Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Понятие организации, общие принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, рассмотренный модели жизненного цикла организации существенно отличаются друг от друга, имеют свои преимущества и недостатки. Однако, несмотря на ряд выявленных различий, в них можно выделить и общие черты. Во-первых, последовательность стадий в любой модели жизненного цикла организации является закономерной. Во-вторых, каждая стадия является следствие предыдущей и вернуться назад практически невозможно. В-третьих, все модели рассматривают довольно широкий спектр организационных характеристик и переменных, анализ которых позволяет сформировать комплексное представление об особенностях развития организации.

1.3 Технология анализа результатов деятельности организации на различных этапах жизненного цикла

Рассмотренные выше модели жизненного цикла организации носят не только теоретический характер, но и имеют большое практическое значение, так как позволяют оценить результаты деятельности организации на определенном этапе и определить возможности ее дальнейшего роста. Основной задачей, решаемой в процессе анализа жизненного цикла организации, является определение таких параметров роста, которые в наибольшей степени отражали бы результаты ее работы и степень достижения поставленных целей. Цели организации, как уже отмечалось, могут быть дифференцированы в зависимости от их вида. Для коммерческих организаций – это получение прибыли, для некоммерческих организаций - удовлетворение потребностей различных общественных групп. Учитывая, что исследование, проведенное в работе, ориентирован на изучение особенностей жизненного цикла коммерческой организации, в качестве основного параметра роста, характеризующего конкретный этап жизненного цикла, будем рассматривать именно прибыль.

В настоящее время в современной литературе излагаются различные подходы к оценке результатов деятельности организации на различных этапах ее жизненного цикла, где в качестве ключевого параметра роста рассматривается прибыль. Так, например, Т.Ю.. Иванова предлагает методику операционного анализа жизненного цикла организации, которая предполагает изучение соотношения между переменными и постоянными затратами, определение точки и порога безубыточности. Графическая интерпретация данного метода показана на рисунке 3.


Из данного рисунка видно, что после начала производства и до достижения первой точки безубыточности организация терпит убытки, однако после ее достижения у организации появляется постоянно увеличивающаяся прибыль, которая достигает своего максимального значения в точке А и остается постоянной до достижения точки Б. После этой точки выпуск продукции уменьшается вследствие насыщенности рынка или устаревания продукта, что приводит к уменьшению прибыли. После достижения второй точки безубыточности организация начинает нести постепенно увеличивающиеся убытки.

Рисунок 3. Точки безубыточности организации [19, с.111]

Несмотря на простоту, возможности применения данной методики анализа жизненного цикла организации, тем не менее, ограничены. Во-первых, она применима только для производственных организаций, но при этом практически не применима для организаций, работающих в финансовом секторе (страховых, банковских и т.д.). Во-вторых, данная модель требует проведения графического анализа, который не всегда является точным.

В этой связи можно согласиться с мнением Ю.В. Кузнецова, который считает, что для определения этапа жизненного цикла организации наиболее целесообразным является анализ динамики прибыли и рентабельности организации. Исходной точкой анализа прибыли как параметра жизненного цикла организации является изучение динамики объема производства продукции или других показателей, характеризующих результаты деятельности организации, по динамике которых можно определить соответствующую организации стадию жизненного цикла - рост, стабилизация, спад. Если объем производства растет, организация развивается, если стабилен - организация в стадии стабильности, если снижается — организация находится в стадии спада.

На следующем этапе анализируется динамика рентабельности производственной деятельности, которая может быть рассчитана по следующей формуле:

[25, с.109] (1)

Где Прп – прибыль от реализации продукции (товаров, услуг);

Срп – себестоимость реализованной продукции

Динамика рентабельности организации должна соответствовать динамике прибыльности продукции. От момента начала выпуска продукции до точки безубыточности организация несет убытки, которые затем постепенно уменьшаются. Соответственно рентабельность на данном этапе жизненного цикла также будет отрицательной с последующим уменьшением и достижением нулевого значения в точке безубыточности. На стадии роста прибыль и рентабельность увеличиваются, на стадии зрелости их значения стабилизируются, а на стадии спада прибыль и рентабельность уменьшаются до точки безубыточности, в ней приобретают нулевое значение, а далее характеризуются отрицательными значениями показателей вплоть до момента прекращения выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) и ликвидации организации.


Такую же динамику можно наблюдать не только в отношении рентабельности производственной деятельности, но и в отношении рентабельности продаж, которая может быть рассчитана следующим образом:

[25, с.109] (2)

Где Врп – доход, полученный от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).

На основе сравнение формул (1) и (2) можно сделать вывод о том, что динамика этих показателей будет одинаковой, так как в числителе у них находится один и тот же показатель прибыли. В то же время абсолютные значения рентабельности продаж будут отличаться от рентабельности производственной деятельности в зависимости от соотношения дохода и себестоимости продаж. Так, если организация работает с прибылью, то абсолютные значения коэффициентов рентабельности продаж будут меньше, чем рентабельности производственной деятельности, так как в данном случае доход от продаж превысит ее себестоимость. Если организация работает с убытком, то абсолютные значения коэффициентов рентабельности продаж будут больше, чем рентабельности производственной деятельности.

