Файл: Политика содействия конкуренции в регионе (на примере Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1.12 Распределение получателей грантовой поддержки по отраслям экономики в 2017 г.

Среди получателей грантов в 2017 г. преимущественную поддержку от общего количества одобренных заявок получили проекты (рис. 2.16): в сфере производства - 35%; сельского хозяйства - 18%; в физкультурно-оздоровительной сфере, деятельности по организации отдыха, занятий с детьми - 9%. Поддержаны проекты в сфере услуг общественного питания, туристические, бытовые услуги.

Рис. 1.13 Распределение получателей грантовой поддержки по отраслям экономики в 2017г.

Следовательно, можно отметить, что за три года изменилась значимость видов экономической деятельности для Самарской области: на 29% увеличилось предоставление грантов сельхозпроизводителям.

Наибольшую активность в мероприятии среди районов принимают: Шенталинский, Клявлинский, Шигонский, Пестраский, Челно-Вершинский, Большеглушицкий и Большечерниговский, города Тольятти и Чапаевск.

Социальный эффект от данной формы поддержки заключается в создании более 2 тыс. новых рабочих мест, сохранено почти 500 старых рабочих мест. Средняя стоимость создания 1 рабочего места – 67 тыс. рублей.

Следующая форма поддержки в рамках принятой областной программы – это предоставление субсидий на возмещение субъектам малого предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, в размере 2/3 процентной ставки, установленной кредитной организацией при предоставлении кредита, но не более 2/3 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ и действующей на дату уплаты процентов и платежей по лизинговым договорам (рис. 2.17). Данная форма поддержки призвана компенсировать увеличение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов и нивелировать процесс повышения требований к размеру залога по кредитам субъектов малого предпринимательства. Максимальная сумма субсидии одному заемщику в текущем финансовом году не может превышать до 800 тыс. руб. и по лизинговым договорам до 1 млн. руб.

Субсидия не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся деятельностью, определённой в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим просроченную задолженность по налоговым и иным обязательным платежам, или находящимся в стадии банкротства, ликвидации, реорганизации.


осуществление инвестиционной деят-ти собственными ср-ми в размере >20% от полного V финансирования

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСИДИЙ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ ПО УПЛАТЕ %

ПО КРЕДИТАМ

гос. регистрация субъекта МП в качестве юр. лица или ИП на территории Самарской области

осуществление деятельности на территории Самарской области < 6 месяцев

сумма кредита для юр. лиц < 7 млн. рублей,

для ИП < 3 млн. рублей

срок погашения кредита > 6 месяцев

своевременное погашение кредита и уплата %

Рис. 1.14 Условия получения субсидий на возмещение субъектам МП части затрат по уплате % по кредитам

Механизм принятия решений по оказанию различных форм поддержки носит сугубо объективный характер. В состав Комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого предпринимательства на предоставление субсидий входят депутаты, представители бизнеса и общественных организаций. Результаты, условия работы Комиссии и порядок выделения средств размещаются в средствах массовой информации.

Одной из мер поддержки малого бизнеса в Самарской области является предоставление поручительств по банковским кредитам осуществляемое Гарантийным Фондом по Самарской области (рис. 2.24) в НП «Агентство Городского Развития» (г.Самара).

Основное преимущество для участников программы заключается в том, что предпринимателю, которому не хватает обеспечения по кредиту, «Гарантийный фонд» предоставляет поручительство до 70% от суммы кредита. Максимальный размер поручительства - 20 млн. руб. Кредитный договор должен быть заключен на срок от 1 года до 10 лет и в сумме более 1 млн. рублей.

Рассматриваются заявки от субъектов малого бизнеса, которые должны: осуществлять деятельность и быть зарегистрированными на территории Самарской области; не находиться в стадии банкротства, реорганизации и ликвидации; обладать лицензиями на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию; не иметь просроченную задолженность по налогам и сборам.

Не подлежат государственной поддержке субъекты малого и среднего бизнеса, занимающиеся производством и торговлей подакцизными товарами, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных, деятельностью ломбардов, игорным бизнесом, финансовыми услугами, участвующие в соглашениях о разделе продукции.

Рис. 1.15 Схема предоставления поручительств субъектам малого предпринимательства при привлечении банковских кредитов


За 2018 год работы Гарантийным фондом предоставлено 125 поручительств на сумму 142,7 млн. рублей по кредитам банков.

С 2016 года наблюдается рост востребованности поручительств фонда среди предпринимателей (рис. 2.25). Предоставление поручительств по кредиту банка в 2016 г. составило 28,3 млн. руб. и возросло по сравнению с 2015 г. в 6 раз. Пик предоставления поручительств наблюдался в 2017 г. и составил 74,9 млн. руб., т.е наблюдалось увеличение в 2,6 раза. В 2018 г наблюдалось снижение предоставления поручительств на 46% до 34,7 млн. руб.

В целом количество выданных поручительств по сравнению с 2015 годом выросло в 7,4 раза. Такому росту способствовали и изменения в программе, которые произошли: увеличилось количество банков-партеров участников программы с 7 до 8. Изменились параметры работы фонда: процент поручительства в сумме кредита вырос с 50% до 70%, величина предоставляемого поручительства выросла с 3 млн. до 20 млн. рублей.

Предоставление поручительств по банковским кредитам направлено на поддержку действующего бизнеса, оно стимулирует развитие таких сфер, как производство, строительство, оказание услуг, инновационный бизнес, помогает предпринимателям модернизировать оборудование, создавать новые объекты и, как следствие, новые рабочие места.

