Файл: Разработка проекта информационной системы для библиотеки.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 6
Введение
Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon - книга и thēkē - хранилище), культурно - просветительное и научно - вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати.
«Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно - библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.»[7]
Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих:
- хранение;
- поиск;
- выдача на определенное время, имеющихся в наличии книг.
Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтобы сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.
Современное общество невозможно представить без компьютера. Они настолько широко и глубоко внедрились в нашу жизнь, что очень трудно назвать какую - либо сферу деятельности человека, где бы они не использовались. В связи с этим серьезные требования предъявляются и к аппаратной части современных компьютеров, и к используемому программному обеспечению. В основном именно программное обеспечение, или, по-другому, программные продукты, обеспечивают возможность широкого использования компьютеров.
Целью внедрения информационных технологий в библиотечное дело является повышение эффективности и качества работы библиотеки, а также облегчение и упрощение труда сотрудников библиотеки за счет внедрения в рабочий процесс информационных технологий, позволяющих автоматизировать часть ручного труда.
Целью данной курсовой работы является разработка и реализация информационной системы для работников библиотеки и предназначена, в основном, для автоматизации деятельности библиотекаря.
Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:
- процесс записи в библиотеку новых читателей,
- процесс записи новых книг,
- процесс выдачи книг,
- процесс приема книг.
Разработка информационной системы будет реализована путем создания конфигурации на платформе «1С: Предприятие». Такой выбор обусловлен тем, что данная платформа предоставляет разработчику ряд предопределенных объектов, использование которых для описания предметной области позволяет значительно снизить сроки и сложность разработки без ущерба для производительности и надежности разрабатываемой информационной системы.
Курсовая работа завершается выводами о проектировании и создании информационной системы.
Используемые понятия и термины.
- Библиотечный фонд — упорядоченная совокупность изданий, формируемая библиотекой для хранения и предоставления во временное пользование читателям.
- Движение фонда - процесс поступления и выбытия изданий, отражаемый в библиотечной учетной документации.
- Издание - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
- Название — каждое новое или повторное издание, другой документ, отличающиеся от остальных заглавием, выходными данными или другими элементами оформления.
- Печатное издание - издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.
- Поступление в фонд — пополнение фонда библиотеки в результате получения экземпляров изданий путем покупки, подписки, дарения, обмена или любого другого способа.
- Суммарный учет - регистрация всех видов печатных изданий партиями с целью получения точных сведений о величине, составе фонда библиотеки и происходящих в нем изменениях (поступлении, перемещении, выбытии).
- Учет библиотечного фонда - комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам.
- Читательский формуляр – документ, содержащий основные сведения о пользователе (читателе) и регистрирующий прием-выдачу печатных изданий данному пользователю.
- Экземпляр — каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него.
- Электронное издание (электронный документ) - издание, для воспроизведения которого необходимы средства вычислительной техники.
Общее описание учета библиотечного фонда
Все движения библиотечного фонда регистрируются в "Книге суммарного учета библиотечного фонда", которая делится на 3 части: "Поступление в фонд", "Выбытие из фонда" и "Итоги движения фонда".
Учет печатных изданий производится партиями по одному сопроводительному документу. Если сопроводительный документ отсутствует, составляется акт приема печатных изданий.
Сведения о поступивших в библиотечный фонд изданиях фиксируются в первой части "Книги суммарного учета" в показателях: дата и номер записи, источник поступления, номер и/или дата сопроводительного документа, количество поступивших изданий (с детализацией по категориям изданий), стоимость приобретенных изданий на основании сопроводительного документа или акта о приеме.
Итоги движения фонда подводятся в обязательном порядке за год, а также могут подводиться за квартал или за полугодие.
Имеющиеся в библиотеке издания регистрируются в инвентарной книге, которая содержит показатели: дата записи, номер записи в «Книге суммарного учета библиотечного фонда», инвентарный номер, автор и заглавие, год издания, цена, номер акта выбытия. Также запись об издании содержит примечание, в котором указывается наличие и вид приложения к изданию, особенности экземпляра и др.
При этом учет печатных изданий и электронных изданий производится отдельно. Некоторые электронные издания (в частности те, к которым библиотека имеет удаленный доступ) учету не подлежат.
Выбытие печатных изданий из фонда оформляется актом об исключении и отражается в книге суммарного учета и инвентарной книге.
На каждого читателя в библиотеке заводится читательский формуляр, где указывается фамилия, имя, отчество, место работы (учебы), домашний адрес и телефон, паспортные данные. В формуляре регистрируются все печатные издания, взятые и возвращенные читателем.
Глава 1. Основы библиотечной деятельности
1.1 Организация деятельности библиотеки
Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.
Основными направлениями работы любой библиотеки являются:
- комплектование и организация книжного фонда;
- обслуживание читателей.
Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.
Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.
Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:
- выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;
- помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;
- раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;
- составление информационно-библиографических пособий различного типа;
- пропаганда наиболее ценной литературы;
- репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.
«Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.»[7]
В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках
В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:
- номер поступившей книги;
- название книги;
- название издательства, из которого поступила книга;
- отдел, куда была передана книга;
- адреса издательств;
- названия издательства;
- название и расположение отделов библиотеки.
Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.
Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:
- автор;
- издание;
- год издания;
- жанр;
- ключевые слова;
- количество страниц.
Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.
Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:
- ФИО;
- номер паспорта;
- адрес;
- телефон.
Каждому читателю присваивается номер читательского билета.
В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.
Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.
При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.
При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.
В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.
1.2 Законы РФ, регулирующие библиотечную деятельность
В Российской Федерации существует несколько законов, регулирующих и контролирующих деятельность библиотек, обеспечивающих создание правовой базы для формирования открытого информационного общества. Актуальной задачей российских библиотечных работников является реализация в полном объеме федеральных законов "О библиотечном деле", "Об информации, информатизации и о защите информации", "Об участии в информационном обмене". Задача библиотечного сообщества – использовать их в полной мере и защищать право каждого человека в России на свободное получение нужной ему информации.
ФЗ «О библиотечном деле» принят Государственной Думой 23 ноября 1994 г. Федеральный закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
В его состав входят: общие положения (основные понятия и основные виды библиотек), права граждан в области библиотечного дела (права на библиотечную деятельность и обслуживание, права пользователей библиотек, ответственность пользователей, учредитель библиотеки), обязанности и права библиотек (статус, обязанности и права библиотек), обязанности государства в области библиотечного дела, условия сохранения и использования культурного достояния в области библиотечного дела, организация взаимодействия библиотек, экономическое регулирование в области библиотечного дела (порядок создания, реорганизации и ликвидации библиотек, имущество библиотек, фонды развития и трудовые отношения работников библиотек). [1]