Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ
1.1 История и эволюция облачных сервисов
1.2. Основные характеристики и классификация облачных сервисов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ
2.1 Модели и анализ возможностей облачных сервисов, предлагаемых для использования в малом бизнесе
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.3 Анализ результатов практической работы и выводы
ВВЕДЕНИЕ
Облачные вычисления (англ. cloud computing), в информатике — это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу (англ. Pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами и/или обращениями к провайдеру. [6,с.6]
Объект исследования данной курсовой работы – облачные вычисления, как относительно новые технологии, являющиеся интересной перспективой развития прикладных информационных бизнес-систем.
На сегодняшний день технология предоставления программного обеспечения как некой услуги (Software as a Service — SaaS) пользуется большой популярностью. [7, с.30]
Предмет исследования – новейшие технологические разработки на рынке специализированных программных продуктов для малого бизнеса, в частности – система TeamLab.
Цель работы – анализ облачных сервисов и организация их использования в деятельности малого предприятия (количество работников до 50 человек). Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• выполнить классификацию облачных сервисов;
• выявить и проанализировать возможности облачных сервисов, предлагаемых для использования в малом бизнесе;
• оценить программные продукты и перспективы их развития на российском рынке информационных услуг.
• сравнить стоимости владения локального решения по автоматизации деятельности бухгалтерии (количество работников 7 человек) и аналогичного облачного решения за три года (на примере решений 1С[19]).
• реализовать практически совместную работу группы студентов (сотрудников предприятия) в облаке на базе решения www.teamlab.com
• проанализировать исследуемый программный продукт на предмет его применимости в управлении бизнесом.
В качестве инструментария, использован бесплатный онлайн сервис для бизнеса TeamLab[14].
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области информатики материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ
1.1 История и эволюция облачных сервисов
Облачные вычисления как термин приобрели известность лишь в середине 2000-х гг., однако они имеют довольно долгую историю. Облачные вычисления основаны на старых технологиях, но долгое время сфера применения этих технологий оставалась ограниченной, а потенциал — нераскрытым. Практически все технологии, которые сегодня входят в состав облачной парадигмы (рисунок 1), существовали и раньше, однако на рынке не было предложений, которые бы объединяли перспективные технологии в едином коммерчески привлекательном решении. И только в последние годы появились публичные облачные сервисы, благодаря которым эти технологии стали, с одной стороны, доступны разработчику, а с другой — предельно понятны для бизнеса. [3,с.220]
Рисунок 1 Технологии и подходы, лежащие в основе облачных вычислений
Одной из наиболее существенных технологических новаций, лежащих в основе облачных вычислений, являются технологии виртуализации. Эта новация насчитывает уже более 40 лет: впервые виртуализация была предложена в мейнфреймах IBM еще в середине 1960-х годов. Однако после поворота компьютерных технологий от дорогих мейнфреймов в сторону ПК и недорогих серверов, основанных на процессорной архитектуре x86, о виртуализации на долгое время забыли: о ней продолжали помнить лишь те немногие привилегированные пользователи, которые могли позволить себе платить за мощности и возможности мейнфреймов. [6,с.9]
Мейнфрейм (от англ. mainframe) — высокопроизводительный компьютер со значительным объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для организации централизованных хранилищ данных большой ёмкости и выполнения интенсивных вычислительных работ. [12,с.316]
Среди других технологий, послуживших переходом к современным облачным вычислениям, можно назвать сервис- ориентированную архитектуру (англ. Service-Oriented Architecture, SOA), предоставление приложений в режиме услуг (англ. Application Service Provider, ASP), ITIL / ITSM и др. Некоторые из этих концепций заключали в себе вполне конкретные технологические подходы, в то время как другие употреблялись преимущественно в маркетинговых целях (например, ASP).[3,с.221]
