Файл: Разработка проекта информационной системы для библиотеки.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 6
ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» принят Государственной Думой 5 июня 1996 г. «Цели настоящего Федерального закона – создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.» [2] Международный обмен конфиденциальной информацией, массовой информацией осуществляется в порядке, устанавливаемом данным законом.
В состав закона входят: цели и термины закона, объекты и субъекты международного информационного обмена (МИО), обязанности государства в сфере МИО, участие муниципальных образований в МИО, правовой режим участия в МИО (право собственности на информационные продукты, ограничения при осуществлении МИО, использование средств и ИС в МИО, доступ к средствам и координация деятельности МИО), контроль и ответственность при осуществлении МИО (сертификация, лицензирование, ответственность за нарушения). [2]
ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной Думой 25 января 2005 г. «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
- формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
- создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
- защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.» [3]
Данный закон включает в себя: общие положения (сфера действия закона, термины, обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации), информационные ресурсы (основы правового режима, документирование информации, о информационных ресурсах, о гражданах), пользование информационными ресурсами (доступ, гарантия предоставления информации, обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов), информатизация, ИС и ИТ и средства их обеспечения (сертификация, создание, право собственности), защита информации (цели защиты, защита прав доступа).
Существует также межгосударственный стандарт ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика», определяющий формирование статистики и учет объектов библиотек. Настоящий стандарт устанавливает единицы учета документов фондов библиотек и органов научно-технической информации (НТИ) и единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ. Он включает в себя: общие положения, учет отдельных видов изданий и неопубликованных документов (книги, периодические издания, неопубликованные документы, картографических, нотных и др. изданий), учет аудиовизуальных документов (видео, фото, аудио документы), также учет электронных изданий, пользователей библиотек, посещений, обращений, запросов на документы, отказов, мероприятий. [4]
Видоизменяя данные законы для применения на местном уровне, библиотеками создаются правила пользования книгами и изданиями, а также специальные положения, такие как:
- Положение о краткосрочном абонементе в читальных залах;
- Положение о платных услугах библиотеки;
- Положение о системе каталогов и картотек;
- Положение о сохранности фонда библиотеки;
- Положение об организации обслуживания пользователей.
Данные положения не должны противоречить основным законам РФ, а, по возможности, дополнять и расширять область их применения.
1.3 Описание сущностей учета библиотечного фонда
Анализируя описание предметной области, можно выделить ряд сущностей, которые принимают непосредственное участие в учете библиотечного фонда. Для этих сущностей можно выделить их свойства.
В качестве среды разработки при реализации данной информационной системы будет использоваться платформа «1С:Предприятие». Так как описание сущностей в этой среде строится на конфигурировании и программировании предопределенных объектов, то для каждой сущности можно также указать объект, который будет использоваться при ее реализации.
Такое описание сущностей можно представить в виде таблицы:
Сущность |
Описание |
Свойства |
Используемый объект |
Список изданий |
Содержит список всех названий изданий в библиотеке. |
Код названия издания, автор, заглавие, год издания, примечание. |
Справочник |
Акт о приеме |
Оформляется при поступлении изданий в библиотечный фонд. |
Дата поступления, автор (лицо, составившее акт), вид и номер сопроводительного документа (если есть), вид изданий, количество, стоимость, список изданий. |
Документ |
Акт об исключении |
Оформляется при выбытии изданий из библиотечного фонда. |
Автор, вид изданий, количество, стоимость, причина исключения, список выбывших изданий. |
Документ |
Инвентарная книга |
Содержит список всех экземпляров изданий в библиотеке. |
Код названия издания, количество экземпляров в библиотеке, общее количество экземпляров. |
Регистр накопления (остатки) |
Книга суммарного учета. Поступление в фонд |
Содержит записи о партиях изданий, поступающих в библиотеку. |
Дата и время записи, номер записи, источник поступления, номер и дата сопроводительного документа, количество изданий (с детализацией по категориям), стоимость |
Отчет |
Книга суммарного учета. Выбытие из фонда |
Содержит записи о партиях выбывающих изданий. |
