Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (ТеоретиКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕСОСОТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
1.1. Институт несостоятельности (банкротства): понятие, цели и задачи
1.2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСОТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
2.1 Правовое регулирование банкротства: система и источники
2.2. Механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства)
Исходя из этого, основной целью правового регулирования является выбор наиболее эффективных средств, которые представляют собой элементы механизма правового регулирования.
Задачи отдельных процедур банкротства носят разноплановый характер, но не противоречат конечной цели.
Важным является соблюдение последовательности применения норм, которые регулируют банкротство юридических лиц. При банкротстве юридических лиц (градообразующих, финансовых и иных), а также лиц, для которых предусмотрена упрощенная процедура банкротства, применяются специальные нормы гл. IX, XI Закона о банкротстве. Во вторую очередь, применительно к отношениям, которые не урегулированы специальными нормами, применяются положения гл. I—VIII Закона о банкротстве и являются общими для всех юридических лиц. В третью очередь применяются нормативные акты, которые прямо предусмотрены законами о банкротстве (например, АПК РФ).
Принципы права играют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений, которые возникают в связи с несостоятельностью (банкротством) должника. Посредством принципов права определяются цели, задачи, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.
Под принципами правового регулирования отношений, возникающих в связи несостоятельностью (банкротством), понимают исходные положения, которые отражают объективный характер института несостоятельности (банкротства), выражают его сущность и содержание, а также закономерности развития соответствующих отношений, на основе которых строятся нормативная база и правоприменение.
Специфика этих принципов, предопределена: - воздействием общих принципов права; - особенностями регулируемых отношений; - неоднородным характером используемых средств, способов и методов правового регулирования; - специфичной целью института несостоятельности (банкротства); - комплексным характером исследуемого института.
Основная особенность принципов правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) заключается в том, что они выражают сущность правового регулирования, характер воздействия права на регулируемые общественные отношения, учитывают особенности их взаимодействия с предметом, целями, задачами и методами правового регулирования.
Общие (общеправовые) принципы права, такие как равноправие субъектов права, оптимальное сочетание общественных и частных интересов, реальность и гарантированность прав, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, законность, диспозитивность и т.д., оказывают воздействие на институционные принципы, реализуются через них, но в рамках конкретного института приобретают специфику, обусловленную особенностями данного института, а также особенностями соответствующих отношений.
Правовое регулирование банкротства иных юридических лиц, которые не относятся к отдельным категориям должников, осуществляется нормами гл. I—VIII Закона о банкротстве, а нормативными актами, которые прямо предусмотрены указанными главами закона о банкротстве.
Источниками правового регулирования банкротства являются:
1. Конституция РФ.
В основе концепции банкротства лежат такие конституционные принципы, как:
- признание и защита равным образом всех форм собственности[26];
– недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда[27];
– возможность ограничения прав и свобод человека федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц[28].
2. Кодексы. АПК РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, НК РФ.
3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
4. Иные федеральные законы
5. Подзаконные нормативные правовые акты, указы Президента России, постановления Правительства РФ, акты Минюста, Минэкономразвития России, ЦБ РФ.
6. Судебные акты Конституционного Суда РФ.
7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ.
2.2. Механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства)
Анализ механизма правового регулирования представляет собой трудную задачу. Сложность этого явления предопределена, как спецификой самой категории несостоятельности, являющейся экономической по своему содержанию, особенностями соответствующих правоотношений, а также целями и задачами института несостоятельности (банкротства).
Данное обстоятельство накладывает отпечаток на характер используемых средств правового регулирования, являющихся элементами этого механизма, в результате чего элементами механизма наряду с собственно правовыми средствами становятся и средства, не относящиеся первоначально ни по форме, ни по содержанию к числу правовых, но приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму. Речь идет о специфических инструментах, являющихся по своему содержанию экономическими, организационными, информационными и т. д. и приобретающих в процессе реализации правовую форму. Именно наличие правовой формы делает возможным отнесение этих средств к элементам механизма правового регулирования.
На современном этапе развития рыночных отношений механизм правового регулирования отношений несостоятельности представляет собой сложную систему, включающую в себя несколько подсистем:
- предупредительный механизм,
- восстановительный;
- ликвидационный.
Действие механизма правового регулирования реализуется посредством правовых режимов.
Под правовым режимом необходимо понимать не простую совокупность правовых средств, а определенный набор этих средств, обеспечивающий эффективное воздействие на общественные отношения. При этом эффективное воздействие следует рассматривать как наиболее оптимальный способ достижения соответствующей цели.
Правовой режим, представляя собой порядок регулирования, отличается не только набором определенных правовых средств, но и особым сочетанием дозволений, запретов, позитивных обязываний (определенных стимулов и ограничений). Поэтому при определении правового режима необходимо исходить и (в том числе) из особого способа правового регулирования (поскольку в противном случае определение рассматриваемого понятия будет лишено всякого смысла: в этом случае стирается грань между механизмом правового регулирования и правовым режимом).
Вопрос о выборе наиболее оптимального правового режима возникает главным образом в отношении определения правового статуса участников общественных отношений, воплощается в их субъективных правах и обязанностях.
Правовой режим отражает характер государственного воздействия на общественные отношения, а также степень активности самих субъектов.