Распространение высокоскоростных каналов интернет-связи сделало возможным интенсивный обмен данными с компьютерами, находящимися в облаке. Развитие технологий веб 2.0 позволило выполнять функционально насыщенные веб-приложения непосредственно в окне веб-браузера, не запуская их на локальном компьютере или в локальной сети. Успеху облачных вычислений, в какой-то мере содействовало развитие интернет-сервисов, предоставляющих доступ к своим данным посредством специальных программных интерфейсов (API). Действительно, когда разработчик создает приложение, которое обслуживает удаленных пользователей на основе данных из удаленного источника (например, из Facebook), то логично, что и промежуточный этап — обработка данных — также может осуществляться на удаленной облачной площадке. [6,с.10]
Облачные вычисления вобрали в себя много идей из предшествующих концепций, и потому изначально они носят более разносторонний характер: их можно понимать и как техническую парадигму, и как маркетинговый термин, и как перспективное направление для НИОКР и академических исследований. По сути, в облачные вычисления вложили все те идеи, которые накапливались в отрасли в течение предыдущих полутора десятилетий. [6,с.10]
Таблица 1 - Этапы развития рынка Cloud Computing по Gartner
№ п/п |
Этап |
Продолжительность |
Особенности |
I |
Время первопроходцев |
2007–2011 гг. |
Облачные вычисления внедряют компании, готовые идти на риски |
II |
Консолидация рынка |
2010–2013 гг. |
Консервативные пользователи начинают обращать внимание на облачные вычисления. Растет конкуренция и снижается общее число поставщиков. |
III |
Массовое распространение |
2012–2015 гг. |
Облачные вычисления становятся мейнстримом. На рынке доминирует ограниченное число поставщиков. |
облачный сервис бизнес автоматизация
Согласно модели, предложенной компанией Gartner, развитие облачных вычислений проходит в три этапа (таблица 1). Первый этап (2007–2011) — время первопроходцев и период формирования рынка. Облачные вычисления в этот период развиваются за счет компаний, которых привлекает возможность быстрого выхода на рынок и радикального повышения эффективности разработки. На этом этапе облачные вычисления наиболее эффективны в рамках IT-проектов, предусматривающих возврат инвестиций в перспективе (от 18 до 24 месяцев). [6,с.14]
Основная черта второго этапа (2010–2013) — консолидация рынка. Количество облачных предложений превосходит потребности рынка, борьба за пользователей среди различных облачных вендоров достигает своего пика, что ведет к серии слияний и поглощений. В то же время зрелость облачных предложений повысится и консервативные пользователи начнут всерьез рассматривать возможность использования облачных вычислений. Продолжительность облачных проектов увеличится, и компании будут инициировать проекты, предусматривающие возврат инвестиций в перспективе от 3 до 5 лет. К 2013 г. облачные вычисления станут предпочтительным выбором при разработке простых в архитектурном отношении приложений среди 2000 ведущих глобальных компаний. [3,с.222]
По прогнозам Gartner, к 2015 году ожидается увеличение объема мирового рынка ИТ-аутсорсинга с 313,2 (2011 год) до 367,1 млн. долларов. Максимальные среднегодовые темпы роста прогнозируются в странах юго-восточной Азии и Японии. По рейтингам Everest Group в двадцатку лидеров входят Accenture, ACS Xerox, Atos Origin, Capgemini, Convergys, CSC, AON Hewitt, HP Enterprise Services, IBM, Dell Services, Unisys, Genpact, HCL, Infosys, Satyam Mahindra, Tata Consultancy Services, Wipro и WNS[1]. Одной из существенных мировых тенденций стало увеличение количества сделок со стоимостью контракта 1 млрд. долл. и более. [8,с.106]
На рисунке 2 и 3 представлена структура российского рынка ИТ-аутсорсинга за 2011 год по видам услуг и отраслям. Среди видов услуг преобладают услуги дата-центров, service desk, поддержка ИТ-инфраструктуры, разработка ПО, сетевые и телекоммуникационные услуги. Основными потребителями услуг ИТ-аутсорсинга в России выступают нефтегазовая, финансовая, телекоммуникационная сферы, органы государственной власти, торговля, энергетика и транспорт. [8,с.107]