Дата записи, номер акта выбытия, стоимость, количество (с детализацией по категориям и причине выбытия) |
Отчет |
Книга суммарного учета. Итоги движения фонда |
Содержит итоги движений фонда за квартал, полугодие или год. |
Период, стоимость, количество изданий в фонде, количество поступивших изданий, количество выбывших изданий (с детализацией по категориям). |
Отчет |
Список читателей |
Содержит список читателей, зарегистрированных в библиотеке. |
Номер читателя, фамилия, имя, отчество, место работы (учебы), домашний адрес и телефон, паспортные данные. |
Справочник |
Выдача |
Оформляется при выдаче печатных изданий читателю. |
Номер читателя, фамилия, имя, отчество, список выданных изданий. |
Документ |
Возврат |
Оформляется при выдаче печатных изданий в библиотеку. |
Номер читателя, фамилия, имя, отчество, список возвращенных изданий. |
Документ |
Издания у читателей |
Содержит записи о выдаче и возврате печатных изданий. |
Номер читателя (из формуляра), код названия издания, количество экземпляров, дата выдачи, срок возврата. |
Регистр накопления (остатки) |
Формуляр читателя |
Содержит сведения о читателе и список изданий, находящихся у читателя |
Номер читателя, фамилия, имя, отчество, список изданий у читателя. |
Отчет |
Издания у читателей |
Содержит список изданий, находящихся на данный момент у читателей. |
Автор, заглавие, категория, количество экземпляров у читателей. |
Отчет |
Задолженности читателей |
Содержит список изданий, находящихся у читателей и не возвращенных в указанный срок. |
Автор, заглавие, категория, количество экземпляров, дата возврата, фамилия, имя, отчество читателя. |
Отчет |
Отчет о динамике использования |
Содержит список наиболее часто используемых названий изданий. |
Автор, заглавие, количество использований издания, диаграмма использования. |
Отчет |
Библиотечный фонд |
Содержит список изданий в библиотеке на указанную дату. |
Автор, заглавие, категория, год издания, количество экземпляров в библиотеке, у читателей, общее количество. |
Отчет |
Создание и функционирование электронного архива
Электронные издания хранятся на файловом сервере в виде файлов в произвольном формате. Они разбиты по категориям согласно их тематике. Издания, относящиеся к одной категории, хранятся в отдельном каталоге, при этом наименование файла строится по уникальному номеру названия издания.
Управление файлами на сервере производится автоматизировано по протоколу FTP через подсистему учета библиотечного фонда.
Сведения обо всех изданиях в библиотеке (в том числе и об электронных изданиях) экспортируются из базы данных подсистемы учета в базу данных подсистемы обслуживания читателей. Записи в базе данных относятся к одной из двух категорий (печатные или электронные издания), и к какой - либо подкатегории, исходя из тематики описываемого издания.
Предоставление указанных сведений читателям осуществляется при помощи веб - сервера, на котором формируются веб - страницы со списками изданий из базы данных, а также страницы с описаниями изданий. Для изданий в электронном виде предоставляется ссылка для скачивания.
Заполнение сведений в базе данных подсистемы обслуживания читателей производится также автоматизировано, одновременно с появлением соответствующей информации в подсистеме учета и загрузкой электронного издания на сервер. При этом для корректной синхронизации баз данных необходимо использовать отказоустойчивые алгоритмы.
Рассматривая концепцию электронного архива с точки зрения реализации, его можно представить в виде 3 подсистем:
- подсистема учета изданий;
- подсистема обслуживания читателей;
- хранилище файлов.
Подсистема учета изданий.
Подсистема учета изданий реализована на платформе «1С:Предприятие» и тесно связана с системой учета библиотечного фонда. Так, например, подсистема учета изданий позволяет загружать на сервер не только информацию об электронных документах, но также и о печатных изданиях.
Основной задачей подсистемы учета изданий является обеспечение синхронизации своей базы данных с базой данных подсистемы обслуживания. Для этого производится отслеживание любых возможных изменений тех данных, которые логически связаны с данными на сервере. К таким изменениям относятся добавление, редактирование или удаление элементов справочников, а также изменения количества изданий в библиотеке или у читателей (при учете печатных изданий).
Изменения в данном случае могут касаться либо иерархической структуры хранящихся в базе объектов, либо самих объектов. Также учитывается вид изменения – добавление, редактирование или удаление записи. Сведения об этих изменениях записываются в отдельные таблицы.
На основании этих сведений система формирует SQL-запросы, устанавливает соединение с удаленной базой данных и выполняет сформированные запросы. Если запрос выполнен успешно, запись в таблице изменений удаляется. Синхронизация с базой может выполняться либо автоматически (если добавлен или изменен электронный документ), либо по запросу пользователя.
