Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 4187
Скачиваний: 26
СОДЕРЖАНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2. ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Этапы и инструменты анализа
2.2.Анализ внешней среды организации
2.3. Анализ внутренней среды организации
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
3.2. Метод «5 конкурентных сил» М. Портера
Во-вторых, использование матрицы BCG подходит для планирования деятельности, скорее, бизнес - единиц, чем продуктов.
В-третьих, матрица BCG предполагает, что отделы работают в пределах одной компании в тесном сотрудничестве, а это не всегда соответствует действительности. Иногда очень сложно «заставить» отделы работать вместе: из-за территориальной разобщенности, разных методов менеджмента или технологических отличий.
И, наконец, в-четвертых, данная матрица все-таки приводи к заметному упрощению бизнес-процессов. Например, отсутствие «собак» в перечне продукции может отпугнуть некоторых клиентов и т. д.
Подводя итог, отметим, что проведение стратегического анализа состояния и работы предприятия базируется на общенаучных методах и приемах экономического анализа. Наряду с ними в науке и на практике разработано и применяется ряд специальных методов проведения стратегического анализа предприятия и его деятельности, основные из которых рассмотрены выше.
Выбор того или иного метода, как уже говорилось ранее, зависит от цели анализа, этапа процесса, конкретной ситуации, финансовых, информационных и человеческих ресурсов. Каждый из названных методов должен использоваться в конкретной ситуации, так как имеет свои преимущества и недостатки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования по выбранной теме, необходимо сделать следующие выводы.
Управление персоналом начинается со стратегических целей и задач организации, которые всегда должны опираться на общественное развитие, учитывать потребности и приоритеты всех групп населения. Цели и задачи закономерно определяют все последующие элементы процесса управления человеческими ресурсами: содержание, формы и методы деятельности работников в организациях, обеспечивают полноту управленческих решений, постоянно ориентируют персонал на такую деятельность, которая целостно бы влияла на социально-экономические результаты.
В том случае, когда цели, задачи, содержание управленческого процесса составляют целостную логическую цепочку, когда руководитель может выбрать наиболее рациональные, известные науке и практике, варианты и рассчитывать на достижение результатов, можно говорить о закономерностях управления.
Выявленные закономерности обосновывают принципы и методы развития системы управления персоналом в организации, а также особенности развития системы управления персоналом в производстве и торговле в условиях рыночной экономики.
Здесь можно сделать еще один вывод о том, что в современных условиях общей стратегии выживания и развития организаций в конкурентной борьбе должна соответствовать персонал-стратегия участия каждого сотрудника в поиске новых решений.
Выживанию организации в конкурентной среде, сохранению ее жизнеспособности и способности к дальнейшему развитию содействуют персонал - новаторы, обладающие гибким мышлением, желающие брать на себя ответственность за управленческие риски, умеющие работать в группах. И здесь необходимо обеспечивать высокую компетенцию сотрудников осуществлять их вознаграждение, основанное на оценке индивидуального труда.
Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. В этой связи возросла роль стратегического анализа, как инструмента дающего базу для принятия стратегических решений.
Появление новых методов анализа является важным источником повышения конкурентоспособности фирмы, помогая ей в рамках неопределенности четко выработать основные направления деятельности.
Стратегический анализ требует понимания со стороны руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Хорошо проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.
Рассмотрев и проанализировав внешнюю и внутреннюю среду организации, сделаем еще один вывод о том, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных в данной работе методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
В данной работе рассмотрены основные методы стратегического анализа. Более подробно представлены SWOT анализ, STEP анализ, метод Портера и матрица BCG. Выбор того или иного метода стратегического анализа в процессе разработки стратегии, прежде всего, зависит от цели анализа, этапа процесса, конкретной ситуации, финансовых, информационных и человеческих ресурсов.
Применяя представленные методы стратегического анализа, можно решить практически любую бизнес проблему компании, а именно оценить конкурентоспособность предприятия с помощью анализа сильных и слабых сторон, определить дополнительные источники роста на несколько лет вперед. Так же можно сформировать понимание о ключевых тенденциях рынка, принять решение по развитию ключевых товарных групп в портфеле фирмы или выбрать наилучшую целевую аудиторию для рекламной кампании.
С помощью данных методов появляется возможность изучить источники прибыли, оценить финансовую устойчивость и рентабельность предприятия, проанализировать динамику затрат и денежные потоки компании.
Простые матричные методы стратегического анализа помогают оценить конкурентоспособность отдельного продукта и целого предприятия, подробно изучить товарооборот и бизнес процессы, оценить возможности внутренней и угрозы внешней среды компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.
- Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5.
- Баринов В.А. Стратегический менеджмент – М.: Инфра – М, 2010.
- Гершун А.М. Анализ внешней среды бизнеса. [Электронный документ].(http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_23/article_3634/). Проверено 28.01.2016.
- Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, доп. и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Грант Р. Современный стратегический анализ – СПб.: Питер, 2008.
- Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для ВУЗов – М.: Аспект Пресс, 2002.
- Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации. [Электронный документ]. (http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_3376/). Проверено 28.01.2016.
