Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 4181
Скачиваний: 26
СОДЕРЖАНИЕ
1.СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2. ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Этапы и инструменты анализа
2.2.Анализ внешней среды организации
2.3. Анализ внутренней среды организации
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
3.2. Метод «5 конкурентных сил» М. Портера
ВВЕДЕНИЕ
В жесткой борьбе за успешное выживание в долгосрочной перспективе недостаточно использовать только широко применяемые инструменты финансового анализа, первоочередной становится необходимость думать и действовать активно, регулярно проводя стратегический (качественный) анализ внешней и внутренней среды компании.
Стратегический анализ занимает ключевое место в процессе развития компании. Грамотно проведенный, стратегический анализ становится значимым конкурентным преимуществом компании, поскольку наделяет ее остроактуальной и полезной информацией, например, относительно положения ситуации в отрасли.
Анализ среды - это важный инструмент управления предприятием. Он помогает менеджерам различных уровней обеспечивать баланс между предприятием и средой путем создания продукции и обмена ее во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности предприятия ресурсы. Во внешней среде происходят динамичные процессы изменений. Одни из этих процессов открывают новые возможности для предприятия, создают для него благоприятные условия. Другие, наоборот, создают дополнительные трудности.
В современных экономических условиях выживание организации, более того ее развитие, зависит от стратегического планирования. Каждое действие всех без исключения компаний зависит от того, допустит ли макроокружение его осуществление. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность выживать во внешней среде. Внешняя среда является для компании источником ее ресурсов, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала. Для этого проводят анализ макроокружения организации.
Актуальность выбранной темы вызвана тем обстоятельством, что анализ сильных и слабых сторон предприятия является важнейшим инструментом стратегического планирования. Посредством него можно быстро и просто определить мнение менеджеров о собственном предприятии. Обсуждая методы проведения стратегического анализа в организации, участники обсуждения быстро схватывают информацию о слабых и сильных сторонах своего предприятия. Эти познания особенно важны для разработки предложений по проблемам, которые должны быть разрешены в будущем.
Целью данной работы является изучение стратегического анализа, определение его основных задач, осознание важности проведения стратегического анализа и умения применения его на предприятии, а также понимание его основных методов.
Объектом исследования курсовой работы являются методы стратегического анализа.
В качестве предмета исследования рассматривается вопрос эффективности стратегического анализа, непосредственно оказывающего влияние на процесс достижения целей организации.
Задачами данной работы являются раскрытие понятия стратегического анализа, выявление его задач и характеристики методов его использования.
В своей работе я использую теоретические и статистические данные из различных источников. Для того чтобы иметь четкое представление о методах стратегического анализа, я использовал материалы учебников, посвященные стратегическому анализу и планированию и интернет - ресурс.
1.СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Стратегический анализ является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.
Перед тем как перейти к рассмотрению задач, методов и форм проведения стратегического анализа, необходимо определиться с его понятием, а так же местом в системе стратегического менеджмента. Здесь сосредоточено некоторое количество проблем, иными словами, суть понимания стратегического анализа.
Во-первых, понятие самой стратегии, а не только стратегического анализа и менеджмента трактуется по-разному.
Во-вторых, разные авторы понимают стратегический анализ очень по-разному - кто-то включает в него анализ макро- и микросреды[1], кто-то говорит о том, что стратегический анализ - аналог портфельного анализа, кто-то объединяет все виды анализа вместе.
В-третьих, в связи с разной трактовкой того что именно входит в стратегический анализ, меняются этапы его проведения - кто-то анализирует миссию и цели, кто-то считает, что выбор миссии компании предшествует проведению стратегического анализа. В общем, можно смело сказать, что по теме написано много литературы, но она достаточно противоречива, а тема еще не до конца изучена и классифицирована.
Многие авторы, особенно зарубежные, начинают очень подробный рассказ о стратегическом анализе, не давая его определения, а излагая все в описательной форме. Возможно, это является одной из причин в путанице понятий. Но перед тем как дать определение стратегическому анализу, необходимо определиться с понятиями стратегии и стратегического менеджмента.
Стратегию чаще всего определяют как долгосрочные планы руководства компании по достижению перспективных целей организации.[2] Но, как и многие другие термины из области менеджмента, «стратегия» - это широко используемое понятие, которые, однако, для разных людей имеет разные значения. Даже общепризнанные теоретики расходятся в определении стратегии. Главная причина разногласий состоит в том, что стратегия - это динамический процесс, и с изменением времени, рынков, технологий, конкуренции, меняется и сам процесс стратегии. Наиболее полным и комплексным определением можно считать определение Г. Минцберга, который рассматривает стратегию как единство "5Р": план (Plan), шаблон (Pattern), позиционирование (Position), перспектива (Perspektive) и проделка (Ploy).[3]
Стратегия – это суть, основное понятие стратегического менеджмента, в определении которого так же есть определенные сложности. В самом общем виде стратегический менеджмент – это процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе.
