Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Порядок выдачи лицензий).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения о лицензировании предпринимательской деятельности
1.1. История развития лицензирования предпринимательской деятельности в РФ
1.2. Сущность лицензирования как вида регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Практические аспекты осуществления лицензирования предпринимательской деятельности
2.1. Установление перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию
2.2. Порядок выдачи лицензий на осуществление определённых видов деятельности
Введение
В Конституции Российской Федерации, закрепляются принципы свободы предпринимательства (часть 1 статьи 8 Конституции РФ), установлен приоритет прав и свобод гражданина над интересами государства, предоставляется гарантия на свободное использование своих способностей и имущества с целью организации коммерческой деятельности. В то же время законом устанавливаются определенные обязанности перед гражданином по ведению предпринимательской деятельности. Так, в обязательном порядке должно быть предприятие зарегистрировано в установленном порядке. Предприятие имеет свои права и обязанности, которые необходимы с целью осуществления каких-либо видов деятельности, которые не запрещаются законодательством.
Ряд видов деятельности разрешен только после получения специального разрешения (лицензии). Государством с помощью института лицензирования осуществляется предварительный контроль за деятельностью, потенциально являющейся опасной для общества. Общие положения лицензирования отдельных видов деятельности прописаны в Федеральном законе от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Актуальность исследования обуславливается произошедшими изменениями в политике нашего государства, кардинально вставшим в девяностые годы двадцатого века на новый путь экономического развития, кризисные явления в экономике, которые определяют необходимость определения порядка получения специальных разрешений на занятие отдельными видами деятельности, особо регламентированных законом. В связи с этим институт лицензирования актуальная и важная тема для исследования.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского и гражданского и административного права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— изучить историю развития законодательства в сфере лицензирования предпринимательской деятельности;
— рассмотреть понятие и критерии лицензирования;
— рассмотреть лицензирующие органы;
- определить лицензионные требования осуществления отдельных видов деятельности;
— определить виды деятельности, подлежащей лицензированию;
— рассмотреть процедуру лицензирования;
Основным источником при рассмотрении вопросов, касающихся института лицензирования, послужил Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также при написании работы были использованы следующие материалы: Конституция РФ, федеральное законодательство, материалы судебной практики арбитражных судов РФ, статьи из юридических журналов («Евразийский юридический журнал», «Экономика и социум» и др.), в том числе таких авторов, как Д.А. Кратюк, М. В. Ожиганова, В. С. Шмидт.
Глава 1. Теоретические положения о лицензировании предпринимательской деятельности
1.1. История развития лицензирования предпринимательской деятельности в РФ
Российское дореволюционное право не знало термина «лицензия». Вместе с тем традиция активного вмешательства государства в предпринимательские отношения бесспорно существовала.
Примеры использования государством для регулирования предпринимательской деятельности метода, сопоставимого с разрешительным, имелись начиная с первых значительных правовых актов, закрепивших в форме, близкой к закону, положения торгового права. Известна, например, статья Русской Правды о езде на чужом коне без разрешения собственника[1].
В гл. 25 Соборного уложения 1649 г. имелся указ о корчемстве или о неразрешенной торговле вином и табаком, предусматривалась уголовная ответственность за незаконное производство спиртных напитков и незаконную торговлю ими[2].
В период правления Петра I государственное вмешательство в хозяйственный оборот (прежде всего в торговлю и промышленность) усилилось, что нашло свое отражение в законодательной практике.
Право предпринимательской деятельности развивается в тот период преимущественно как публичное право торгово-промышленной деятельности. Достаточно существенной была степень ограничения государством свободы хозяйственного оборота во внешнеэкономической деятельности. Например, в рамках внешнеэкономических отношений с Китаем такие виды пушнины, как соболь и черно-бурая лисица, были объявлены товарами казенной монополии.
На протяжении XVIII в. экономическая политика государства была двойственной. С одной стороны, были приняты и реализованы многочисленные положения, благоприятно сказавшиеся на развитии частного предпринимательства. В их числе подготовленные Комиссией по коммерции в конце 20-х – начале 30-х гг. XVIII в. указы об организации внутренней и внешней торговли; временная отмена казенной монополии на соль и табак; осуществление мер, направленных на развитие частного промышленного предпринимательства (в том числе горнорудного дела в Сибири); ослабление вмешательства государства в частное промышленное строительство, что соответствовало курсу на свободу торговой и промышленной деятельности. С другой стороны, имели место и противоположные тенденции, к которым можно отнести жесткое давление казны на торгово-промышленные слои общества, сопровождавшееся сужением сфер функционирования купеческого капитала.