- Коршунова Г.В, Л.Е. Романова. Стратегические цели финансового развития организации. [Электронный документ].
http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-tseli-finansovogo-razvitiya-organizatsii. Проверено 28.01 2016.
- Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент – М.: Эксмо, 2010.
- Лысенко С. Майкл Портер // Менеджер по персоналу.- 2006, - №6. – с.12-14.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2009.
Меркулова Е.В. Инструменты стратегического управления предприятием. //Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. – С. 114-116;
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 1996.
- Минцберг Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001.
- Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986, с.67.
- Портер М. Конкурентная стратегия. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.
- Флейшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: Бином, 2005.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник - М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-синтез», 2000.
- Хендерсен Б.Д. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Дайджест. - М: Бостонская консалтинговая группа, 2008. – № 2. - С. 7-8.
Чайникова Л.Н., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ, 2007.
- Чурлей Э.Г. Комплексная оценка методов маркетингового анализа//вестник ПГУ. Серия Д. Экономические и юридические науки. -№13.-2011г.- с.50-53.
Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Этапы и цели стратегического анализа.
Номер |
Названия среды |
Альтернативное название анализа |
Цели, задачи/объект исследования |
1. |
Внутренняя среда/микросреда |
Управленческий анализ |
Оценка стратегического потенциала/оценка сильных и слабых сторон предприятия/оценка ресурсов и способностей |
2.1. |
Мезо среда /отраслевое окружение/внешнее микроокружение |
Отраслевой конкурентный анализ |
Оценка стратегического климата или стратегических условий, оценка возможностей и угрозы |
2.2. |
Макросреда/внешнее макроокружение |
PEST- анализ |
|
3. |
Внутренняя внешняя среда/ микро+мезо+макросреда/ рыночная среда/ |
Портфельный анализ и полный SWOT-анализ |
Совместная оценка потенциала и климата, оценка стратегической позиции |
Таблица составлена по следующим источникам: 1) Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010; 2) Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации. [Электронный документ]. (http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_3376/).
Таблица 2
Специальные инструменты стратегического анализа
Этап |
Анализ |
Инструмент |
1 |
Микросреда (внутренняя среда) |
SNW-анализ; Жизненный цикл товара; Жизненный цикл технологии; Жизненный цикл организации; Кривая обучения; IFE матрица |
2.1. |
Мезо среда (отраслевая среда) |
5 конкурентных сил Портера; Сеть ценностей (Net Value); Бенчмаркинг; Жизненный цикл отрасли; EFE матрица |
2.2. |
Макросреда |
PEST-анализ; |
3. |
Интегрированный анализ внешней и внутренней сред |
Матрица Ансоффа «продукт-рынок»; Матрица BCG; Матрица GE; Матрица ADL; Матрица McKinsey и General Electric; Матрица конкурентного преимущества (усовершенствованная матрица BCG); SWOT-анализ; SPACE-анализ IE матрица |
Источник: Флейшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: Бином, 2005.
Размещено
-
Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с. ↑
-
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник - М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-синтез», 2000. ↑
-
Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. ↑
-
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для ВУЗов – М.: Аспект Пресс,
2002. ↑
-
Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации [Электронный документ], (http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_3376/). Проверено 28.01.2016. ↑
-
Грант Р. Современный стратегический анализ. – СПб.: Питер, 2008. ↑
-
Минцберг Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. – СПб.: Питер, 2001. ↑
-
Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации. [Электронный документ]. (http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_3376/). Проверено 28.01.2016. ↑
-
Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5. ↑
-
Г.В. Коршунова, Л.Е. Романова. Стратегические цели финансового развития организации. [Электронный документ].http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-tseli-finansovogo-razvitiya-organizatsii.Проверено 28.01.2016. ↑
-
Чайникова Л.Н., Чайников В.Н. Конкурентоспособность предприятия. Тамбов: ТГТУ, 2007. ↑
-
Г.В Коршунова, Л.Е. Романова. Стратегические цели финансового развития организации. [Электронный документ]. http://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-tseli-finansovogo-razvitiya-organizatsii. Проверено 28.01 2016. ↑
-
Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №5. ↑
-
Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации. [Электронный документ]. (http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_17/article_3376/). Проверено 28.01.2016. ↑
-
Меркулова Е.В. Инструменты стратегического управления предприятием.\\ Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 4. – С. 114-116; ↑
-
Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. - М.: Эксмо, 2010. ↑
-
Баринов В.А. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2010. ↑
-
Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: Аспект Пресс, 2002. ↑
-
С. Лысенко. Майкл Портер. // Менеджер по персоналу//. – 2006. - № 6. – с.12-14. ↑
-
Шевчук Д.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006. ↑
-
Грант Р. Современный стратегический анализ. – СПб.: Питер, 2008. ↑
-
Чурлей Э.Г. Комплексная оценка методов маркетингового анализа//вестник ПГУ. Серия Д. Экономические и юридические науки. -№13.-2011г.-с.50-53. ↑
-
Гершун А.М. Анализ внешней среды бизнеса. [Электронный документ]. (http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_23/article_3634/). Проверено 28.01.2016. ↑