Файл: Разработка проекта информационной системы для библиотеки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Конфигурация 1С: Бухгалтерия – это нечто вроде шаблона, который задаёт структуру информационной базы. Кроме того, этот шаблон определяет набор инструментов, доступных бухгалтеру. Этими инструментами можно пользоваться для заполнения информационной базы, для обработки данных, которые в ней хранятся, и для получения некоей результирующей информации в виде отчётов.

Конфигурация, с которой работает конкретная организация, может быть доработана с учетом её потребностей, с учетом особенностей учета.»[6]

Технологическая платформа предоставляет объекты (данных и метаданных) и механизмы управления объектами. Объекты (данные и метаданные) описываются в виде конфигураций. При автоматизации какой-либо деятельности составляется своя конфигурация объектов, которая и представляет собой законченное прикладное решение.

Работа программиста в среде разработки приводит к построению конкретной конфигурации. И такая конфигурация реализуется (проигрывается) в среде выполнения (в режиме 1С:Предприятие). Что касается конфигурации, то платформа 1С:Предприятие содержит фиксированный набор прототипов (шаблонов) объектов конфигурации. Например, имеются шаблоны справочника, документа, регистра сведений, отчета и т. д. Когда в среде разработки создается новый объект конфигурации, то он наследует используемый при его построении шаблон.

Таким образом, несмотря на то, что каждая прикладная конфигурация обладает функциональной индивидуальностью, она создана на основании базовых объектов конфигурации.

Встроенный язык программирования 1С:Предприятие, а также язык запросов используются для описания специфических алгоритмов прикладного решения. Для построения запросов в систему 1С:Предприятие включен еще один язык - язык запросов, который похож на язык построения запросов SQL. Важной особенностью языка запросов в системе 1С:Предприятие является то, он предоставляет собой доступ к данным только на чтение. Для записи же информации используются конструкции встроенного языка 1С:Предприятие.

Автоматизация учета библиотечного фонда строится на основе следующих объектов метаданных:

Константы

Объекты типа Константа используются для работы с постоянной и условно постоянной информацией. Информация, хранящаяся в константах, редко изменяется, но, как правило, часто используется в работе. Например, в константах может храниться наименование предприятия, его ИНН, фамилии директора и главного бухгалтера и другая подобная информация.


Справочники

Объекты типа Справочник используются для работы с постоянной и условно постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе. На этапе конфигурирования разработчик описывает, какими свойствами обладает каждый конкретный справочник. К настраиваемым свойствам относятся, например, длина и тип кода, количество уровней иерархии, поддержка уникальности кодов, набор реквизитов справочника.

Объект конфигурации Справочник отличает то, что пользователь при работе в режиме 1С:Предприятие может вносить данные в информационную структуру, созданную на основании этого объекта конфигурации. Справочники используются в ситуациях, когда необходимо исключить неоднозначный ввод информации.

Перечисления

Перечисления используются в системе «1С: Предприятие» для описания постоянных наборов значений, не изменяемых в процессе работы конфигурации. В отличие от справочника, значения перечислений задаются на этапе конфигурирования и не могут быть изменены на этапе исполнения.

Документы

Документы предназначены для фиксирования информации о происходящих событиях в подразделении или в организации в целом. Функциональность документа отличается от функциональности всех остальных объектов информационной базы. Основное отличие связано с тем, что документ обладает способностью проведения. Факт проведения документа означает, что событие, которое он отражает, привело к изменению состояния учета.

В связи с тем, что документ обладает способностью вносить изменения в состояние учета, он всегда привязан к конкретному моменту времени.

Регистры накопления

Основным назначением регистра накопления является накопление числовой информации в разрезе одного (или нескольких) измерений. Эти измерения описываются разработчиком в конфигураторе. Виды числовой информации, накапливаемой регистром, называются ресурсами. Они также являются подчиненными объектами и описываются в конфигураторе.

Изменение состояния регистра накопления происходит, как правило, при проведении документа. В этом случае в регистр, добавляется одна или несколько записей. Каждая запись содержит значения измерений, значения приращений ресурсов, ссылку на документ, который вызвал эти изменения (регистратор) и направление приращения (приход или расход). Такой набор записей называется движениями регистра накопления. Каждому движению регистра накопления всегда должен соответствовать определенный регистратор.


Кроме того, регистр накопления может хранить дополнительную информацию, описывающую каждое движение. Набор такой дополнительной информации задается разработчиком при помощи реквизитов регистра накопления.

Отчеты

Отчет - это объект конфигурации, который используется для получения выходной (сводной) информации на основании введенных данных. Отчеты включают в себя алгоритм получения и обработки информации, форму и макет. С помощью форм организуется необходимый интерфейс, а макеты позволяют оформить полученную информацию в виде табличного документа желаемого вида.

2.2 Реализация пользовательского интерфейса

Интерфейс пользователя в данной конфигурации реализован на основе командного интерфейса платформы.

Командный интерфейс – это основное средство навигации пользователя по функциональности конфигурации. В системе 1С:Предприятие он строится на основе подсистем. Разработчик создает в конфигурации иерархию подсистем, отражающую для пользователя структуру функциональности прикладного решения.

Все прикладные объекты конфигурации (справочники, документы, отчеты и т. д.) привязываются разработчиком конфигурации к подсистемам. Иерархия подсистем должна отражать структуру функциональности именно так, как она будет представляться пользователю.

