Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее социальные функции).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Семья как фактор формирования личности
§ 1.Семейное воспитание в развитии ребёнка
§ 2.Семья и её социальные функции
Глава 2. Современная семья. Проблемы в современных семьях
Глава 3.Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей
Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций.
По отношению к обществу основными функциями семьи считаются:
- физическое воспроизводство населения (репродуктивная функция). Для смены поколения необходимо соответствующее число детей;
- воспитательная функция - передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей и т.д.;
- организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы и учебы;
- производственно-хозяйственная. Социологи доказали, сто для того, чтобы освободить семью от хозяйственных дел (приготовление пищи, уборка, стирка и т.д.) потребуется дополнительно 40-45 млн. человек.
Функции семьи по отношению к человеку:
- супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они дополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;
- родительская функция - семья дает необходимую гармонию в жизни, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;
- организация быта. Известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.
Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. [10]
Однако некоторые социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. К таким ученым можно отнести известного социолога А.Г. Харчева. Но, по моему мнению роль семьи не сводится к роли “биологической” фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие своего ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. На сегодняшний день демографы отмечают снижение рождаемости в России и этому служат многочисленные, неблагоприятные для семьи, факторы.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья осуществляет основную воспитательную функцию.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.
В период социально-экономической нестабильности происходит и преобразование в обществе, отсюда и изменяются функции семьи. Главной функцией в прошлом была экономическая функция семьи, которая подчиняла себе все остальные. Главой семьи был мужчина, и он определял обязанности всех ее членов. В настоящее же время экономическая функция семьи изменилась, теперь она не самая главная.
Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной семьи представлены ниже финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции.
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи:
I. Этап формирования семьи. Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами, родителями и другими родственниками; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи.
II. Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем. Подготовка к появлению младенца в семье, привыкание к статусу матери и отца, распределение обязанностей между родителями. С появлением ребенка ощущается его привязанность к родителям, малыш чувствует тепло матери, ее настроение. Подрастая, появляются какие-либо навыки (речь, движения, лепет и т.д.).
III. Семья с ребенком дошкольного возраста. Развитие ребенка, стремление к тому чтоб ребенок учился самостоятельности (оделся, поел, попил, умылся и т.д.), играя, в различные игры со сверстниками соблюдал правила игры. Ребенок в этом возрасте начинает подражать родителей. Если в планах еще один ребенок, то необходимо старшего подготовить к этому событию. Распределение обязанностей между родителями и ребенком, развитие взаимоотношений в семье.
IV. Семья школьника. Воспитание у детей в стремлении к знаниям. Подготовка ребенка к взрослой жизни, разделять с ним его увлечения, необходимость в разговорах на различные темы. Постепенная подготовка ребенка о взрослении и отхождении его из родительского дома.
V. Семья с ребенком старшего школьного возраста. Предоставление ребенку по мере его взросления свободы действий. Воспитание в нем достойного человека, на собственном примере, дети, копируя родителей, объяснять каким должен быть любящий муж и отец, или же жена и мать своим будущим детям. Разговаривать с ребенком на различные темы: выбор профессии, отношения со сверстниками.
VI. Семья с взрослым ребенком, входящим в мир. Отрыв от повзрослевшего ребенка, смирение, что больше не будет власти над ним. Объяснить ребенку, что в любой ситуации он может рассчитывать на своих родителей. Обеспечение благоприятных условий своему ребенку, для создания новой ячейки общества. Принятие новых членов семьи, пришедших через вашего ребенка. Привыкание к новой роли бабушки и дедушки.
VII. Семья среднего возраста («пустое гнездо»). Обновление отношений между супругами, творчески подходить к тому, что появилось много свободного времени. Поддержание связи с семьей своего ребенка, вхождение в роль бабушки и дедушки.
VIII. Постаревшая семья. Приспособление к жизни на пенсии, подготовка себя и близких людей к неизбежному - к смерти. [11]
Итак, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.
Глава 2. Современная семья. Проблемы в современных семьях
В современном обществе мы начали замечать, что изменились отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. Сейчас трудно выделить кто главный в семье мужчина или женщина, так как изменились пожитки прошлого. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Ученые говорят о том, что в современном мире настолько сильно все изменилось, что люди стали более консервативны в отношении «мужское» и «женское».
