Файл: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: цели, функции, особенности (Общая характеристика Международного валютного фонда (МВФ) ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд создавался как организация сотрудничества между государствами с целью регулирования международной валютной системы. На сегодняшний день он является одной из самых влиятельных международных экономических организаций, поэтому вопросы изучения МВФ являются весьма актуальными.

Создание МВФ было обусловлено совокупностью правовых и экономических факторов. Что касается правовых оснований этого процесса, необходимо отметить, что межгосударственные меры главных капиталистических государств в сфере международных валютно-кредитных отношений не пошли дальше созыва международных конференций, создания комиссий и заключения Трехстороннего договора 1936 года. Экономические факторы заключения соглашения о создании МВФ включают: мировой валютный кризис 1929-1936 г.г. (кризис предыдущей мировой валютной системы (Генуэзской)); экономическую взаимозависимость государств, особенно формирование и укрепление мирового рынка, и разруху хозяйства (развал национальных экономик вследствие второй мировой войны).

Деятельность МВФ сосредоточена вокруг укрепления существующей системы наднационального регулирования путем обеспечения ее прозрачности, наращивания финансовых возможностей, совершенствования механизмов регулирования, пересмотру политики по отношению к развивающимся странам. Реализация указанных мер позволит расширить правовое поле деятельности институтов глобального регулирования, укрепит доверие к ним. Это будет способствовать дальнейшему поступательному развитию системы многостороннего финансового регулирования, которая сможет оперативно реагировать на проявление негативных тенденций развития мировой экономики, являясь проводником устойчивого развития.

Вопросами исследования развития Международного валютного фонда занимались такие ученые как В.Н. Зуев, Г.Г. Авагян, Е.Ю. Ильин, В.В. Аверков, Л.П. Бородулина, А.Д. Богатуров, Ю.Г. Вешкин и другие. Научный интерес представляют монографии Д.В. Смыслова, Л.Г. Чувахиной, И.В. Андроновой, Л.И. Потиенко, В.В. Гаврилова, И.Н. Ефременко.

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении института Международного валютного фонда, а также анализе проблемных аспектов в развитии и реформировании МВФ.

Исходя из цели, поставленной в курсовой работе, определены основные задачи исследования

1) изучить историю создания Международного валютного фонда (МВФ);

2) рассмотреть понятие, структуру и особенности МВФ как международной экономической организации;


3) исследовать цели создания и основные функции МВФ;

4) проанализировать проблемы и пути реформирования Международного валютного фонда.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступает институт Международного валютного фонда.

Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы как анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. Кроме того, использовались частнонаучные методы исследования: изучение и анализ документов, метод системного анализа и сравнительного правоведения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА (МВФ)

§1. История создания Международного валютного фонда

За более чем 60-летнюю историю Международный валютный фонд (МВФ) прошел путь от второстепенного кредитора до организации, определяющей экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так, на протяжении почти семи лет с 1992 г. - года вступления России в МВФ - российская экономическая политика подчинялась требованиям МВФ, который являлся в то время главным кредитором страны. Что же позволило МВФ за столь короткий период превратиться в ведущую международную финансовую организацию, субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом?

Потрясения начала XX в., а именно Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война, во многом предопределили структуру и функции МВФ. Уже после Первой мировой войны возник вопрос о необходимости многостороннего межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская (1921 г.) и Генуэзская (1922 г.) конференции по экономическим проблемам, на которых была признана необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако обе конференции не дали ожидаемых результатов.


На протяжении 1930-х г.г. было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом. Великая депрессия нанесла сокрушительный удар по мировой экономике - в промежутке между 1929 и 1932 г. цены на товары во всем мире упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63%. Однако положительным результатом Великой депрессии явилось понимание неразрывной связи между политической безопасностью и экономическим процветанием, а также того, что с расширением внешнеэкономических связей под воздействием внешних факторов возрастает уязвимость национальных экономик. Стало очевидно, что в политике изоляционизма, торговых и валютных войнах нет и не будет победителей.

Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран, за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения. Мировые хозяйственные связи были нарушены, Европа почти полностью находилась под оккупацией, Франция пала, Британская империя отчаянно боролась за существование, СССР вел ожесточенные бои под Москвой. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстрорастущую экономику и самые сильные вооруженные силы - США.

