Файл: «Адаптация детей в условиях первого класса школы. ».pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЕЮ В ШКОЛЕ
Сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования
Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Учитель с широким взглядом на интересы как свои, так и ребенка, всегда обнаруживает в них хоть какую – нибудь общность. И тогда он спокойно (то есть деловито и дружественно) встретит и отказ ученика, и его каприз, и ошибки, и прочие проявления его настроения, самочувствия, характера. Отношение взрослого к ошибкам и шалостям детей является показателем и того, что обычно называется «любовь к детям» и того, что называется педагогическим призванием. Важно учесть, что совпадение интересов детей и взрослого не может быть полным и постоянным. Совпадение (общность) возникает локально, хотя, повторяясь, оно формирует у детей устойчивое представление о дружественности старшего. Такое представление о дружественности не ущемляет самостоятельности и обособленности интересов ребенка.
Случается, что ребенок неожиданно начинает самыми резкими и недопустимыми выходками испытывать прочность нашей к нему дружественности. В ходе такой «закалки» педагогу приходится на деле (а именно - стойкостью проявлений дружественности в своем поведении) доказывать этому «трудному» ученику его безопасность участия в работе. Установки учителей на враждебность или дружественность ярко проявляются в поощрении и наказании.
Как специальную педагогическую задачу выделим цель формирования дружного ученического коллектива. На этот счет существует древний педагогический совет: никогда не делай замечание всем участникам беспорядка, а только одному. Устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединяться в плохих делах. Педагогическая профессия обязательно включает умение делать интересным для других то, что считаешь интересным сам. Учеников привлекает та сила учителя, которая пробуждает у них стремление самостоятельно открывать в знаниях интерес, доступность и глубину. В логику поведения уверенного в своей профессиональной квалификации педагога обязательно входит уверенность в добром намерении детей и знание «правил», которые могут предотвращать конфликт или спасать ситуации:
- не начинать с категорических требований.
- предоставлять выбор.
- предлагать действия, в которых взрослый моет оказаться желанным помощником.
- искать поводы для взаимного соревнования.
- превратить задание в игру с неожиданным концом.
Девиз сильного: «Работая – работаю!» Поэтому сильный учитель на уроке собран, мобилизован, учитывает каждую минуту, видит и знает, что делается вокруг него. Сильный педагог не тратит лишних слов, рассчитывая на сообразительность собеседников. Силы педагога проявляются в самом целесообразном его поведении для пользы тех, кого он учит и воспитывает, а так как именно к ним он и пристраивается своей работе, то при необходимости педагог может оказаться слабее своего ученика. И, может быть, это один из способов возвысить ученика для воспитывания его сильным человеком.
Существует принципиальная разница в характере обучения в начальной, средней и старшей школе. В начальной школе нужно учить, играя. учитель должен не только выдавать, но и добывать информацию от учеников, ведь дети даже по новой учебной теме знают что-то такое, чего не знаете вы. Для добывания информации на уроке учитель пользуется обычны поведением называемым «приветливое любопытство». Приветливое любопытство отличается от назидательной нравоучительности, вопросительной риторичности, просветительского менторста и многословия. Существует правило для учителя: ко всему классу – «пристройка сверху», а каждому ученику – либо «наравне», либо «снизу». Мастерство педагогического поведения обязательно включает в себя и бережные пристройки «снизу», и моменты максимальной мобилизации, и диапазон обязательной смены веса от тяжелого к легкому.
Младший школьник не способен слушать лекции. В лучшем случае он может только послушно делать вид, что слушает и не следует считать насилие совершенно необходимой или неизбежной формой умственного труда при объяснении.
Выводы по первой главе
Адаптатация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
Поступление в школу ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет. готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально – психологической сфере.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Базой исследования являлась средняя школа города Севастополя, 1 класс.
Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.
Задачи:
1. Подобрать методики и выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
2. Проанализировать результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе.
3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
Цель: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.
Задачи:
1. Подобрать методики выявления уровня адаптации первоклассников к школе.
2. Проанализировать результаты проведенных методик.
В процессе изучения процесса адаптации были использованы следующие методики:
1. Схема - характеристика класса.
2. Анкетирование родителей.
3. Методика «Краски».
4. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).
Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей детей, а также всесторонний качественный учет результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и усвоении знаний. Только на основе такого знания возможны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.
Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно.
Таким образом, анализируя реагирование детей на школьную нагрузку, можно пользоваться таким арсеналом методов как: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними, и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.
Особое внимание в наблюдениях за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер их адаптации к школьной среде.
Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных школьников от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.
С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой четверти в первом классе, по полугодиям составляет обобщенную характеристику класса. С такой же периодичностью учитель обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования (приложение 1, 2, 3).
Анализ данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет оценить характер школьной адаптации у каждого из учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные оценки. К таким детям внимание педагога должно многократно увеличиться.
Чтобы подтянуть все неготовые функции организма ребенка до необходимого уровня, предстоит обеспечить их активное упражнение в доступной, посильной, интересной для детей деятельности – в той деятельности, которой они были почему-либо обделены в дошкольный период. Эту цель и преследуют коррекционные задания, построенные на не учебном материале.
Методика «Краски»
Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.
Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Методика «Краски» позволила получить следующие результаты:
Евгений Б.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «физкультура», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Никита Б.
В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.
Полина З.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Дмитрий З.
В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «урок», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Виктория Ж.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Илья К.
Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «тетрадь», «домашнее задание»). В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Даниил К.
В тёмные цвета окрасил слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Кирилл К.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «домашнее задание», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Владимир Л.
В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.
Дммтрий Л.
Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут».
Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;