Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее социальные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Обеспечение качественного образования;

2. Развитие профессиональных интересов у ребенка и в будущем подготовка его к сознательному выбору профессии;

3. Формирование нравственного и культурного поведения ребенка;

4. Подготовка школьников к будущему, а именно к семейной жизни;

5. Сформировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни.

Для достижения указанных целей, необходимо исполнить целый комплекс педагогических задач.

В работе с детьми:

- воспитание в ребенке уважительного и заботливого отношения к родителям;

- формирование ответственности за свои поступки перед близкими его людьми;

- воспитание в детях чувство гордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать семейные традиции.

В работе с родителями:

- формирование у родителей правильного представления о своей роли в воспитании своего ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательных процессах класса и школы;

- развития отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

- формирование субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

- формирование психолого-педагогической культуры родителей.

В работе с педагогами:

- формирование понимания значимости отношений между родителями и педагогом;

- формирование у педагогов умение решать проблемы каждого ребенка на основе совместного диалога с родителями;

- освоение педагогов способов изучения семьи, освоение форм взаимодействия детей и родителей в совместной деятельности. [10]

Реализация этих действий означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставляется право и возможность удовлетворять и реализовывать свои интересы, что, несомненно, повысит воспитательный процесс.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. [9]

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

• креативность — свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признания личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;


• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей. [9]

Основную работу с родителями школа проводит через родительские собрания. Родители же в свою очередь получают открытый доступ к тем вопросам, куда их обычно не допускали. [10]

Однако главная нагрузка по улучшению связи с семьей детей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность классный руководитель производит через родительские комитеты, родительские собрания, через учителей, преподающих предметы в этом классе. Существуют некоторые правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями своих подопечных:

- не нужно беседовать с родителями на бегу, если у учителя не хватает времени, то лучше разговор перенести на более удачное время;

- преподаватель должен уметь слушать родителей, не перебивая их. Необходимо дать возможность им высказаться;

- не нужно спешить с выводами, необходимо обдумывать все хорошо о том, что преподаватель услышал от родителей;

- то, о чем вели беседу учитель и родители, должно остаться только между ними;

- если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, то классный руководитель должен отметить их усилия;

- родителям нужна поддержка и помощь и, если классный руководитель располагает этим, то он должен создать необходимые условия для беседы с родителями;

- классный руководитель должен разговаривать спокойным тоном, не вызывая негативное отношение к себе.[5]

Главными формами взаимодействия семьи и классного руководителя являются групповые и индивидуальные формы работы.

К групповым формам работы можно отнести родительские собрания, различные конференции. Они уместны для организации посещения родителей, чтоб они могли встретиться с администрацией школы, обсудить вопросы реформ в школе, обсудить в целом школьную жизнь.

Для того чтоб групповые формы работы общения родителей и педагогов были эффективны, необходимо, чтоб родители принимали всевозможное участие в жизни школы. [5]

Следующая форма работы с родителями - индивидуальная. Это форма работы, которая предполагает тесную работу классного руководителя и родителей. Для этого необходимо установит связь учителя и родителей.

Важной частью поддержания связи с родителями является посещение учащихся дома.

Классный руководитель посещает своих учеников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. При посещении учащегося на дому следует соблюдать следующие правила: [9]


• не идти непрошеным, постараться любыми путями получить приглашение от родителей;

• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплементов;

• исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывая пути их решения;

• беседы в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать встречу наедине;

• ни в коем случае не предъявлять претензий к родителям;

• постоянно подчеркивать свою заинтересованность в судьбе своего воспитанника;

• советы и рекомендации давать не навязчиво, взвешивая уровень своих требований и возможности семьи;

• выдвигать совместные проекты, договориться о конкретных совместных делах;

• не давать беспочвенных обещаний, будь крайне сдержаны в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и его школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам только тогда, когда увидят, что классный руководитель заинтересован судьбой своего подопечного. [9]

Существует еще одна форма установления связи классного руководителя с родителями - педагогические поручения. Можно выделить несколько педагогических поручений.

Поручения, которые предполагают активную воспитательную деятельность, которая заключает в себе непосредственно работу с детьми. К таким работам можно отнести спортивные секции, различным кружкам, индивидуальное шефство и т.д.

Поручения, которые предполагают оказание организационной помощи классному руководителю, учителю. К такой помощи можно отнести содействие в проведении экскурсий, помощь в организации всевозможных праздников, в создании классной библиотеки и т.д.

Поручения, которые предполагают участие родителей в укреплении и развитии материальной базы школы, в решении хозяйственных вопросах, таких как оборудование кабинетов, помощь в ремонтных работах, помощь в благоустройстве школы. [10]

Все эти действия, несомненно, должны укрепить контакт между родителями и учителями, ведь без доверия друг к другу совместное воспитание детей не получится.

