Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Особенности реализации промышленной политики за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, состояние национальной экономики по-прежнему характеризуется резким дисбалансом промышленного производства в пользу сырьевых отраслей и отраслей первичной переработки, что неприемлемо в контексте принятой правительством страны стратегии долгосрочного социально-экономического развития и противоречит современным тенденциям развития мировых экономик. [22, C.136]

Промышленность России по данным за 2016 год составляет около 29% ВВП. На 387 тыс. промышленных предприятиях занято около 19% работающего населения страны. [19]

Анализ состояния промышленной сферы России свидетельствует об улучшении ее динамики (спад 2015 г. сменился ростом в 2016-2017 гг.). Таким образом, промышленное производство России преодолело рецессию 2013-2014 гг. и вышло в плюс. Аналитики отмечают увеличение удельного веса промышленного производства в валовом внутреннем продукте и доли занятого населения на предприятиях промышленности. По данным Росстата, в 2016 году индекс промышленного производства составил 101,1% (в том числе по видам экономической деятельности: 102,5% - в сфере добычи полезных ископаемых, 100,1% по обрабатывающим производствам, 101,5% по производству и распределению электроэнергии, газа и воды), а в 2017 году ожидается на уровне 102,1 (таблица 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей промышленного развития России в 2012-2016 гг.

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

2

3

4

5

6

Валовой внутренний продукт (в текущих рыночных ценах), млн руб.

66 926 863

71 016 729

77 945 072

80 804 310

86 043 649

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности

103,4

100,4

102,0

97,6

101,1

Удельный вес промышленного производства в ВВП, процентов

26,1

25,9

25,6

26,7

29,3

Основные фонды в промышленном производстве, млрд руб.

31 865

36 171

41 126

46 563

52 142

Окончание табл. 1

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1

2

3

4

5

6

Среднегодовая численность занятых в промышленном производстве, млн человек

13,2

13,1

12,8

12,8

13,4

Удельный вес занятых в промышленном производстве в общей численности занятых, процентов

19,4

19,3

18,9

18,8

18,5


По данным международных аналитических центров Россия в 2016 году входит в пятерку стран-лидеров по объёму промышленного производства по ППС, занимая четвертую строку рейтинга после Китая, США и Индии. При этом участие страны в мировом производстве товаров и услуг оценивается лишь в 3,61%, а объем промышленного производства на человека в абсолютном и относительном выражениях ниже, чем у ряда стран, расположенных в рейтинге ниже (таблица 2).

Таблица 2

Лидеры стран по объёму промышленного производства

по ППС за 2016 г.

Позиция

в

рейтинге

Страна

Объём

промышленного производства по ППС, млн. долл. США

Объём

промышленного

производства,

%

Население

на

01.01.2017, млн. чел.

Объём

промышленного производства в $ по ППС на человека

Объём

промышленного производства по ППС

на человека в %

1

2

3

4

5

6

7

Весь Мир

37 142 139

100,00

7 515,3

4 942

100%

1

Китай

9 082 290

24,45

1 388,2

6 542

132%

2

США

3 860 480

10,39

326,5

11 825

239%

3

Индия

2 572 695

6,93

1 342,5

1 916

39%

4

Россия

1 340 710

3,61

143,4

9 351

189%

5

Япония

1311 912

3,53

126,0

10 408

211%

Исследуя промышленность России необходимо учитывать высокую степень неравномерности экономического развития страны в территориальном разрезе, что определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера [Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2016 года]. Влияние вышеназванных факторов определяет сложившуюся специализацию регионов страны, что задает вектор их развития. Так, принято выделять финансовые центры, добывающие, промышленные и аграрно­промышленные регионы. [15, C.98]

Современную промышленность РФ невозможно представить в виде единого промышленного комплекса. Одна часть, включающая в себя топливно-энергетический комплекс, часть военно-промышленного комплекса и сырьевое производство, в значительной мере ориентирована на экспорт и зависима от финансовых и технологических поставок западных стран. Вторая часть представлена гражданским сектором промышленного производства и ориентирована на внутренний рынок


Рисунок 1. Структура промышленного производства по федеральным округам РФ в 2016 г., % к итогу

Промышленное производство в региональном разрезе характеризуется высоким уровнем неравномерности и значительной степенью концентрации производства. В 2016 году диапазон значений индекса промышленного производства варьировался от 140,7% в Алтайском крае до 87,1% в Республике Северная Осетия - Алания. Что касается концентрации, то на первые десять регионов в рейтинге промышленности приходится 47,1% всей отгруженной продукции, а на первые двадцать - 67,1%. В целом, промышленное производство по итогам 2016 года выросло в 65 регионах РФ, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 15, что, безусловно, можно расценивать как позитивную тенденцию. [20]

Распределение отгруженной промышленной продукции в разрезе федеральных округов наглядно отражает сложившуюся концентрацию производства по видам экономической деятельности (рис. 2).

Согласно данных, подготовленных аналитиками российского союза промышленников и предпринимателей, основными причинами, сдерживающими рост промышленных предприятий в регионах России, являются недостаток оборотных средств (48,9% в общем числе опрошенных представителей промышленных предприятий), неплатежи со стороны контрагентов - 31,9%, снижение спроса на продукцию - 27,7%, недоступность заемных финансовых ресурсов - 23,4% и др. При этом среди мер по повышению эффективности хозяйственной деятельности наиболее популярными являются сокращение расходов предприятия - 78,7%, реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, продажа непрофильных активов - 27,7%. Сокращение расходов предприятий преимущественным образом осуществляется за счет экономии на сырье, комплектующих, потребляемых услугах (в том числе консалтинг). Оптимизация расходов на персонал предприятий реализуется главным образом на основе сокращения найма и перевода сотрудников на неполный рабочий день.

