Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее социальные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Враждебные семьи. Детям здесь жить плохо. Неуважение к ним, недоверие, слежка и даже телесные наказания. Дети растут скрытыми и недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, нередко сбегают из семьи.

5. Антисоциальные семьи. Их трудно называть семьей. Это мало что напоминают семью, скорее временное жилье для детей, которых здесь не ждали и не любят. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни: конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное. В 30% случаев оно ведет к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. [9]

В последние годы в педагогический лексикон вместо привычного термина «трудная семья» входит другой термин — «социально больная семья». К таким семьям относятся те, чьи родители ведут аморальный образ жизни (антисоциальные семьи). Обширная педагогическая практика и исследования однозначно подтверждают, что изъятие (даже временное) ребенка из семьи — крайняя мера. Тем более нежелательно лишение родительских прав. Гораздо более перспективна стратегия оздоровления семьи — комплексная работа с привлечением специалистов разных профилей (социального педагога, психолога, инспектора по охране прав детства, юриста). Эта работа более длительная и кропотливая, но и более результативная, поскольку позволяет не разрушать семью, а укрепить ее потенциал в социализации ребенка. Однако это не всегда помогает и все же вынужденной мерой является изъятие детей из такой семьи. Такие крайние меры предпринимаются уже в тех случаях, когда органы социальной опеки видят, что родители не меняют свой образ жизни и детям угрожает опасность. [1]

Большое значение в становлении личности имеет стиль семейного воспитания. В современной практике семейного воспитания принято выделять три стиля (вида) воспитания: авторитарное, демократическое и попустительское воспитание родителей.

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Такой стиль родителей в воспитании к детям характеризуется строгостью, требовательностью. Угрозы, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Стиль «подавления».


При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. С самого раннего возраста в таких семьях родители предоставляют полную, бесконтрольную свободу своим детям. Как правила, взрослые в таких семьях часто заняты собой, своей работой, своими делами и друзьями. Их мало интересует душевное состояние своего ребенка. [9]

Воспитание детей - это тяжелый труд требующий, несомненно, огромных усилий. Поэтому многие родители допускают ошибки в воспитании своего ребенка. Нередко они обращаются к психологам и педагогом за помощью.

Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, является стремление родителей как можно быстрее перевоспитать своих детей. Но как показывает практика это просто невозможно.

Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволено, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, мамы и папы оправдывают себя тем, что ребенок - это самое дорогое, что у них есть. И растет в такой семье эгоист, тиран, баловень. Когда же это заметят родители, становится ясно, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая «переделка» — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве в таких семьях ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за любую оплошность — наказывают. [9]

В 10 — 12 лет начинается у детей самая трудная пора для родителей переходный возраст — они становятся подростками и впервые начинают критически осмысливать окружающую их жизнь. Именно в этом возрасте нужны более строгие меры, чтобы удержать ребенка от плохих поступков.

Родители, которые пытаются всяческими способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку, а просто «преступление». Родители часто могут откупиться от своих детей какими-либо игрушками, или просто не замечать своего ребенка. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними. [9]

Именно поэтому основной задачей родителей является наладить психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Ведь именно семья выполняет самые важные функции в воспитании ребенка, нарушения, в выполнении которых в ряде случаев не могут быть компенсированы другими социальными институтами. [1]


Учитывая все недостатки и недочеты, по мнению социальных педагогов для повышения воспитания современных детей родители должны руководствоваться следующими принципами: [9]

1. Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наибольший шанс сделать своих детей счастливыми.

2. Следующее положение — любовь к своим детям. Любите детей, и они станут воспитанными без дополнительных усилий с вашей стороны.

3. Гете написал фразу, которая может служить общей формулировкой еще одного важного положения семейного воспитания: «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы, делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так как будто, они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

4. Существование «востребованного ожидания» вполне понятно объясняет нам эгоизм некоторых родителей. Мы все хотим только то, что хотим, и потому даже малейшее отклонение в поведении от этого нашего настроя не рационализирует наш интерес, связанный с ними, а, напротив, убивает его. Да, воспитание детей — дело не легкое. Особенно если наши

намерения не оправдываются.