На следующем этапе анализа жизненного цикла организации также проводится оценка рентабельности капитала, методика расчета которого может быть выражена следующей формулой:

[25, с.110] (3)

Где К – капитал организации

Из данной формулы видно, что рентабельность капитала зависит от двух факторов – рентабельности продаж и капиталоотдачи, которая определяется соотношением дохода от продаж и общей величины капитала организации. Из данной зависимости следует, что динамика показателя рентабельности капитала будет соответствовать динамике показателя рентабельности продаж.

Комплексного подхода к оценке результатов деятельности организации на различных этапах ее жизненного цикла придерживается _____. Данный автор считает, что такая оценка должна основываться на системе показателей, состав которых отражен в таблице 1. С учетом системы показателей, представленных в данной таблице, необходимо отметить, что ключевое значение помимо оценки динамики прибыли и рентабельности при анализе жизненного цикла организации приобретает также исследование ее финансового состояния. Изменение финансового состояния на различных этапах жизненного цикла организации отражено в Приложении Г. Как видно из данного приложения, характеристика финансовому состоянию организации может быть дана с использованием таких показателей, как совокупная стоимость активов и капитала, операционная и чистая прибыль, экономическая и рыночная добавленная стоимость, инвестиционные расходы организации, суммы выплаченных дивидендов, рыночная капитализация организации.


Таблица 1 – Показатели, используемые при анализе результатов деятельности организации на различных этапах жизненного цикла*

Группа показателей

Состав показателей

Показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности организации

Выручка от продаж, прибыль, объем продаж в натуральном выражении, расходы организации и их структура, показатели оборачиваемости и рентабельности, темпы роста данных показателей по отношению к предыдущим периодам

показатели, характеризующие обеспеченность компании денежными средствами и ее возможности отвечать по своим обязательствам

Платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность,
объем денежных средств, структура обязательств и наличие доступных внешних источников для их погашения

показатели, характеризующие размеры компании, темп роста и ее ресурсы

рыночная стоимость компании, доля рынка, стоимость и структура активов, динамика курса и доходности акций, размер амортизационного фонда, норма амортизации, количество работающих, размер уставного капитала, суммарная выручка, чистый доход, инвестиции и др

Показатели, характеризующие потенциал организации

производственный, трудовой, инвестиционный, инновационный

Показатели, используемые при анализе рисков

По мере перехода к стадии зрелости финансовое состояние организации улучшается, что обусловлено ростом выручки, прибыли и рентабельности, формированием чистого положительного потока денежных средств, увеличением доли рынка, ростом рыночной стоимости организации. По мере продвижения к стадии спада финансовое состояние организации ухудшается и в самой стадии спада в ряде случаев может быть признано неудовлетворительным вследствие значительного сокращения выручки, формирования убытков от основной деятельности, ухудшения конкурентных позиций, снижения конкурентоспособности продукции и самой организации.

Таким образом, анализ результатов деятельности организации должен носить комплексный характер и базироваться на системе показателей, позволяющих оценить степень достижения основных целей, соответствия управления требованиям внешней среды, выявить возможности будущего развития исходя из сложившихся на данный момент времени конкурентных позиций, финансового состояния организации. В то же время необходимо отметить, что такое исследование должно носить динамический характер, т.е. описывать динамику экономического состояния организации во времени. Разовое значение экономического показателя или коэффициента мало что дает для оценки состояния организации. Поэтому только изменение рассмотренных выше экономических показателей во времени позволит определить, на какой стадии развития находится организация и определить дальнейшие пути ее развития.


Глава 2. Анализ жизненного цикла организации и управления организацией на примере ООО «Стройинформ»

2.1 Характеристика организации, корпоративной культуры ООО «Стройинформ»

На сегодняшний день в России является довольно востребованной сфера строительного бизнеса, при этом около 1/4 в нем отводится организациям, представляющим собой малый бизнес в Российской Федерации. К подобного рода компаниям относится и исследуемая проектная компания ООО «Стройинформ».

Данная организация существует на рынке и ведет свою деятельность в сфере генерального проектирования не так давно, всего лишь 5 лет. Основным видом деятельности предприятия предстает проектирование жилых и общественных зданий. Основными отделами являются архитектурный и проекторский. Штат организации состоит из 32 человек, из которых большая часть работает в данной компании по совместительству, или на неполную ставку, что характерно для молодых организаций. В силу возраста организация не имеет формально закрепленных миссии и цели деятельности. Организационная структура предприятия предстает довольно разветвленной с учетом специфики деятельности компании.

Анализ корпоративной культуры ООО «Стройинформ» за основу для которого была взята методика Ч. Ханди, показал, что в данной организации наблюдается большое число совпадений между опрошенными, что свидетельствует о наличии корпоративной связи между сотрудниками. Доминируют ответы А(культура власти), Б(культура роли), В(культура задачи), что предстает вполне логичным. Культура власти характеризуется наличием единого центра власти, принятия решений и во многом зависит от личности руководителя. Основными положительными сторонами данного типа культуры являются его способность быстро реагировать на внешние изменения и готовность к риску, что свойственно молодым организациям. Ролевая культура присуща организации в силу ее специфики, так как предполагает четкое разделение профессиональных обязанностей, явную специализацию. Она также предполагает наличие жестких требований к профессионализму персонала, что просто необходимо в такой ответственной сфере бизнеса как строительство. Культура задачи имеет в своей основе ценность специфических знаний и информации. Она является достаточно эффективной в случаях когда рынок определяет деятельность организации.