Уже на основе этой информации (структуры подсистем и привязки объектов к подсистемам) платформа автоматически строит командный интерфейс для пользователя. Пользователю отображается структура прикладного решения (иерархия подсистем) и предоставляются стандартные команды доступа к функциональности прикладных объектов (вызов списков справочников, документов, открытие отчетов, обработок и т. д.). Однако разработчик, разумеется, может отредактировать предлагаемое системой построение командного интерфейса (изменить порядок, видимость команд).

В данной конфигурации все объекты отнесены к одной из двух подсистем:

  • Библиотека
  • Электронный архив

В подсистему «Библиотека» вынесена основная функциональность системы, связанная с учетом библиотечного фонда. Сюда относятся:

  • Справочники изданий и читателей (подчиненная подсистема «Справочники»)
  • Все документы (подчиненная подсистема «Движения»)
  • Все отчеты (в подчиненную подсистему «Отчеты» вынесены команды для открытия отчетов)
  • Форма «Значения по умолчанию» и связанные с ней константы
  • Перечисление «Вид изданий»
  • Все регистры накопления

В подсистему «Электронный архив» вынесена функциональность системы, связанная с учетом электронных изданий и взаимодействием с базой данных. Сюда относятся:

  • Справочники изданий и электронных изданий (подчиненная подсистема «Справочники»)
  • Форма настроек соединения и связанные с ней константы (подчиненная подсистема «Синхронизация»)
  • Команды для проверки подключения и синхронизации записей с базой данных.
  • Регистры изменений материалов и категорий.

Функции, используемые пользователем наиболее часто, вынесены на рабочий стол конфигурации. К ним относятся:

  • Отчет «Формуляр читателя»
  • Документ «Выдача изданий»
  • Документ «Возврат изданий»

Внешний вид рабочего стола конфигурации:

Рис.1 «Конфигурация. Рабочий стол»

Для отображения и редактирования информации, содержащейся в базе данных, т. е. для взаимодействия пользователя с объектами конфигурации, используются формы.

Чтобы обеспечить выполнение стандартных действий с данными объектов прикладного решения, для каждого из них существует набор основных форм, которые будут использоваться при выполнении соответствующих действий.

Формы могут формироваться системой автоматически на основе свойств объекта или вручную создаваться и редактироваться разработчиком.

Пример формы документа:

Рис.2 «Форма документа»

Интерфейс подсистемы обслуживания читателей

В качестве интерфейса пользователя в этой подсистеме фигурируют веб-страницы, автоматически сформированные системой управления контентом на основе определенного шаблона, набора модулей и расширений.

При этом такой интерфейс позволяет пользователям только просматривать сохраненные в базе данных материалы, но не вносить изменения.

Основной целью при создании интерфейса подсистемы обслуживания читателей было достижение простоты и наглядности представления информации, а также удобство управления. Также такой подход позволяет увеличить скорость отклика системы на запросы пользователей и снизить количество возможных ошибок.

2.3 Реализация построения отчетов

Построение отчетов производится системой на основе схемы компоновки данных, определенной для каждого отчета. Такая схема определяет источники данных, связи между ними, вычисляемые поля, ресурсы, параметры запросов, а также настройки вывода отчета.


В основе отчета лежит источник данных, который определяет, какие данные из каких таблиц и каким образом будут выбираться. В качестве источника данных в данной конфигурации используются запросы на языке запросов 1С:Предприятие.

Вид сформированных на их основе отчетов представлены ниже.

Рис 3. Отчет «Библиотечный фонд»

Рис 4. Отчет «Поступление в фонд»

Рис 5. Отчет «Формуляр читателя»

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы был проведен анализ предметной области учета библиотечного фонда, а также разработана концепция создания электронного архива и описание его функционирования.

На основании этой информации удалось выделить сущности предметной области, их связи и характеристики и в дальнейшем реализовать их на платформе 1С:Предприятие в виде объектов конфигурации.

На основе анализа предметной области были выделены протекающие в ней процессы, определены входные и выходные потоки для этих процессов и разработаны диаграммы деятельности по методологии IDEF0. На основе этих диаграмм в среде разработки было смоделировано взаимодействие сущностей.

В итоге была создана информационная система, позволяющая вести учет библиотечного фонда, а также обеспечивать поддержку и обновление электронного архива библиотеки. Функциональность этой системы полностью соответствует поставленным задачам и разработанной концепции.

Использование данной информационной системы в библиотеке позволит повысить эффективность и качество работы библиотеки, а также облегчить и упростить труд сотрудников библиотеки за счет автоматизации части ручного труда. Таким образом, была достигнута основная цель работы и выполнены все поставленные задачи.

Разработанная информационная система имеет широкие перспективы для развития – увеличение функциональности, поддержка различных СУБД, увеличение надежности и эффективности информационной системы, а также адаптация системы для использования в других библиотеках.

Библиографический список

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 5 июня 1996 N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 января 2005 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
  4. ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика» №182-ст от 19.04.2001.
  5. Гладкий А. А. 1С. Бухгалтерия для начинающих - Санкт-Петербург: ООО Издательство «Питер», 2014.
  6. Заика А. Бухгалтерский учет на компьютере – М.: РИПОЛ классик, 2012.
  7. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник. / Под ред. О.П. Коршунова. – М.: Книжная палата, 1990. – 254 с.