Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (ТеоретиКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕСОСОТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1. Институт несостоятельности (банкротства): понятие, цели и задачи
1.2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСОТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
2.1 Правовое регулирование банкротства: система и источники
2.2. Механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства)
– проценты за пользование заемными средствами (но пени, начисляемые при просрочке возврата кредита, к ним не относятся);
– убытки в виде реального ущерба;
– размер обязательных платежей без учета санкций;
– перечисленные выше требования, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения, но только в целях участия в деле о банкротстве.
Для определения наличия признаков банкротства не учитываются[22]:
– обязательства должника перед гражданами, перед которыми ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, т.е. всеми кредиторами первой очереди;
– обязательства перед автором результатов интеллектуальной деятельности, т.е. вознаграждение кредиторам второй очереди;
– обязательства перед участниками должника, вытекающие из такого участия;
– имущественные санкции (неустойки, проценты за просрочку платежа, в том числе начисленные по ст. 395 ГК РФ, убытки в виде упущенной выгоды) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;
– финансовые санкции за неисполнение обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, такие как штрафы, пени.
Таким образом, даже в том случае, когда сторона недействительной сделки обязана возвратить денежные средства, но не делает этого, ее нельзя признать банкротом на этом основании.
Очень важно знать момент определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей.
Таковыми являются:
1) дата подачи в суд заявления о признании должника банкротом[23];
2) дата введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве при заявлении кредитором своих требований после возбуждения производства по делу о банкротстве, если требования возникли до возбуждения такого производства.
Таким образом, было рассмотрено понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства).
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСОТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
2.1 Правовое регулирование банкротства: система и источники
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений в любой стране с развитой экономической системой. В Российской Федерации существующее законодательство имеет вековую историю.
Были времена, когда к должникам разрешалось применять жесткие меры. Несостоятельность ассоциировалась с позором, и поэтому на сегодняшний день тема нормативно-правового регулирования очень актуальна.
Первый письменный источник правового регулирования несостоятельности — Законы Хаммурапи (1789 г. до н.э., Древний Вавилон). Серьезное развитие эти вопросы получили в римском праве, затем в XIII в. — в Италии, а с XVI в. — во Франции, Германии, Англии.
В дореволюционной России была создана система нормативных актов о банкротстве, которые образовали конкурсное право. Гражданско-правое регулирование банкротства оказалось сложным делом. Становление нормативно-правой базы происходило веками. Основой развития конкурсного права стали «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.[24]
После революции 1917 г. дореволюционные правовые акты были отменены.
В РСФСР судами и иными государственными учреждениями не принимались и не разрешались споры о несостоятельности должников, возникшие до ноября 1917 г. С 1921 г. в ходе НЭП и в связи с расширением торгового оборота случаи несостоятельности хозяйствующих субъектов стали распространенным явлением. Гражданский кодекс РСФСР, который был принят в 1922 г. упоминал о несостоятельности в ряде статей, регулировавших отношения поручения, займа, залога, товарищества и др. Однако механизм реализации указанных норм отсутствовал.
В 1927 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР в Гражданско-процессуальный кодекс были включены нормы, которые предусматривали регулирование несостоятельности: регламентировали конкурсное производство, определяли специальные основания недействительности сделок, указывали правила зачета взаимных требований, устанавливали правила отказа управляющего от исполнения договоров[25].
В связи с возникновением монополии государственной собственности и государственной поддержки убыточных предприятий по окончании НЭПа банкротство предприятий практически прекратилось.
Советское законодательство 1920-х годов в качестве условий для признания факта несостоятельности, принимало совокупность следующих факторов: 1) прекращение платежей на сумму более 3 000 руб. или неизбежность такого прекращения в будущем, вытекающая из состояния дел должника; 2) установление судом неспособности погасить полностью денежные требования; 3) наличие не менее двух кредиторов.
В связи с отсутствием законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) в России в начале 1990-х годов, существовало огромное количество убыточных предприятий, была очень низкой конкурентоспособность продукции, процветали злоупотребления со стороны руководителей организаций, связанные с исполнением обязательств.