При всей важности формальных определений суть стратегического менеджмента лучше всего удается передать через операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.[4] Он обязательно включает в себя этапы анализа, планирования (выбора) и реализации принятого решения. Некоторые источники считают стратегический анализ частью стратегического планирования, которое, в свою очередь, является частью стратегического менеджмента.[5]
Определив место стратегического анализа, неплохо было бы перейти к его определению, но тут образуется серьезное препятствие – отсутствие определения. Несмотря на наличие нескольких книг по стратегическому анализу как явлению (например, «Современный стратегический анализ»[6], «Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе»[7]), их авторы мастерски ушли от определения стратегического анализа. Возможно, это связано с тем, что нет четкого понимания того что именно он собой представляет, какие этапы включает, и чем, собственно говоря, отличается от, например, конкурентного или портфельного анализа.
Но им удалось выделить задачи стратегического анализа, его цели, объекты, о которых будет рассказано во второй части работы.
Для понимания стратегического анализа необходимо дать определение самому анализу, который представляет собой разложение объекта на элементы (от греческого analysis – разложение), а в последнее время все чаще употребляется как синоним научного исследования вообще. Можно сказать, что применительно к стратегическому анализу термин «анализ» применяется не столько как разложение объектов на элементы, а как понятие научного исследования.
Если попытаться дать определение стратегического анализа, то это можно сделать с двух позиций:
- через определение места стратегического анализа в процессе стратегического менеджмента;
- через раскрытие функций стратегического анализа, его содержания;
В большинстве источников стратегический анализ рассматривается как первый, начальный этап стратегического управления, которое состоит из нескольких следующих частей, точнее схема стратегического управления представлена на рисунке 1[8].
Рисунок 1. Этапы стратегического менеджмента
Этапы стратегического менеджмента
1. Стратегический анализ
2. Разработка стратегии
3. Реализация стратегии
Таким образом, можно сказать, что стратегический анализ - это этап стратегического менеджмента, состоящий из нескольких частей, включающих в себя анализ целей и ценности фирмы, ее ресурсов и способностей, структуры и системы управления, а так же анализ окружающей среды в отрасли.
Значение стратегического анализа сводится к информационно-аналитическому обеспечению процессов принятия стратегических решений. Посредством стратегического анализа информация о внешнем окружении и внутренняя информация, формирующиеся в системах стратегического планирования и стратегического контроля, систематизируется, классифицируется, и поступает в систему принятия стратегических решений.
2. ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
Суть стратегического анализа заключается в том, что он используется ради выбора конкретной стратегии из многих альтернатив и формирования всей системы стратегий. При осуществлении стратегического анализа определяется влияние внешних и внутренних факторов на критерии конкретных стратегий.
Поскольку в системе стратегий отдельные стратегии взаимосвязаны, то один и тот же критерий может принадлежать разным стратегиям.
При формировании совокупности критериев следует ограничиваться небольшим количеством основных критериев, чтобы стратегический анализ не был громоздким и преимущество стратегии было очевидно. Таким образом, стратегический анализ помогает выбрать направление, в котором предприятие будет развиваться. Без стратегии у предприятия нет обоснованного плана деятельности и единой программы достижения желаемых результатов.
Стратегические решения принимаются и реализуются в несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, выбор (принятие) решения, его реализация. Организации этого процесса требует четкой технологии, предусматривающей постановку и изучение среды (это суть стратегического анализа), разработку, принятие и реализацию стратегии. Следовательно, основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.[9]
На основании общих целей организации, которые определяют сферу её деятельности, определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Стратегический анализ предприятия состоит из следующих взаимосвязанных задач:
- определение сферы деятельности предприятия и формирование стратегических направлений;
- постановка стратегических целей и задач для их достижения;
- формирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства;
- реализация стратегического плана;
- оценка стратегического плана (в случае необходимости изменение стратегического плана или методов его реализации).
Стратегический анализ макросреды позволяет менеджеру определить сферу деятельности предприятия, а также виды продукции (услуг), которые оно будет реализовывать своим клиентам, т.е. сформулировать первую стратегическую задачу.
Вторая задача – определение целей. Цели классифицируются на краткосрочные и долгосрочные. Первые предусматривают быстрое получение нужных результатов, вторые - определяют действия, необходимые сегодня для желаемого результата. Если предполагается выбор между достижением долгосрочных и краткосрочных целей, предпочтение отдают долгосрочным.[10]
Когда общая цель предприятия разбита на несколько конкретных задач для каждого подразделения предприятия, формируется общая заинтересованность в результатах работы.