Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда (МВФ) ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ учитывая падение цен на нефть. Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и другие государства, бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и социальной политики.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
В условиях глобализации современного мира роль международных финансовых организаций все больше повышается по мере дальнейшего усиления взаимозависимости стран. Для повышения эффективности работы этих организаций необходимо провести реформу их деятельности и системы международных финансовых организаций в целом с учетом новой политической, экономической и социальной ситуации в мире. На данный момент, Международный валютный фонд представляет из себя довольно тяжеловесную и негибкую структуру, неспособную быстро и эффективно реагировать на изменения в мировой экономике. Принципы деятельности данного финансового института, созданного в эпоху ограниченного движения капитала, совершенно не соответствуют современным условиям.
Существует мнение, что МВФ, который уже сейчас не справляется с нагрузкой, в будущем будет не способен вообще обеспечивать стабильность мировой финансовой системы. Основным аргументом для его реорганизации служит идея двойного конфликта интересов. Конфликт был вызван непоследовательными действиями МВФ при проведении различных кредитных операций. Последние кризисы показали, что действия фонда в области макроэкономической политики, обеспечения финансовой устойчивости и др., зачастую противоречили друг другу.
Деятельность МВФ в сжатом виде может быть представлена в трех основных видах.
Во-первых, функции наблюдения МВФ проявляются в мониторинге развития экономической и финансовой ситуации в различных странах, на основе которого впоследствии формулируются рекомендации по проведению национальной политики. Они направлены в первую очередь на недопущение возникновения кризисных ситуаций или преодоление уже существующих в экономике.
Во-вторых, МВФ оказывает финансовую поддержку странам с проблемными платежными балансами. Временное финансирование осуществляется при поддержке тех направлений политики, которые направлены на преодоление первопричин возникновения экономических трудностей. Предоставление кредитов странам с низким уровнем доходов имеет также целью смягчение проблем бедности и выведения их на путь самостоятельного преодоления этих проблем.
В-третьих, МВФ оказывает техническое содействие и развертывает программы обучения специалистов в пределах своей компетенции и накопленного опыта, опираясь на отличную научную и статистическую базу.
С одной стороны, такая политика являлась достаточно эффективной во время создания данной финансовой организации. Однако необходимо заметить, что на момент создания наибольшая квота и по сегодняшний день принадлежит США. Это было логичным, так как США в тот момент играла роль основного политического деятеля на мировой арене и не было страны, или группы стран, которые могли этому противостоять. В настоящее время гегемония США не соответствует интересам большинства населения земли. США уже прошли пик лидерства, после чего, следуя рассуждениям мир - системного анализа Валлерстайна, идет неминуемый спад и смена мирового лидера-гегемона. США обладает квотой в МВФ в 17%. Это недостаточно для самостоятельного принятия решения, однако достаточно для того, чтобы заблокировать любое решение фонда.
В современном мире постепенно создаются союзы стран, интересы которых надо учитывать при составлении и претворении в жизнь политики МВФ. Особенностью этой организации является ярко выраженный политический характер. Для пересмотра задолженности и возможности получения новых кредитов, страны-должники должны в обязательном порядке принять индивидуальные программы стабилизации. При разработке этих программ должны учитываться и применяться универсальные рекомендации МВФ. К ним относится: соблюдение фискальной дисциплины; последовательное сокращение государственных расходов на содержание госаппарата, оборону, субсидирование предприятий; перераспределение госрасходов в сферы, обеспечивающие наибольшую экономическую отдачу либо выравнивание доходов (здравоохранение, образование, инфраструктура); проведение налоговой реформы; либерализация финансовой системы и внешней торговли; упорядочивание валютных курсов; снятие барьеров на пути движения иностранного капитала. Подобный порядок получил название обусловленности кредитов и был обоснован необходимостью - быть уверенными в том, что страны-заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов фонда. В результате выполнения подобных требований страны-должники попадают в своеобразную зависимость от фонда, а значит и от проводимой им политики, подчиняющейся США и другим странам, имеющим весомые квоты.
