Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Понятие организации, общие принципы).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность концепции жизненного цикла и ее роль в обеспечении развития организации
1.1 Понятие организации, общие принципы и закономерности ее развития
1.2 Сущность концепции жизненного цикла организации и ее основные модели
1.3 Технология анализа результатов деятельности организации на различных этапах жизненного цикла
Глава 2. Анализ жизненного цикла организации и управления организацией на примере ООО «Стройинформ»
2.1 Характеристика организации, корпоративной культуры ООО «Стройинформ»
2.2 Взаимосвязь жизненного цикла с организационной структурой на примере ООО «Стройинформ»
Введение
Актуальность темы исследования. Функционирование организации на любом этапе ее развития представляет собой процесс адаптации к условиям внешней среды. Отличительный признак успешной организации - это равновесие внутренних характеристик с внешней средой. Внешняя среда - понятие динамическое, соответственно равновесие также носит динамический характер. В случае низкого адаптивного потенциала организации и, как следствие, несоответствия организации требованиям устойчивости, велика вероятность возникновения организационного кризиса и исчезновения ее как самостоятельного субъекта экономического пространства. В целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий необходима своевременная диагностика причин, по которым организация оказалась в кризисе, и разработка соответствующих мер по их устранению. В этой связи концепция жизненного цикла организации приобретает особое значение
Концепция жизненного цикла организации является относительно новым и перспективным направлением исследований в области менеджмента, которое в настоящее время активно развивается как за рубежом, так и в отечественной теории и практике менеджмента. Знание закономерностей организационного развития позволяет выделить общие тенденции и особенности каждой стадии жизненного цикла, прогнозировать будущие необходимые изменения и подготовить к ним организацию, тем самым, способствуя ее долговременному и эффективному функционированию.
Использование концепции жизненного цикла в практике управления организацией помогает менеджерам выявить ключевые проблемы, характерные для данной стадии, и выработать своевременные и адекватные пути их решения. При этом следует отметить, что методы управления, которые с успехом применяются на одной стадии, могут быть неэффективны на другой. Особого внимания руководителей и менеджеров требует решение проблем, возникающих при переходе на следующую стадию развития организации. Этим объясняется возросший в последние годы интерес ученых и практиков к вопросам управления жизненным циклом организации.
В то же время следует отметить, что в настоящее время, с одной стороны, существует повышенный интерес бизнеса к проблеме жизненного цикла, а, с другой стороны наблюдается разнообразие предлагаемых моделей и методов, отсутствие проверенного практикой целостного представления об этом новом подходе к управлению организацией.
Цель работы заключается в исследовании жизненного цикла организации и управление организацией.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
-определить понятие организации, общие принципы и закномерности ее функционирования в условиях рынка;
-раскрыть сущность концепции жизненного цикла и определить возможности ее практического применения;
-провести анализ жизненного цикла конкретной организации, определить общие тенденции ее развития и пути повышения эффективности деятельности, сформулировать рекомендации по результатам исследования.
В качестве объекта исследования работы рассматривалась организация «ООО «Стройинформ».
Предметом исследования являлся жизненный цикл ООО «Стройинформ».
Теоретической основой исследования послужили современные концепции теории организации и управления, труды отечественных и зарубежных ученых по актуальным вопросам менеджмента, организационного развития. Среди них следует выделить работы таких авторов, как О.Н. Демчук, В.И. Иванов, Ю.Н. Лапыгин, Г.Р. Латфулин, В.Л. Семиков, С.В, Рогожин
Методология исследования основывается на применении системного и комплексного подхода, структурного, факторного, функционального, логического, статистического и сравнительного анализа.
Глава 1. Сущность концепции жизненного цикла и ее роль в обеспечении развития организации
1.1 Понятие организации, общие принципы и закономерности ее развития
Организации составляют основу современного общества, определяют направления и тенденции его развития. Трактовка термина «организация» в современной литературе многообразна. Так, например, Г.Р. Латфулин, определяет организацию как сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели [20, С.14]. Аналогичного мнения относительно сущности организации придерживаются и зарубежные авторы. Так, Э.Деминг считает, что организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [8, с.49]. Намозов А.Б определяют организацию как искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции [24, с. 324]. Поветьев К.В. дает следующее определение организации: «Организация – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур» [26, с.293].
Несмотря на различие в подходах к объяснению сущности организаций, можно выделить общие характерные для них признаки:
- Наличие цели, которая придает смысл существования организации, определенность и направленность действия ее участников, сплачивает и объединяет их в повседневной жизни.
- Наличие в организации определенного числа участников, которые, дополняя друг друга и объединяя свои усилия, обеспечивают достижение поставленных целей.
- Наличие в организации внутреннего координирующего центра, который придает стабильность организации, равновесие внутренним и внешним процессам;
- саморегулирование, в процессе которого обеспечивается адаптация основных организационных параметров к изменяющимся условиям функционирования;
- обособленность организации, наличие определенных границ, отделяющих ее от внешнего окружения;
- наличие в организации норм и правил поведения, которые выполняют роль внутреннего координационного механизма для ее участников (организационная культура).
Наиболее распространен в современной теории управления системный подход к объяснению сущности организации. В основе данного подхода лежит утверждение о том, что любой процесс или явление, в том числе и организацию можно представить как систему. По определению Г.Р. Латфулина система – это искусственно созданы набор взаимодействующих между собой элементов и подсистем, предназначенной для достижения определенной цели [20, с.14]
Приведенное выше определение системы полностью применимо и к организации, что подтверждается свойственными ей следующими признаками системы:
- Множество элементов;
- Единство главной цели для всех элементов;
- Относительная самостоятельность элементов;
- Наличие связей между элементами;
- Целостность и единство элементов структуры;
- Четко выраженное управление.