Социологи отмечают, что семья очень негативно относится ко всяким государственным реформам. На сегодняшний день к таким реформам можно отнести безработицу, кризис в стране, обесценивание рубля и, следовательно, повышение цен. И.П. Подласый говорит, что все это неблагоприятно влияет на семьи, появляются различного характера проблемы. Неуверенные в себе родители могут перестать быть авторитетом для своих детей. Авторитет матери или отца меняются в зависимости от сферы их деятельности. Подростки порой выполняют не престижную, не квалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества. [6]
Однако это не самая главная проблема семей. Так одной из основных проблем можно отметить конфликт между поколениями, а именно детьми и родителями. Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает случайно и внезапно. Он нарастает постепенно. Семья это взаимодействие родителей и детей, она строится на взаимопонимании, любви, привязанности родителей к детям. И тем самым конфликт не может возникнуть ниоткуда. Конфликт — жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. [9]. Подсказать их родителям должен педагог. Отношения родителей, педагогов и детей — сложная проблема. Сложность ее заключается в том, что характер человеческих отношений скрыт и очень трудно, проникнуть в отношения посторонним людям. Педагоги заметили, что между родителями и детьми отношение с годами складываются в типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений и возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, как правило по поводу возникшего конфликта, который по их мнению произошел на днях, т.е. вчера, позавчера. То есть можно отметить, что они не видят процесс зарождения конфликта. Им кажется, что все произошло внезапно, необъяснимо. Они просто не заметили, что в их отношениях с детьми, что то пошло не так. [9]
Помимо всего этого отмечается и такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. Во множествах работах рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение связей детей с родителями, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения.
Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.Д. Марцинковской. Она говорила о том, что при разводе нарушается связь ребенка с родителями. Дети в любом возрасте очень сильно переживают разрыв своих родителей, так как они привязаны к обоим родителям. Развод ставит перед ребенком непреодолимые для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых правил и отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями. Развод порождает в сознании у ребенка чувство одиночества, ощущение неполноценности, никому не нужности. [3]
Сразу после развода ребенку приходится привыкать к тому, что в одном и том же месте сразу с двумя родителями уже не побываешь. Жизнь в разводе полностью изменяет условия жизни ребенка: ребенку приходится отдельно переживать свое отношение к отцу и свое отношение к матери. Имеет место три аспекта:
- оба отношения разделены местом;
- ребенок проводит основное время с одним, и только определенное время с другим родителем;
- разделение предполагает исключающее ИЛИ (или ребенок находится с одним родителем, или с другим). [5]
Так же необходимо отметить, что основным воспитанием ребенка уже занимается только один из родителей, так как ребенок проживает с ним. Нередко такой родитель настраивает своего ребенка против другого родителя. Несомненно, это негативно сказывается на психологическом уровне ребенка. [5]
Основная тенденция развития семьи с детьми на сегодняшний день - это снижение среднего числа детей до 15 лет в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных семей.
Согласно переписи 2010 года, в России проживает 49 млн. семей с детьми до 15лет (34.3 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с двумя детьми (31.2 процентов), реже - с одним (34.4 процентов) и еще реже - многодетные (12.9 процентов).
Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения. В России уместно говорить о «старении» браков и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. Другими словами, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в некоторых семьях на первое место встает карьерный рост, высокая заработная плата, различные материальные ценности. К таким семьям больше относятся молодое поколение. И хотя в этом нет ничего плохого, но для института семьи есть большая угроза. Так, когда молодая супружеская пара выбирает профессиональный рост и высокую зарплату вместо воспитания детей и домашнего очага, приводит к психологически травмам всех членов семьи. Большая проблема также заключается в разводах. На 2010 год по данным переписи составляет 11.6 процентов, это больше чем в 2002 году (11.1 процента). Распад семьи практически сразу переводит данную семью в категорию неполных, малообеспеченных, проблемных семей.
Неполные семьи в данной экономической ситуации в стране можно сказать сразу, обречены на бедность. Это связано с тем, что в неполной семье, как правила один добытчик доходов (заработная плата одного родителя), а потребность детей в бюджетном плане после развода родителей не уменьшается.
Отсюда можно сделать вывод, что полные семьи живут лучше неполных, «средние» по размеру семьи - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами. Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к нищете. С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая зависимость, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства. [http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php]
Глава 3.Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей
Школа осуществляет одну из ведущих ролей в организации семейного и общественного воспитания детей, ведь большую часть своего времени ребенок проводит в школе. И чем организованней будут действовать школа и семья, тем эффективней будет происходить процесс воспитания. Сотрудничество школы и семьи направленно на решение следующих общих задач воспитания детей:[10]