Файл: Корпоративная культура (на примере ПАО «Ростелеком»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

         «Корпоративные ценности – это та база, на которой строится вся работа компании. Эти ценности объединяют разных и непохожих людей в команду и во многом определяются развитие бизнеса. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности компании» - так охарактеризовал корпоративные ценности директор департамента связей с общественностью и государственными органами ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Олег Михайлов5.

            Организация, которая желает быть эффективной, практически обязана иметь систему ценностей. При этом моральные принципы работников должны быть близки системе ценностей организации настолько, чтобы не вызвать конфликтов. Иначе работника ждет разочарование и он не сможет эффективно трудиться. В случае, если ценности осознаются сотрудниками как «свои» и «родные», они становятся неотъемлемой частью традиций, ритуалов и символов.

           Символ – это объект, действие или событие, имеющее смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации.

Видимыми  проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы и традиции.

          Ритуалы и традиции заключаются в праздновании каких-либо событий. Их общая черта заключается в наполнении жизни людей смыслом приобщения к целому: рабочей группе, профессии, всему обществу. Их изучение необходимо потому, что в праздничном действии организация также воплощает свои ценности. Праздник максимально выделяет те нормативные и ценностные факторы, которые действуют в остальное время. Корпоративный праздник приобщает людей к культурным ценностям и достижениям, и потому является эффективным средством воздействия на человека.

           История, мифы и легенды организации – это вся история создания и развития организации со дня ее основания по сегодняшний момент. Здесь необходимо выяснение того, что именно знают сотрудники о ее развитии, какие истории являются наиболее распространенными. Посредством этого определяется, какие ценности поддерживаются этими историями, и почему доминируют именно эти ценности.

            Слоган (он же девиз, он же лозунг) – это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры.

            Корпоративная символика - важнейшая составляющая корпоративной культуры. Те, кто пытается сэкономить деньги на труде дизайнера, совершают большую ошибку. Красиво выполненные календари, сувениры, одежда, элементы оформления интерьера обычно являются предметом гордости сотрудников и поводом для популяризации корпоративной культуры фирмы во внешней среде.


          Корпоративная культура - сложная и многофункциональная система. Существование любой системы анализируется и оценивается по совокупности функций, которые она выполняет или способна выполнять.

Приоритетность  и значимость отдельных функций  может меняться в зависимости  от целей, этапа развития и т.п.

          Функции корпоративной культуры:

           - информационная,  которая заключается в передаче социального опыта;

           - познавательная, которая состоит в познании и усвоении принципов культуры на стадии адаптации работника к организации и, таким образом, способствует его включению в жизнь коллектива;

           - нормативная, так как культура устанавливает нормы приемлемого поведения в организации;

           - регулирующая, посредством которой происходит сравнение реального поведения человека или группы с принятыми в организации нормами;

            - ценностная (смыслообразующая), так как культура влияет на мировоззрение человека;

             - коммуникативная, так как через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивают взаимопонимание работников и их взаимодействие;

             - охранная – культура служит барьером для проникновения нежелательных тенденций;

             - интегрирующая – принятие корпоративной культуры формирует общность людей и они ощущают себя частью системы;

             - замещающая – сильная культура позволяет снизить поток формальных приказов и распоряжений;

            - мотивационная – принятие культуры обычно создает дополнительные возможности для человека и наоборот;

           - образовательная и развивающая – овладение культурой создает  дополнительные знания и положительно влияет на её деятельность;

           - управление качеством – с течением времени в культуре остаются наиболее эффективные составляющие, а все негативные исчезают;

          - формирование имиджа  - клиенты, посетители и другие контрагенты не знакомятся с официальными документами – они видят внешнюю сторону организации и это создает ее образ.

     Корпоративная культура, как и всякая система, имеет  свой жизненный цикл, то есть проходит все этапы от зарождения до ликвидации. Зарождение корпоративной культуры обычно происходит с возникновением новой организации и в определенном смысле отдельные элементы этой культуры могут бросить вызов устоявшимся в обществе представлениям и настроениям.


     На  этой стадии к зарождающейся культуре преобладает либо пассивно-снисходительное, либо отрицательное отношение. Возможно даже всеобщее осуждение. Однако именно новая культура является базой для формирования предпосылок дальнейшего развития общества в целом.

     История корпоративной культуры при переходе на уровень классики. Основные элементы культуры  обобщаются, обрастают мифами и легендами. Этот уровень становится плацдармом для дальнейшего развития общества и культуры в широком смысле. То есть культура выходит за рамки собственно корпоративной и становится межкорпоративной культурой.

     Следующей, более высокой стадией развития корпоративной культуры является культура бизнеса в целом.  Культуру бизнеса  можно охарактеризовать как инструмент преобразования управленческих технологий в технологии системной организации деятельности корпорации. Те организации, которые выходят на уровень культуры бизнеса, имеют лучшие условия для своего развития, так как:

     - способствуют формированию новых  возможностей для развития бизнеса;

     - формируют новую культурную среду, обеспечивающую возникновение новых потребностей общества в развитии дополнительных видов бизнеса;

     Естественно, что организации, находящиеся на разных уровнях развития корпоративной  культуры, имеют разные перспективы (см. приложение 3).