С учетом данных характеристик механизм функционирования организации как системы можно представить в виде следующего рисунка:
Рисунок 1 – Организация как система [26, с.15 ]
Из данного рисунка видно, что при анализе организации как системы можно выделить четыре основных ее элемента: вход, процесс, выход, обратная связь. На входе организация получает из внешней среды материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, которые в процессе ее деятельности преобразуются в готовую продукцию (работы, услуги), реализуемую на выходе во внешней среде. Ключевую роль в деятельности организации выполняет обратная связь, которая показывает в какой степени результат деятельности организации принят во внешней среде. По результатам обратной связи изменяются параметры входа организации. Так, например, при росте спроса на производимую в организации продукцию она увеличивает объем потребляемых ресурсов с целью обеспечения роста объема сбыта.
Таким образом, организация – это открытая система, которая активно взаимодействует с внешней средой. Как видно из данного приложения, внешнюю среду организации можно рассматривать на микро – и макроуровне. Микросреда включает в себя факторы непосредственного воздействия на организацию. Это в первую очередь потребители, конкуренты, поставщики, наиболее значимые контактные аудитории. Особенность данного уровня организационной среды состоит еще и в том, что сама организация может оказывать определенное влияние на него путем разработки и реализации конкурентной стратегии, формирования спроса и т.д. Факторы макросреды оказывают однонаправленное влияние на организацию и характеризует общую экономическую, политическую, правовую, социальную ситуацию, которую в своей деятельности должна учитывать любая организация, но повлиять на нее она не может.
Для адаптации к воздействиям внешней среды и сохранения своей внутренней структуры, любая организация характеризуется внутренней упорядоченностью, которая находит отражение в ее внутренней среде. Из данного рисунка видно, что внутренняя среда организации строится с учетом функциональных направлений их деятельности, обусловленных необходимостью адаптации результатов ее деятельности к требованиям внешней среды. Так как одной из ключевых характеристик организации является потребность в управлении, в составе внутренней организационной среды можно выделить два крупных элемента: субъект и объект управления. Взаимосвязь между субъектом и объектом управления в организации показана на рисунке 2
Система связи
Система управления
Управляющая система
Объект управления
Рисунок 2 – Взаимосвязь между субъектом и объектом в организации
В соответствии с данным рисунком субъект управления осуществляет целенаправленное воздействие на управляемый объект для сохранения определенного направления поведения и обеспечения достижения поставленных целей. Таким образом, именно благодаря субъекту управления в организации сохраняется внутренняя упорядоченность ее основных элементов.
Наличие различных структурных элементов и связей между ними внутри организации позволяет провести их классификацию по различным основаниям.
Классификация организаций может осуществляться по различным критериям, основными из которых являются форма собственности, целевое назначение, профиль деятельности, место расположение и т.д. Так как одной из базовых характеристик организации является ее целевая направленность, большое значение при изучении особенностей их деятельности имеет классификация организаций в зависимости от поставленных целей. По данному критерию различают коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности рассматривают максимизацию прибыли, при этом распределяют ее между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. Получение и распределение прибыли не является для них основным целевым ориентиром, хотя такие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но полученную прибыль могут использовать только на достижение своих основных целей.
Наиболее обширной является классификация организаций по организационно – правовой форме, которая осуществляется в соответствии с законодательством страны, где организации регистрируются и функционируют. Такая классификация имеет большое практическое значение, так как позволяет определить особенности создания, формирования капитала, организации управления, распределения прав и обязанностей внутри организации.
Таким образом, анализ сущности организации, закономерностей ее функционирования, форм и видов, позволяет выделить два основных ее состояния: статическое и динамическое. Статическое состояние организации отражает ее внутреннюю упорядоченность, взаимосвязь между основными элементами внутренней среды, способность к сохранению внешних границ и системных параметров под влиянием различных факторов. В то же время организации представляют собой развивающиеся системы, что обусловлено необходимостью их постоянной адаптации к требованиям внешней среды. Такое развитие характеризует динамику организаций, предполагает формирование у них новых свойств, характеристик, обеспечивает достижение поставленных целей даже в условиях изменяющейся среды. Динамическое состояние организации является гораздо более сложным объектом исследования, так как в отличие от статического состояния, часто меняется под влиянием внешних факторов. Отсюда возникает необходимость в разработке таких инструментов и методов управления организациями, которые позволили бы устранить негативное влияние внешних факторов и реализовать открывающиеся перед ними возможности. Современной теорией и практикой управления предложены различные теории и методы эффективного управления организациями с учетом особенностей их динамического состояния. Одной из них является концепция жизненного цикла, содержание и особенности которой проанализированы в следующих параграфах работы.
1.2 Сущность концепции жизненного цикла организации и ее основные модели
В процессе своего существования любая организация проходит несколько стадий развития, которые характеризуются сменой ее состояний, внутренних параметров и связей. Процесс развития организации находит отражение в ее жизненном цикле. Понятие жизненного цикла организации в специальной литературе раскрывается в различных аспектах. Так, Г Галан И.К. определяет жизненный цикл организации как совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования.[6, с.37] По мнению Келлер З.А., жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени [16, с. 142]. Из приведенных выше определений следует, что основное назначение концепции жизненного цикла заключается в объяснении изменений, которые происходят в организации с течением времени.