Еще одной отрицательной чертой подобной политики является то, что универсальные рекомендации совершенно не учитывают национальных особенностей страны, а значит, не позволяют наиболее эффективно реализоваться в тех областях, которые приносят пользу, но не соответствуют интересам фонда. Так как фонду не хватает ресурсов для обеспечения надежной финансовой стабильности и помощи нуждающимся, МВФ выступает не как «последняя надежда» для стран в сложной экономической ситуации, а в роли организатора их спасения. Как уже было сказано, условия предоставления кредитов далеко не всегда соответствуют возможностям стран-заемщиц. Странам приходится выбирать - позволить ли своей экономике попасть под полное влияние фонда или выбираться из кризиса самостоятельно. И это, в свою очередь, значительно ограничивает возможности МВФ по предотвращению распространения кризиса.
Критику системы кредитования, принятую в МВФ, поддержали исследователи экономики в Англии: «Это могло работать в первые 20 — 30 лет существования Фонда, когда почти все страны были потенциальными заемщиками и у всех были схожие интересы. Но, как показало исследование, эта модель не подходит для сложившейся ситуации, в которой экономические характеристики и нужды государств — членов Фонда серьезно варьируются».
Более того, политика МВФ, проводившаяся в последние годы, косвенно способствовала образованию «пузырей» в финансовом сегменте мировой экономики, включая ипотечный. В то же время, реформирование МВФ не может происходить отдельно от всей остальной системы финансовых институтов. При реформировании необходимо руководствоваться общими принципами для построения и обновления всей институциональной структуры международных организаций, которая будет отвечать современным условиям и обеспечит стабильность мировой финансовой системы.
Следует отметить, что структура правления МВФ с момента его создания практически не менялась, хотя роль развивающихся стран в мировой торговле за это время значительно выросла. В частности, сегодня на страны БРИКС приходится около 20 % мирового ВВП, а по темпам роста они значительно опережают промышленно развитые страны. Постоянная критика такого положения дел со стороны многих заинтересованных стран привела лишь к поверхностным изменениям—доля голосов развивающихся стран в последнее время выросла с 39,4 до 42,1 %. Из них квота Китая выросла на один процентный пункт, до 4 % от общего числа. Голос Южной Кореи прибавил 0,65 процентного пункта, дотянув до 1,41 %. Индия усилилась до 2,44 %, а слово Бразилии стало тяжелее на 0,36 процентного пункта, ее доля составляет теперь 1,78 %.
На встрече лидеров стран БРИКС в Лос-Кабосе в 2012 году обсуждалась сложившаяся ситуация. По мнению стран БРИКС, для координации макроэкономической политики, содействия глобальному экономическому восстановлению и обеспечения финансовой стабильности, необходимо усовершенствовать международную валютно-финансовую архитектуру и провести реформу МВФ.
В первую очередь нужно обратить внимание на пересмотр бюджетной политики, проводимой Европейскими странами. В своем большинстве им не удается соблюдать требования, предъявляемые МВФ, что показывает печальный пример Греции. В отношении развитых стран проявляется политика двойных стандартов со стороны фонда. Это приводит к тому, что с одной стороны, национальные интересы стран мало учитываются, а с другой стороны к некоторым применяются необоснованные поблажки.