Рисунок 2 - Структура российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2011 году по видам услуг
К 2014 г. также возрастет понимание рисков, связанных с зависимостью от облачных технологий конкретных вендоров, что приведет к всплеску популярности облачных платформ с открытым кодом. [3,с.222]
На российском рынке крупных игроков пока немного ("Техносерв", "Оптима", "Инфосистемы Джет", "Россервис", "Микротест", ЛАНИТ и IBS), более 70% рынка составляют мелкие компании. Средняя цена сделки в 1 полугодии 2011 года составила 20,3 млн. долл. Одним из наиболее динамичных сегментов рынка ИТ-аутсорсинга является сегмент аутсорсинга информационной безопасности. [8,с.107]
1.2. Основные характеристики и классификация облачных сервисов
Сегодня сложно найти человека, связанного со сферой ИТ и ничего не слышавшего про облачные вычисления. Эта тема одна из самых обсуждаемых в последнее время. Такой ажиотаж объясняется просто: появилось решение, способ, позволяющий существенно сократить расходы на IT-услуги, отказаться от инвестирования в инфраструктуру и расходов, связанных с ее сопровождением и модернизацией, свести время развертывания приложения к минимуму. [3,с.223]
Переход к электронной форме услуг стал достаточно распространенным явлением в мировой практике. По данным исследования «VMware», перевели часть своей ИТ-инфраструктуры в облако 60% малых и средних европейских предприятий, а виртуализацию отдельных элементов ИТ-инфраструктуры выполнили около 73%. Россия по этим показателям значительно отстаёт. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций, Федеральной службы государственной статистики и Высшей школы экономики в 2009 году только 78,3 % российских компаний использовали глобальные информационные сети, при этом среди компаний с численностью до 50 человек этот показатель еще ниже – 68,1%. Наличием веб-сайта (необходимый элемент виртуализации услуг) могут похвалиться в среднем 24,1 % организаций, а среди организаций с численностью до 50 человек – только 13,1 %.[8,с.109]
Термин «облачные» возник из способа представления Интернета как облака на различных диаграммах, иллюстрациях и схемах. Облачные вычисления (Cloud Computing) — это гибкая, экономически эффективная и проверенная технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные вычисления — это модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа (по мере необходимости) к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг (сервис-провайдером). На рисунке 4 схематично представлена суть облачных вычислений. [3,с.222]
Облачная модель поддерживает высокую доступность сервисов и описывается пятью основными характеристиками (Essential Characteristics), тремя моделями предоставления услуг (Service Models) и четырьмя моделями развертывания (Deployment Models). [3,с.222]
Рисунок 4. Технология Cloud Computing
Основные характеристики облачных вычислений:
● Самообслуживание позволяет потребителям запросить и получить требуемые ресурсы за считанные минуты.
● Универсальный доступ по сети. Услуги доступны потребителям по сети передачи данных вне зависимости от используемого терминального устройства. [3,с.223]
● Объединение ресурсов. Поставщик услуг объединяет ресурсы для обслуживания большого числа потребителей в единый пул для динамического перераспределения мощностей между потребителями в условиях постоянного изменения спроса на мощности; при этом потребители контролируют только основные параметры услуги (например, объем данных, скорость доступа), но фактическое распределение ресурсов, предоставляемых потребителю, осуществляет поставщик (в некоторых случаях потребители все-таки могут управлять некоторыми физическими параметрами перераспределения, например, указывать желаемый центр обработки данных из соображений географической близости).[3,с.224]
● Эластичность. Гибкая реакция на изменяющиеся условия ведения бизнеса — одна из характеристик успешного бизнеса. Эластичность позволяет быстро нарастить мощность инфраструктуры без необходимости проведения начальных инвестиций в оборудование и ПО. Эластичность связана с масштабируемостью приложений, так как решает задачу моментального изменения количества вычислительных ресурсов, выделяемых для работы информационной системы. [3,с.224]