Таким образом, под правовым режимом применительно к институту несостоятельности (банкротства) следует понимать порядок регулирования общественных отношений, который характеризуется определенным набором средств правового регулирования, сочетанием стимулов и ограничений и выражающийся в особом состоянии субъектов, а также их прав и обязанностей.
Каждый механизм (подсистема) характеризуется специфическими средствами правового регулирования. В первых двух случаях правовое регулирование сосредоточено вокруг финансового состояния должника, его платежеспособности. С учетом этого преобладающее значение имеют средства правового регулирования, направленные на сохранение имущества должника.
Выбор правовых средств в рамках ликвидационного механизма ставится в зависимость от возможности сохранения должника как субъекта права.
Наиболее сложной задачей является выбор соответствующего механизма применительно к конкретному должнику. Решение данной задачи сталкивается с несовершенством правового обеспечения.
Немаловажным является выбор средств правового регулирования банкротства.
Все средства правового регулирования образуют единую, целостную систему и применяются в совокупности.
Это не только собственно правовые средства, такие как соглашение, принцип и норма права, ответственность, акт применения права и т.д., но и иные средства: экономические, организационные, информационные и т.д., которые приобрели правовую форму в результате действия норм права. Исходя из их внутренней принадлежности к экономике, выделяются экономические средства. Так, предвидение, прогнозирование, планирование несостоятельности (банкротства) являются экономическими средствами по своему содержанию, но в процессе реализации норм права они приобрели правовую форму и стали элементами механизма правового регулирования.
Правовую форму приобретают и организационные средства, например, порядок предъявления и удовлетворения требований кредиторов и т.д., а также информационные средства, такие как публикация сообщения о проведении собрания кредиторов, комитета кредиторов, сведений о финансовом состоянии должника и т.д. Применение организационных средств основывается на императивном методе регулирования.
В рамках регулирования отношений несостоятельности (банкротства) отдельно выделяют информационные средства, так как их применение необходимо для доведения до сведения участников рассматриваемых отношений, а также иных лиц информации, которая касается порядка, сроков, способов, средств реализации мероприятий на предбанкротном этапе и в рамках конкурсного процесса. Их задача состоит в информационном обеспечении защиты прав и интересов кредиторов и должника.
Среди средств правового регулирования банкротства особое место занимают правовые средства.
Многообразие существующих определений понятия правовых средств, позволило выявить характерные, наиболее общие признаки правовых средств:
1) субстанциональность;
2) многоуровневый характер;
3) детерменированность с целями правового регулирования;
4) направленность на достижение намеченных целей;
5) выступают элементами механизма правового регулирования, правовых режимов.
Своеобразным правовым средством выступает и сам институт несостоятельности (банкротства), представляющий собой совокупность определенных стимулов и ограничений.
С учетом определенной специфики отношений в сфере несостоятельности (банкротства), специфики самого института несостоятельности, сочетания в механизме правового регулирования частноправовых и публично-правовых начал целесообразно выделить группу публично-правовых средств, таких как средства государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства): установление на законодательном уровне требований к кандидатуре арбитражного управляющего, аттестация арбитражного управляющего, регистрация саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; установление особого порядка предъявления и удовлетворения требований кредиторов, не допускающего удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке, а также предусматривающего специальный порядок распределения конкурсной массы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Проблема несостоятельности (банкротства) должника, не исполняющего свои долговые обязательства как одна из наиболее актуальных проблем гражданского права имеет многовековую историю: она привлекала и до сих пор привлекает внимание многих цивилистов.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить в полном объеме определенные законом требования кредиторов (по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или об оплате труда) или исполнить обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей. Термины «денежное обязательство» и «обязательные платежи» применительно к правоотношениям банкротства имеют собственное значение, отличное от закрепленного гражданским и налоговым законодательством.
К банкротству может привести неисполнение не любых, а только строго определенных обязательств. По общему правилу в основу понятия банкротства положен критерий неплатежеспособности, поэтому лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если оно не исполняет свои обязательства перед ними в течение определенного срока. Внешним признаком банкротства, установление которого арбитражным судом служит основанием для признания должника банкротом, является неисполнение денежного обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. Для некоторых категорий должников установлены иные признаки банкротства.
Институт банкротства (конкурсное право) — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с банкротством и его предупреждением. Он является межотраслевым. Его целями являются не только пропорциональное удовлетворение требований всех кредиторов, но и восстановление платежеспособности должника, предотвращение его ликвидации. Система конкурсного права включает в себя общую и особенную части, которая подразделяется на четыре субинститута. Основной источник правового регулирования — Закон о банкротстве, за которым законодательно закреплен приоритет перед любыми иными актами, регулирующими отношения, связанные с банкротством.
Банкротство - это и длящийся во времени процесс, в ходе которого осуществляются различные действия, мероприятия и процедуры, предусмотренные законодательством о банкротстве. Процесс банкротства начинается при появлении у лица признаков неплатежеспособности, недостаточности имущества для исполнения своих обязательств, либо возникновении иных обстоятельств. Он включает досудебный и судебный этапы. Стадии судебного этапа — это рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом и процедуры в деле о банкротстве. Завершается этот процесс либо ликвидацией должника, либо прекращением производства по делу и всех связанных с ним ограничений.