна не отрицая цели достижения экономического роста, включать в себя меры по обеспечению равномерного распределения доходов, учитывать социально-экономические условия принимающей страны, способствовать предупреждению и уменьшению последствий кризисных явлений, обеспечивать увеличение инвестиций в мировом масштабе.
Чтобы повысить эффективность деятельности финансовых организаций в целом, необходимо провести реформу самой системы международного финансирования. Улучшение механизмов разрешения кризисов возможно путем вовлечения частного сектора в прогнозирование кризисов и их преодоление. Повышение эффективности макроэкономической политики на национальном уровне также будет способствовать успешному функционированию системы международных финансовых организаций.
Для проведения успешной реформы каждой стране в отдельности, особенно это важно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, необходимо выработать возможные принципы и методы либерализации рынка, которые должны снижать уязвимость финансовой системы страны в случае кризиса или изменения в направлении потоков капитала. Одной из таких мер может служить стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в страну. Но эту меру могут использовать не все страны, так как общая макроэкономическая политика скорее соответствует интересам стран-лидеров, нежели интересам развивающихся стран.
На национальном уровне должна быть создана единая система управления государственным долгом, которая будет собирать, координировать и обрабатывать всю информацию о внешних обязательствах страны, о валютной позиции государства, включая данные о резервах и обязательствах. Со стороны стран-участниц также требуется активизация проводимой экономической политики, отстаивать свои национальные интересы, проводя либерализацию национальных валютных рынков, и способствовать образованию многополярного мира, который будет основой успешности и эффективности проводимых реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный валютный фонд является специализированным учреждением ООН. Он начал свою деятельность 1 марта 1947 г. на основе хартии МВФ, разработанной по итогам Бреттон-Вудской Конференции по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 г. Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Дж. М. Кейнс и Г. Уайт. Основной мотивирующей причиной возникновения Международного валютного фонда было стремление создать условия для послевоенного экономического роста путем учреждения организации, которая позволила бы предотвратить возврат к автаркии и протекционизму, представлявшими серьезные барьеры для глобализации.
Цель МВФ заключается в стабилизации обменных курсов и в поддержании устойчивости мировой платежной системы. Это достигается за счет предоставления МВФ краткосрочных и среднесрочных кредитов государствам, имеющим дефицит платежного баланса, при этом кредиторы дают наборы условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Членами МВФ являются 188 государств, которые осуществляют глобальное монетное сотрудничество и стремятся создать безопасную финансовую среду, облегчить условия международной торговли, снизить уровень глобальной безработицы и бедности, и, таким образом, обеспечить устойчивый экономический рост.
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Уставной капитал формируется за счет взносов членов МВФ через квоты, из размеров которых распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 16,83 %, Япония – 6,04%, Германия – 5,9%, Великобритания и Франция - по 4,87%, Италия – 3,21%, Саудовская Аравия – 3,17%, Россия – 2,7%.
За шесть десятилетий своего существования МВФ активно подвергается резкой критике многих ученых, политиков из развивающихся государств, антиглобалистской молодежи. Все многообразие критических замечаний в адрес МВФ сводится к следующему.
Во-первых, МВФ рассматривается как инструмент американской экономической гегемонии, поскольку для одобрения решений Фонда необходимо 85% голосов, а США обладают 17% всех голосов, что позволяет блокировать любое решение Международного валютного фонда.
Во-вторых, МВФ представляет займы с требованиями минимизации, а иногда даже и ликвидации правительственных расходов на социальные программы (образование, здравоохранение, доступное жилье, общественный транспорт), отказ от защиты окружающей среды, усиления налогового давления на бедных.
В-третьих, заимствование кредита, а затем и выплата внешнего долга в иностранной валюте ведет к ориентации экономики государства-дебитора исключительно на экспорт, невзирая ни на какие меры продовольственной безопасности, предпринимаемые во многих странах Африки и Азии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аттокурова Н.С. Международный валютный фонд: теория и практика, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 28-1. - С. 141-144.