Первая половина XIX в., отмеченная переходом экономики от преобладания феодально-крепостнических принципов хозяйствования к капиталистическим, сопровождалась активным правотворчеством в сфере предпринимательства. В этот период был использован метод, наиболее сходный с лицензированием, − выдача Россией в период так называемой континентальной блокады 1811−1812 гг., связанной с ограничением внешнеторговой деятельности Англии на время ее конфликта с Францией, «льготных писем»[3].
Новые экономические отношения, которые стали развиваться в России в 70-80-е гг. XIX в. после отмены крепостного права, требовали соответствующего правового регулирования. Одним из методов государственного регулирования являлась система лицензирования производственной и торговой деятельности, введенная в 1865 г.
Приоритетным направлением экономической реформы, проводимой министром финансов Российской империи графом С. Ю. Витте, являлось изменение налоговой политики государства в отношении предпринимательства. В 1899 г. создается Департамент окладных сборов — аналог современного лицензирующего органа, взимающий «патентные сборы» за осуществление торговых операций. После оплаты данного сбора выдавался патент на осуществление определенной деятельности. Такая система позволяла осуществлять учет и контроль за рядом сфер экономики.
Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора[4].
Постсоветская история централизованного регулирования режима лицензирования начинается с Постановления Правительства России от 24 декабря 1994 г. N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в котором предусматривался перечень лицензируемых видов деятельности почти в полном объеме (за исключением тридцати видов, предусмотренных законами и указами Президента РФ), органов, уполномоченных осуществлять лицензионную деятельность, и сам порядок осуществления лицензирования.
До принятия данного акта регулирование было хаотичным. Имело место неконтролируемое установление обязанности получения лицензий на разнообразные виды деятельности различными федеральными и региональными органами власти.
В 1995 г. Государственная Дума приняла 35 законов, касающихся лицензирования. В 1996 г. были приняты 17 федеральных законов. Появлялись подобные акты и в 1997—1998 гг. Правительством Российской Федерации утверждены десятки положений, регламентирующих процедуру лицензирования отдельных видов деятельности. В субъектах Российской Федерации также было издано небольшое число актов в рамках полномочий, предоставленных им федеральными законами (они касались, например, оптовой и розничной торговли алкогольной продукцией).
Наконец, 25 сентября 1998 г. был принят Федеральный закон № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с принятием которого некоторые ученые связывают начало второго этапа в регулировании предпринимательской деятельности.
Данный акт имел прогрессивное значение для становления лицензионного права. Он ограничил круг органов, которые могли осуществлять лицензирование (ст. 2). Были расширены полномочия в этой сфере федеральных органов исполнительной власти.
Законом было предусмотрено, что после 1 января 2005 г. лицензиат, имеющий разрешение органов одного из субъектов Российской Федерации, сможет осуществлять указанную в нем деятельность на любой территории России после уведомления об этом местных властей (п. 2 ст. 7, п. 4 ст. 19). Была установлена судебная процедура аннулирования лицензии, предусмотрена возможность получения на возмездной основе у лицензирующего органа информации из реестра лицензий, включая информацию о лицензиатах (п. 2 ст. 14)[5].
Тем не менее, закон имел явные недостатки. Самые существенные недостатки ранее действовавшего Закона о лицензировании заключались в том, что он так и не смог установить исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, не смог унифицировать процедуру получения лицензий на занятие различными видами деятельности, а также не перечислил органы, выдающие лицензии и имеющие право разрабатывать и принимать подзаконные акты строго в рамках закона об отдельных особенностях лицензирования некоторых видов деятельности.
Многие из приведенных пробелов в лицензионном законодательстве устранил Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Четвертый этап развития института лицензирования обусловлен принятием Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
В настоящее время данный закон является Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В новом Законе количество лицензируемых видов деятельности снижено. Однако такое существенное снижение объясняется прежде всего объединением лицензируемых видов деятельности в укрупненные группы по сферам экономической деятельности[6].
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит более детальные требования к составу лицензионного дела. Подробнее урегулированы вопросы, связанные с переоформлением лицензии. Значительно четче регламентированы вопросы осуществления лицензионного контроля.
Институт лицензирования в России в настоящее время продолжает развиваться, требуя внимательного изучения со стороны ученых и практиков.
1.2. Сущность лицензирования как вида регулирования предпринимательской деятельности
Лицензирование подразумевает под собой один из видов политики государства по разрешению осуществления тех или иных видов деятельности хозяйствующих субъектов и юридических лиц. При этом такая разрешительная политика государства сопровождается осуществлением определенной законодательно совокупности мер, направленных на выдачу лицензий, их аннулирование или приостановление по основаниям, установленным законодателем, а также по контролю над соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении видов деятельности, лицензию на которые они получали.
Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[7]. Исходя из этого определения лицензирования, можно сделать следующие выводы.