Поддержку в данной форме получили 125 предпринимателей, ведущих свою деятельность в самых различных сферах: производство продовольственных и промышленных товаров, оптовая и розничная торговля, грузо- и пассажироперевозки, переработка древесины, оздоровление населения, художественные промыслы и др.

Социальный эффект от данной формы поддержки заключается в результате реализации бизнес-проектов было сохранено 1210 рабочих мест, создано 335 новых.

Целевые показатели Долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства Самарской области на 2015-2018 годы»: достигнуты:

- численность занятых в малом и среднем бизнесе в 2018 году увеличилась на 7,7 % до 182 тыс. человек, в то время как в 2015 году в этом секторе экономики было занято 169 тыс. человек,

- темп прироста доли малого бизнеса в валовом региональном продукте составил 41 процентный пункт и составил 13,4% в 2018 году этот показатель составлял 9,5%,

- количество субъектов малого предпринимательства увеличилась на 56,1 % до 9991 предприятий в 2018 году в 2015 году их число составляло 6398,

- налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней по итогам 2017 года составили более 6 млрд. руб., или 15,8% в консолидированном бюджете области (от собственных доходов), в том числе (без учёта НДФЛ):


- 1,79 млрд. руб. - поступления от субъектов малого бизнеса, находящихся на специальном налоговом режиме - УСН, ЕНВД, с/х налогу, по патенту (4,5% налоговых поступлений бюджета области);

- 4,56 млрд. руб. - в рамках общепринятой системы налогообложения.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Проблемы организации государственной финансовой поддержки и конкуренции в Самарской области

Государственные органы должны создать необходимые условия для развития предпринимательства в регионе и проявления предпринимательских способностей населения. С целью выявления проблем в господдержке малого бизнеса рассмотрим оценку поддержки органов власти и условий деятельности самими предпринимателями Самарской области, выступающими в качестве экспертов в анкетном опросе, проведённом специалистами Института социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН) среди индивидуальных предпринимателей, руководителей малых и средних предприятий Самарской области. По данным проведённого опроса (рис. 3.1), среди основных проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены области (аналогично, как и в Российской Федерации), наиболее существенными являются: налоговый режим, нехватка оборотных средств, нестабильность нормативно-правового режима, сложности поиска и доступности источников инвестиций, трудности в подборе необходимых кадров и приобретении необходимого оборудования.

Нормативно-правовые условия своей деятельности предприниматели оценили невысоко – около трех баллов по пятибалльной шкале, что соответствует оценке «скорее удовлетворен, чем нет».

Рис. 2.1 Основные проблемы малого бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности

Согласно данным мониторинга деятельности 62 компании малых и средних предприятий, проведённого НП «Агентство городского развития» ситуация в малом и среднем бизнесе в целом стабильна, большинство опрошенных компаний получило прибыль и ожидает увеличение выручки в ближайшее время. В планах компании на ближайшие 2 года - выход на новые рынки, в т.ч., зарубежные, и привлечение новых клиентов. Основные препятствия для развития бизнеса, по мнению предпринимателей, связаны с низкой платежеспособностью населения, сильной конкуренцией, в связи с чем необходимо вести работу по освоению рынков других районов и регионов. Еще одной серьезной проблемой предприниматели называют частые проверки со стороны контролирующих органов.


Барьеры, в основном, выражаются в длительных сроках подготовки и согласования документов. Но проблема по-прежнему актуальна, поэтому дальнейшей проработки требуют вопросы взаимодействия с бизнесом в системе «одного окна», развития системы электронной отчётности. Вопрос административного регулирования сферы малого и среднего бизнеса снизил свою актуальность, поскольку государственная политика деятельности органов государственной власти области направлена на обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса, а именно, на сокращение избыточного административного воздействия.

Рис. 2.2. Сталкиваетесь ли Вы с проявлением административных барьеров?

По мнению респондентов отношение государственных и муниципальных органов власти ухудшилось (рис. 2.3). Уменьшилось количество компаний оценивающих отношение власти к себе на «1» до 6%, «2» до 11%, «5» до 2% и «4» до 23%, и увеличилось - на «3» до 37%. При этом «власть» означает совокупность всех структур и управлений мэрии города Самары, а также контролирующих служб.

Рис. 2.3. Как Вы оцениваете отношение администрации города Самара к бизнесу? (%)

Средняя оценка предпринимателей отношения власти к бизнесу по отраслям представлена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Средняя оценка предпринимателей отношения власти к бизнесу по отраслям

По данным рис. 2.4 можно отметить, что предприниматели различных отраслей в среднем оценивают отношение власти к себе на 3, самая высокая оценка 3,30 у компаний, работающих в строительной сфере, самая низкая 2,33 у компаний, занимающихся предоставлением услуг.

В поддержке со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшее время для субъектов малого бизнеса нуждаются 68 % опрошенных предприятий, в 1 квартале 2017 г. в поддержке нуждались 86% предприятий. Следовательно, в 3 квартале количество предприятий нуждаются в поддержке со стороны государственных и негосударственных организаций сократилось на 21%.

Наиболее значимые для МСП виды поддержки представлены на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Наиболее значимые для МСП виды поддержки (%)

Следовательно, бизнес нуждается в государственной поддержке, самой значимой формой которой является финансовая помощь. Кроме того, сохраняется потребность в информационной поддержке, в обучении и повышении квалификации.