В отношении того, какой мировой порядок следует построить после окончания войны, в американском обществе существовал уверенный консенсус: недопущение повторения британского опыта создания империй на базе силового контроля над слабыми обществами; уважение принципа национального самоопределения; создание системы коллективной безопасности; мировое экономическое сотрудничество на основе равноправного доступа к торговле и инвестициям, универсализма и многосторонности. Устранение всех дискриминационных барьеров, замена двусторонних экономических отношений многосторонними, что позволило бы всем странам, по мнению американских стратегов, получить выгоды от мировой экономической конкуренции, равного доступа к сырью, экономической специализации на основе принципа «сравнительных преимуществ». В таком открытом многостороннем мире, где действуют универсальные, единые для всех законы взаимодействия, где существует взаимозависимость, вероятность возникновения нового мирового конфликта будет значительно снижена, поскольку, по выражению заместителя министра финансов США Г. Уайта, «лучшие соседи - это процветающие соседи».


Во время Второй мировой войны в США было создано огромное количество комитетов, задачей которых являлась разработка нового мирового порядка. Все эти комитеты предлагали разнообразные варианты послевоенного мирового устройства, однако все они сходились во мнении о необходимости создания регулирующих специализированных институтов. Эти институты должны были сохранять и в случае ослабления США воспроизводить порядок в различных сферах мировой политики и экономики, т.е. «международные режимы». Планировалось создать валютно-финансовый режим, торговый, энергетический, морской, режим военной безопасности и т.д., которые должна была координировать Организация Объединенных Наций (ООН). Кроме координирующих функций, ООН должна была исполнять роль единой системы мировой безопасности.

Разработкой важнейших международных экономических режимов занимались также различные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. Среди предложенных проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза - Д.М. Кейнса (Великобритания).

План Д.М. Кейнса во многом отражал интересы Великобритании и был призван облегчить ее валютно-финансовое положение. Предлагалось создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности, он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства - банкора, не обеспеченного золотом, который планировалось использовать для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов.

План Г. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», а первоочередной целью являлась стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Уайт подчеркивал, что поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках. В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал попадает в страну, где он получает наибольшую прибыль в условиях отсутствия риска валютного обесценения. Первоначально план предусматривал создание стабилизационного фонда в размере 5 млрд долл., состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-участниц для выдачи краткосрочных кредитов на финансирование дефицитов платежных балансов. При этом стабилизационный фонд имел право в одностороннем порядке изменить валютный курс страны-заемщика, принудить страну отменить валютный контроль. Такие полномочия стабилизационного фонда слишком явно затрагивали экономический суверенитет стран-членов и в таком виде были неприемлемы. Поэтому первая редакция плана подверглась существенной переработке.


Окончательный вариант плана Уайта был опубликован в 1943 г. Его обсуждали эксперты из 30 стран. План преследовал несколько целей: оказание помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий упрочения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер.

Несмотря на то, что главной долгосрочной целью плана Уайта было создание универсального мира «открытых дверей», «интернационального капитализма» с господством многосторонних экономических и политических отношений, в среднесрочной перспективе он допускал преобладание более закрытой формы капитализма, или «национального капитализма», который должен был позволить странам не допустить усугубления экономического кризиса через достижение полной занятости, пусть даже ценой снижения экономической эффективности. Для реализации этих целей предусматривалось, что Фонд будет иметь ресурсы не менее 5 млрд долл. Страны-члены оплачивают свою квоту, которая исчисляется исходя из их социально-экономического положения (валютных резервов, платежного баланса, национального дохода и т.д.), 30% в золоте, а остальную часть - в национальной валюте и правительственных ценных бумагах (не более 50% от квоты).

Предусматривалось также, что стоимость национальных валют будет устанавливаться через валютную единицу Фонда «унитас», стоимость которой равнялась 10 долл. США по золотому содержанию того времени, а операции с золотом страны могли осуществлять только по паритету. Изменение паритета валют страны допускалось только в случаях фундаментального неравновесия платежного баланса страны и с согласия 3/4 стран - членов Фонда.

Планы Д.М Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшейся 1-29 июля 1944 г. Британскую делегацию возглавлял сам Д.М. Кейнс, и хотя за основу создания нового мирового порядка был взят план Уайта, все же в него были внесены некоторые коррективы. Результатом конференции стало компромиссное решение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) с целью помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление. Это решение стало первым важным шагом на пути создания нового мирового порядка. 44 страны, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс (+ 10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. По требованию Лондона все эти меры разрешалось отложить на пять лет после окончания войны.