В 1992 году был принят Закон РФ № 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года, в котором дано определение несостоятельности, как неспособности удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг, включая неуплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом либо неудовлетворительной структурой баланса должника).
Закон ввел такие понятия, как: - неудовлетворительная структура баланса;- фиктивное банкротство; - умышленное банкротство.
Кроме того, Закон определил процедуры банкротства, такие как:
- реорганизация, которая включает внешнее управление имуществом должника и санацию;
- ликвидация, которая включает принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда;
- мировое соглашение, как момент достижения договоренности между должником и кредиторам относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Также ввел процедуру санации, снизил роль государственного и административного управления, предусмотрел возможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации. В настоящее время данный закон утратил силу.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ более четко определил:
- понятие «несостоятельности (банкротства)», как признанную арбитражным судом, объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- признаки банкротства, среди которых размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуг, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника – юридического лица, вытекающих из такого участия.
Дело о банкротстве возбуждалось арбитражном судом при требовании к должнику – юридическому лицу в совокупности не менее 500 МРОТ.
Закон предусмотрел меры, которые применялись к должнику – юридическому лицу в виде процедур банкротства: досудебная санация, мировое соглашение, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство; установлена упрощенная процедура банкротства. Но данный закон также утратил силу.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действие закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исключение, в соответствии со ст. 65 ГК РФ, составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.
В соответствии с новым законом должник признается банкротом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Закон изменил срок рассмотрения дела о банкротстве на заседании арбитражного суда: он не должен превышать семи месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Кроме того, данный закон разрешал прекращать процедуру банкротства на любой стадии после уплаты всех долгов; прописывал возможность исполнения обязательств должника третьими лицами для досрочного завершения дела о банкротстве; ужесточил процедуру назначения арбитражных управляющих; предоставил права государству, как и другим кредиторам, участвовать в процедуре банкротства; регламентировал особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц. Предоставил предприятиям, имеющим определенные трудности, оценить свои возможности и принять решения о дальнейшем существовании.
В 2009 г. закон был подвергнут существенным изменениям, затронувшим более 65% его статей. Основные из них: расширение оснований недействительности сделок с имуществом должника, усиление ответственности лиц, контролирующих должника. Последние изменения, внесенные в этот закон в 2014- 2015 гг., ввели нормы о банкротстве граждан, изменили условия принятия судом заявления о признании банкротом и т.п.
В настоящее время, система правового регулирования банкротства представляет собой структуру, в которой можно выделить общую и особенную части (рис. 3). Это обусловлено структурой Закона о банкротстве, как источника института банкротства.
Система института банкротства |
Общая часть |
Досудебный этап банкротства |
||||
Судебный этап банкротства |
||||||
Особенности банкротства отдельных категорий должников |
||||||
Особенная часть |
||||||
Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве |
Рис. 3 - Система института банкротства
Нормы общей части содержатся в части первой ГК РФ, гл. 22 УК РФ, гл. 14 КоАП РФ, гл. I Закона о банкротстве и других нормативных правовых актах и содержат понятие и признаки несостоятельности; субъекты правоотношений, которые связанны с банкротством, их основные права и обязанности, ответственность.
Особенная часть включает досудебный (гл. II Закона о банкротстве и др.) и судебный этапы банкротства (гл. 28 и иные нормы АПК РФ, гл. III—VIII Закона о банкротстве и др.); особенности банкротства отдельных категорий должников (гл. IX, X Закона о банкротстве и др.); упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (гл. XI Закона о банкротстве и др.).
Цель является важной структурной характеристикой института банкротства, поскольку в той или иной мере определяет все другие его категории и, прежде всего, систему применяемых к должнику средств правового регулирования различного характера (экономического, организационного, информационного и т.д.).
Цель правового регулирования неразрывно связана с целью института несостоятельности (банкротства). Цель института несостоятельности можно определить как не только справедливое удовлетворение требований кредиторов, но и создание эффективного механизма обеспечения стабильности и устойчивости рыночных отношений.
С учетом данной цели необходим механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволит найти разумный баланс между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и гарантированностью прав кредиторов.