Также лидеры БРИКС настаивают на решении проблемы расчета квот в МВФ. Как отметил министр финансов РФ А. Силуанов, существующая формула расчета квот участия в МВФ учитывает многие факторы - не только ВВП, но и показатели открытости, изменчивости. По его мнению, с одной стороны это неплохо, но, с другой стороны, сегодняшнее распределение квот МВФ не отвечает нынешним реалиям, потому что мы видим, что развивающиеся страны серьезно продвинулись. Поэтому естественно желание таких стран иметь больше влияния в МВФ, большее влияние на мировую финансовую систему при принятии решений. Страны с развивающимися рынками должны иметь большую долю в МВФ. БРИКС предлагает упростить данную формулу, сделать ее максимально понятной и прозрачной, в частности - показатель ВВП в данной формуле при распределении долей в МВФ должен быть решающим. Это поможет более точно отразить расклад сил на современном этапе. Также было предложено реформировать фонд и укреплять его с помощью стран-членов БРИКС и других развивающихся стран.
Однако необходимо заметить, что, несмотря на критику, обрушившуюся на фонд и другие международные финансовые организации, адекватной альтернативы им в настоящее время нет. Ни одно государство не обладает столь мощными финансовыми ресурсами, которые можно использовать для поддержания международной финансовой стабильности и помощи развивающимся странам. Не случайно международные финансовые организации наряду с суверенными государствами и транснациональными корпорациями стали выделять в самостоятельный субъект мирового хозяйства, который непосредственно влияет на направление и интенсивность развития мировой экономики.
На сегодняшний день большинство представителей развивающихся стран отказались от высказываемых ранее идей радикального решения проблем, связанных с МВФ и предлагают реформировать фонд с учетом интересов новых влиятельных участников мирового сообщества. Для этого необходимо внести некоторые изменения в функции, возложенные на фонд.
Необходимо позволить как МВФ, так и другим финансовым институтам участвовать в решении проблем долговых кризисов стран и организации проблем по реструктуризации задолженности. Прозрачность работы фонда также станет важным шагом на пути реформирования. МВФ должен усилить контроль за теми странами, которые приняли и подписали все положения, необходимые для получения займа, и следить, как выполняются принятые международные стандарты данными странами. Также необходимо увеличение надзора за политикой стран-участниц в области финансового сектора и движения капитала. МВФ должен не только нивелировать последствия кризисных ситуаций, но также стараться предотвратить возникновение таковых, вести контроль за потоками капитала и инвестиций в мировом масштабе и предупреждать проблемные экономики о надвигающейся опасности.
Многие страны высказываются за идею того, чтобы фонд стал центром по разработке и координации осуществления мировой и региональной социально-экономической стратегии развития; также чтобы МВФ осуществлял свои программы помощи и координации с анализом и учетом социального и политического факторов развития стран. При предоставлении некоторых новых полномочий, фонд сможет служить координатором макроэкономической политики как развитых, так и развивающихся стран таких областях как подавление инфляции и обеспечение занятости населения.
В случае увеличения своих финансовых возможностей МВФ смог бы помогать странам, попавшим в финансовые трудности, таким образом, чтобы не заставлять их завышать процентные ставки ради остановки падения национальной валюты и тем самым обрекать спасаемые страны на долгие годы экономического спада и депрессии, а осуществлять менее болезненные программы помощи за счет больших финансовых влияний на более проработанных условиях. В рамках фонда также возможно создать новый механизм кредитования стран, который бы позволил единовременно получить достаточный объем финансовых ресурсов и использовать их до истощения национальных валютных резервов.
На сегодняшний день общий бюджет МВФ составляет около 210 млрд. долларов. Некоторые из критиков считают, что этого явно недостаточно, чтобы оказывать финансовую помощь странам, охваченным кризисом. МВФ со своей стороны мог бы также ввести дополнительные меры для обеспечения достаточной ликвидности в период кризиса и предоставления дополнительных финансовых ресурсов для стран, попавших в чрезвычайное положение. Такого рода превентивные меры должны проводиться совместно с ООН. Более активное участие в антикризисных мероприятиях должны принимать и региональные финансовые учреждения, включая региональные аналоги МВФ. Региональные международные организации должны как оказывать помощь в разрешении кризисных проблем, так и способствовать экономическому развитию стран, в том числе с использованием финансовой помощи МВФ.