Рисунок 2. Объем производства промышленной продукции по федеральным округам РФ по видам экономической деятельности в 2016 г., млрд. руб.

В то же время, судить о степени развития промышленности регионов страны следует не только по количественным показателям, отражающим итоги производства продукции. Существенное влияние на развитие промышленного производства в субъектах РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. В этой связи возрастает актуальность активизации государственного стимулирования промышленной сферы, содействие в вопросах нейтрализации комплекса угроз деиндустриализации национальной экономики, усиление роли регионов в формировании конкурентоспособных промышленных производств. Решение обозначенных проблем прежде всего опирается на нормативно-законодательную базу в данной области.


Современное промышленное развитие России регламентируется федеральным законом № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации», в соответствии с которым под промышленной политикой понимается совокупность мер воздействия на укрепление промышленного потенциала России и создание условий повышения конкурентоспособности производимой на территории страны промышленной продукции. [1]

В связи с этим основными целями реализуемой промышленной политики видятся:

- создание конкурентоспособной промышленности на основе преимущественного использования высокотехнологичных производств, что позволит осуществить переход от экспортно-сырьевого к инновационно ориентированному технологическому укладу развития;

- укрепление обороны и безопасности России;

- рост занятости населения и, как следствие, повышение уровня жизни граждан РФ. [24, C.335]

Достижение обозначенных целей предполагается на основе решения следующих первоочередных задач:

- формирование сети развитой инфраструктуры, способствующей повсеместному развитию промышленного производства;

- обеспечение благоприятных условий создания и осуществления деятельности в сфере промышленности, адекватных современным мировым тенденциям;

- стимулирование субъектов промышленности к внедрению инноваций и инновационных технологий в производственные процессы, а также к выпуску инновационных товаров и услуг; [23]

- регулирование образовательных программ на основе привлечения частных и государственных инвестиций в обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала, соответствующего современному инновационному уровню производства;

- использование механизмов государственного регулирования сферы инновационного производства в целях определения приоритетных направлений научно­технического потенциала региона в соответствии с характером общей структуры региональной экономики

- обеспечение обновления основных фондов предприятий промышленности;

- формирование технологической независимости национальной экономики и др.

Среди основных мер государственной поддержки законом определяются такие, как оказание финансовой помощи, информационно-консультационных услуг, содействие в реализации научно-технической, инновационной, внешнеэкономической деятельности в сфере промышленности, а также поддержка развития кадрового потенциала.

Передовой международный опыт наиболее развитых в промышленном плане стран свидетельствует о преобладающей роли трех ключевых институтов: государственные программы, государственные закупки и специализированные разнопрофильные институты промышленно-инновационного развития. [25, C.58]


Разработка региональной промышленной политики должна строиться на следующих основных этапах:

- выявление угроз и возможностей промышленного развития;

- выработка решений в части координации федеральной и региональной промышленных политик;

- учет внутритерриториальных и внешних аспектов промышленной политики региона. [9, C.31]

Методика стратегического анализа в целях разработки эффективной промышленной политики региона должна отражать следующие основные направления:

1. Виды экономической деятельности региона, относящиеся к промышленности; их оценка с точки зрения обеспечения перспективной промышленной конкурентоспособности субъекта РФ.

2. Ключевые предприятия каждого из промышленно ориентированных видов экономической деятельности региона (аффилированные лица, дислокация); развитие внутрирегиональной производственной кооперации; наличие стратегически значимых для территориальной промышленности предприятий за пределами региона.

3. Инфраструктура развития промышленности (обеспеченность, дислокация, связь с производственным сектором).

4. Ретроспективный анализ динамики основных объемных и качественных показателей работы промышленности за последние 3-5 лет в разрезе видов экономической деятельности региона. Экстраполяция тренда на период 3-5 лет. Определение угроз развития промышленности в имеющихся условиях.

5. Оценка ресурсной базы региона с точки зрения достаточности для устойчивого развития промышленности на перспективу.

Перспективными направлениями развития российской промышленности в регионах эксперты называют: во-первых, техническое перевооружение и применение новой техники, во-вторых, быстрое развитие перерабатывающих отраслей в сравнении со скоростью развития сырьевых производств и, в-третьих, курс на импортозамещение. Указанные направления следует подкрепить нормативно-законодательной базой, адекватной современным условиям и тщательно проработать реально функционирующую систему: Федеральная программа - регион - предприятие. При этом в регионах необходимо создание центров координации промышленной политики и решения проблемы импортозамещения совместно с федеральными органами власти.

Таким образом, промышленная политика, представляющая собой воздействие государства на отраслевую структуру экономики, призвана способствовать развитию национальной экономики на основе повышения ее конкурентоспособности в сложившихся условиях мирового рынка. Принятие федерального закона о промышленной политике ориентировано на децентрализацию государственного управления. Этим определяется усиление роли регионов как самостоятельных, активных субъектов промышленной политики. Для реализации выбранных приоритетов важно в наибольшей мере ориентироваться на ключевую роль региональных программ и институтов развития как основного инструмента промышленно-инновационного развития различных территорий страны.