Семья дает ребенку первичное оснащение, первичную подготовку к жизни. К сожалению этого школа, все-таки, не может дать, потому что ребенку необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких окружающих его людей, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а наоборот поддерживать. [9]


Единство и совместный труд воспитательной деятельности педагогов и родителей создаёт наиболее благоприятные условия всестороннего развития личности. В процессе совместной слаженной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребёнка, накапливается опыт правильного поведения в разной обстановке. При этом формирование чувств, взглядов, убеждений и соответствующих им поступков, составляющих основу единства сознания и поведения личности. Осуществляется более планомерно. Без срывов и конфликтов. Посредством единых требований взрослых укрепляется воля детей. Они становятся заметно активнее, настойчивее в достижении цели, решительнее в преодолении трудностей, содержание в обычном поведении. [2]

Глава 4. Практическая часть. Взаимодействие школы и семьи.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка; успешность осуществления этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом.

Основным инструментом, позволяющим повысить роль семьи в выполнении ее основных функции, является социально-педагогическая работа. Социально-педагогическая работа, понимаемая как работа по изменению, на практике способствует нормализации внутрисемейных отношений, снимает действие конфликтных структур, благодаря педагогу увеличивается воспитательный потенциал семьи.[9]

Школа и семья, в сущности, сориентированы на решение одной для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, а создает благоприятные условия. Принципиально важно их взаимодействие, взаимовлияние, чтобы семья не оказалась лишь пассивным объектом благодеяний извне. Семья, пользуясь вниманием со стороны школы, общества, развивает и в них дух истинного гуманизма — веру в человеческие возможности, в положительный потенциал, который можно и нужно развивать, помогая им, у самих членов семьи. В свою очередь главная и очень ответственная задача школы как считает И. Осмоловская – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. [4]

Эффективность взаимодействия семьи и общества в огромной мере зависит от школы, ее сотрудничества с другими социальными службами, ориентированными на поддержку семьи. Являясь одной из отраслей педагогической науки, социальная педагогика своеобразна тем, что имеет дело с людьми разных возрастов, а не только и даже не столько с детьми, хотя всех их объединяют общие условия семьи и ее социума. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми. Комплексное исследование социальной работы школы с семьей позволило рассматривать эту работу как социально-педагогическую систему, т.е. с позиции не только социально-демографической структуры, но и педагогической сущности.


В ходе педагогической практики в школе № 810 было исследовано практическое взаимодействие школы и семьи на примере 2 класса
(18 человек, 7 девочек и 11 мальчиков).

Характеристика семей со слов педагога. В целом родительский коллектив активный, охотно идет на взаимодействие со школой. Родительский комитет работает слаженно: 63% родителей интересуются педагогической литературой, читают периодические издания (газеты «Семья и школа», «Учительская газета», «Наша школьная жизнь»), смотрят телевизионные передачи. Более 80% семей испытывают необходимость в материальной помощи, консультациях по экономике, правовым вопросам; более 90% нуждаются в вопросах по психологии (взаимоотношения с детьми, особенно в отношениях с подростками).

По мнению учителя, важное место во взаимодействии школы и семьи занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.

В связи с этими установками передача социального опыта должна осуществляться посредством организации в социуме совместной культурно-досуговой деятельности детей и взрослых. Формы организации этой деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: «День матери», «Праздник новоселов» и т.д., игровых семейных конкурсов-состязаний: «Спортивная семья», «Музыкальная гостиная» и т.д., конкурсов семейных родительских газет, ярмарок-распродаж семейных поделок, читательских конференций типа «Вечер воспоминаний», или «Отдыхаем своей дружной семьей».

Одной из популярных форм совместной работы учащихся с родителями, с бабушками и дедушками являются квесты. С помощью них дети и родители больше узнают друг о друге. Учащиеся вместе с родителями играют в познавательные игры, водят хороводы, отгадывают загадки. А на столах их ждет ароматный чай с всевозможными угощениями.

Любят ребята отмечать со своими товарищами и родителями дни рождения. Продумывают необычные подарки, поздравления, конкурсы, игры, оформляют газеты.

Активно работает музыкальная гостиная, на базе которой родители и дети, подготавливая очередную встречу, становятся ближе друг к другу. Это и знакомство со сказочным миром звуков: «Я помню вальса звук прелестный», «Романса чудное мгновенье», и посещения драмтеатра, филармонии, музыкальных концертов, художественных выставок и музеев. Родители вместе с детьми участвовали в празднике осени «Музыка осеннего дождя». Была оформлена выставка осенних букетов, проведены игры и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен об осени. За что дети в свою очередь получили подарки.