При добавлении электронного издания пользователь выбирает на диске файл, содержащий электронный документ, и указывает сведения о нем. Затем файл загружается на FTP-сервер и происходит автоматическая синхронизация с базой данных на сервере.
Также пользователь может указать настройки, которые используются для подключения к СУБД и FTP-серверу.
Хранилище файлов
Хранилищем файлов в данной системе может быть любой FTP-сервер, предоставляющий анонимный доступ к файлам по чтению, и защищенный – по записи. Структура файлов и каталогов в файловом хранилище повторяет структуру элементов и групп в справочниках, но имена файлов и каталогов заменяются на их транслитерацию, а пробел - на знак «_».
Ссылка для загрузки файла включается в описание электронного издания и предоставляется читателям. При изменении имени файла, файл заново загружается на FTP-сервер и для него формируется новая ссылка. При удалении файла он синхронно удаляется с FTP-сервера.
Подсистема обслуживания читателей
Основным элементом здесь является система управления содержимым (CMS), которая формирует веб-страницы с описаниями изданий на основе сведений из собственной базы данных.
Таким образом, задача обновления контента на сайте сводится к экспорту сведений из регистров изменений в базу данных CMS и обновлению структуры ее таблиц.
Все материалы делятся на две общие категории – «Печатные издания» и «Электронные издания», а далее структура категорий и материалов в базе данных подсистемы обслуживания читателей также повторяет структуру групп и элементов в справочниках изданий.
Для каждого электронного издания в подсистеме учета может должен быть указан пункт «Предоставить открытый доступ к документу», в противном случае материал считается неопубликованным и недоступен для просмотра.
Требования к программному обеспечению
Для корректной работы электронного архива помимо платформы 1С:Предприятие необходимы следующие программные средства:
- СУБД MySQL (версия 5.5) + ODBC Connector.
- Веб-сервер Apache (версия 2.22 или выше).
- Интерпретатор PHP (версия 5.3.13 или выше).
- CMS Joomla (версия 3.0.1).
- Любой FTP-сервер, поддерживающий стандартные операции с файлами и возможность анонимного скачивания файлов.
1.4 Описание сущностей электронного архива
На основе описания функционирования электронного архива можно выделить ряд сущностей, участвующих в этом процессе:
Сущность |
Описание |
Характеристики |
Используемый объект |
Список изданий |
Содержит список всех названий изданий в библиотеке |
Код названия издания, автор, заглавие, год издания, описание |
Справочник |
Список электронных изданий |
Содержит описание всех электронных документов, хранящихся в системе |
Код издания, автор, заглавие, год издания, описание, имя файла, ссылка, формат, доступ |
Справочник |
Изменения материалов |
Содержит список несинхронизированных изменений материалов (описаний изданий) |
Период, вид операции, поля запроса |
Регистр сведений |
Изменения структуры материалов |
Содержит список несинхронизированных изменений структуры материалов (иерархическая структура категорий) |
Период, вид операции, поля запроса |
Регистр сведений |
Соединение с базой данных |
Служит для соединения с базой данных |
Адрес сервера, имя базы данных, пользователь, пароль |
ADODB. |
Соединение с FTP-сервером |
Служит для подключения к FTP-серверу |
Адрес сервера, внешний адрес (для формирования ссылки), порт, имя пользователя, пароль |
FTPСоединение |
Глава 2. Описательная часть разработки
1С:Предприятие — программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии. «Любой программный продукт семейства «1С» может функционировать в двух основных режимах: «1С: Предприятие» (прикладное решение) и «Конфигуратор». Выбор требуемого режима осуществляется нажатием в окне запуска соответствующей кнопки.
Режим «1С: Предприятие» – это прикладное решение программы в соответствии с ее предназначением. Именно в режиме «1С: Предприятие» работают бухгалтеры, финансисты, менеджеры и другие конечные пользователи программы.
Что касается режима «Конфигуратор», то он предназначен для настройки и администрирования программы. Здесь создаются и редактируются объекты конфигурации, настраиваются интерфейсы и диалоговые окна, определяется вид и содержимое печатной формы документов, а также выполняются иные действия по настройке и конфигурированию системы. В большинстве случаев с «Конфигуратором» работает администратор либо другой уполномоченный специалист, поскольку это требует специфических знаний.»[5]