5. Усиление просительного желания, обращенного к ребенку, уменьшает вероятность отклонения просьбы. Поэтому правильным вектором поведения будет инверсия. В таких случаях родители разыгравшегося ребенка, желая, чтоб тот в свою очередь успокоился и отправился спать, будут заставлять делать его противоположные действия, а он в свою очередь будет делать все назло родителям.

6. В семейном воспитании весьма полезно применять прием «вызывание кризиса». Это своеобразная деловая игра. Тогда настоящий кризис не застанет вас врасплох. И вы, и ваши дети будете знать, как действовать. К этому примыкает прием «дестабилизации»: если протекание семейных процессов воспитания вас больше не удовлетворяет, то самое лучшее средство приведения психики вашего ребенка и вашей собственной в нужное русло — потрясти или прервать ход событий.

7. Правило «голого короля» в педагогической интерпретации, может быть передано словами Катона Старшего: «Велик тот учитель, который выполнит сам то, чему учит». Большинство наших бед берет начало прямо из невыполнения данного правила. Требуйте от детей только то, в чем вы можете служить, им примером. Когда они подрастут и начнут понимать вас глубже, скажите просто — у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы ты пошел дальше.


8. Избегайте действия зависимости «давящего молчания»: контактная ситуация сознательно удерживаемая одной стороной от превращения ее в общение, становится для другой стороны нарастающее и очень быстро непереносимо-неприятной с появлением унизительно явственного чувства; когда человек сам в себе вдруг начинает слышать: «Отстань»; «Пошел прочь!».

9. «Держание в строгости», которое было в чести у наших предков, тоже не мешало бы изредка вспоминать: из посуды без трещин содержимое не вытекает. В строгих рамках задаваемого детям образа поведения они способны быть существами предсказуемыми и неопасными.

10. В воспитании детей нет мелочей. Достигайте крупных сдвигов в воспитании через мелочи. Хотите, чтобы ребенок вырос аккуратным — педантично приучайте, скажем, застегивать все пуговицы, хотите нарастить крупные нравственные пласты — начинайте с вежливого приветствия с соседями.

11 Педагогам и родителям всегда полезно помнить зависимость «заданности отношения», когда восприятие события зависит вовсе не от события, а от стереотипа нашего восприятия.

12. Не начинайте снова с того, с чего вы уже раз начинали. Посмотрите на природу: упав с дерева, плод не возвращается на прежнее место. Ребенок растет, отсекая вчерашние пути влияния на него.

13. Опираясь на «инерцию интереса», давайте ребенку послабление в начале любого дела. Потом наращивайте требования и, в конце концов, отменяйте фору. «Ощущение праздника» обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок будет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

14. Многие неудачи в воспитании детей имеют одну и ту же причин увеличение сводимого вместе количества. Собранные вместе «мелочи» уже определяют не «человека», а его «истинное лицо».

15. Обустройте себе, если позволяют условия, стол овальной формы. Замечено, что люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны.

16. О родительской ласке и ее магическом действии на детей знают все. 17. В семье нет места для мести.

18. Еще никому не удавалось прожить свою жизнь без ошибок, потерь и унижений. Жизнь сложная штука и очень удивительна. Не бойтесь делать ошибки, ведь с помощью них мы учимся жить и познаем окружающий нам мир.

19. Великое искусство делать человека хорошим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучше.

20. В физике известен «принцип Челомея»: «Чтобы система была устойчивой, ее надо время от времени трясти». Устраивайте проверку «на прочность» своим детям — и вы будете точно знать, чего стоит ваш воспитательный талант. [9]


§ 2.Семья и её социальные функции

Всем известно, что главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых родных для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [5]

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений. Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производственных, профессиональных, политических, - семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен. [6]

Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют кроме основных социально-экономических факторов и другие факторы - биологические, психологические, демографические. Этим можно объяснить причину устойчивости и живучести старого в семейной психологии. Этим, в частности, объясняется и трудность в прогнозировании развития семьи. [10]