         Источниками формирования корпоративной культуры выступают:

         - система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;

        - способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;

       - представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.

        Также следует учесть, что на поведение сотрудников влияют такие факторы, как мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения, поведение лидеров, внешние и внутренние потоки, торжественные события в компании.

        В становлении культуры первостепенную роль играет руководитель предприятия. Дальновидные руководители преуспевающих предприятий рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников предприятия на общие цели и ценностные установки, мобилизовать инициативу коллектива, обеспечивать преданность делу и предприятию, облегчать общение и достигать взаимопонимания.


     Корпоративная культура существует в организации  независимо от того, занимается ли кто-то специально ею. Но чтобы корпоративная культура была положительной, работала на создание конкурентоспособного имиджа организации, привлекала потенциальных клиентов и высококвалифицированные кадры, ее формированием необходимо заниматься целенаправленно и планомерно.

     Главный результат успешной работы по формированию и развитию корпоративной культуры организации – это эффективная  работа предприятия. Для каждой организации  присуща своя корпоративная культура. 

2.2 Развитие корпоративной культуры в организациях современной России на примере ПАО «Ростелеком»

     Ещё несколько лет назад словосочетание корпоративная культура было мало известно, хотя на самом деле культура существовала всегда. Государство рассматривалось  как большое предприятие, а идеология - как корпоративная культура. И за несоблюдение принципов корпоративной этики «увольняли». Сегодня же мы видим меньшие масштабы и гораздо более либеральную политику руководителей по отношению к сотрудникам компании. Элементы корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои  аналоги в СССР: доски  передовиков труда, значки, почетные грамоты являются классическим выражением корпоративной культуры.

     Корпоративная культура в России переживает период бурного развития.

          Процесс формирования корпоративной культуры в российских компаниях очень похож на развитие нашей страны в целом, ее политической системы и гражданского общества. Он происходит с учетом заимствования западного опыта, и в то же время на него оказывают влияние особенности российского характера, мировоззрения акционеров и топ – менеджеров. Для того чтобы «пропитаться» ценностями компании, нужны изменения в самосознании, приверженность и последовательность, а для этого требуется время, должно сменится несколько поколений, это огромная работа на будущее организации. Корпоративная культура в российских компаниях ещё слишком молода, а во многих только формируется 6.   

 Одновременно с усвоением «западных» моделей российскими компаниями, происходит адаптация культуры международных компаний к российским реалиям, но это не только не снижает, а наоборот повышает их эффективность. Отличие состоит в том, что типичным для «российской» корпоративной культуры является ориентация на власть, в то время как в «западной» преобладает ориентация на задачу. Главным достоинством «российской»  корпоративной культуры является ее гибкость и адаптивность.


           Специалист в области организационного консультирования Александра Славянская утверждает: «На мой взгляд, сейчас в России ещё рано говорить о возможностях формирования полноценной корпоративной культуры. Как ни странно, несмотря на то, что многие организации нуждаются именно в ней – корпоративная культура для многих еще остается областью, к которой только предстоит прикоснуться. Говорить о формировании корпоративной культуры сейчас можно только применительно к определенным, достаточно упорядоченным и хорошо отстроенным компаниям»7.

         В российских условиях корпоративная культура представляет «трансляцию» манеры общения главы компании с подчиненными на весь коллектив. То есть одно лицо, а может быть, группа лиц влияют на процесс принятия решений, формируют его, и эти взаимоотношения становятся эталоном. Такие же отношения устанавливаются и между сотрудниками, то есть по этому образцу строятся как горизонтальные, так и вертикальные взаимоотношения в фирме. Кроме того, российской особенностью является заметное различие между корпоративными культурами маленьких и больших организаций. В небольших компаниях корпоративная культура более интуитивна, в то время как в крупных все строго регламентировано.

         Следует отметить, что на сегодняшний день во многих фирмах достигнута высокая степень формальной регламентации собственной корпоративной культуры, особенно идеологической составляющей – большая часть компаний обладают документально закрепленными миссией и ценностями. Еще один фактор, определяющий ситуацию с корпоративной культурой в России, - это мужская доминанта, т.к. женщин -  руководителей немного.

          Валерий Чемеков, заместитель начальника управления персоналом группы EAST LINE, считает, что «корпоративная культура любой компании в России сегодня – это «слепок» с ее первого лица». Если это подозрительный человек, такой же будет и атмосфера в компании; если открытый и радушный – в организации будут царить те же настроения 8.

         Понятие корпоративной культуры вполне прижилось в практике управления бизнесом в России, особенно HR-специалистов, многие их которых считают корпоративную культуру понятием не столько теоретическим или методологическим, сколько вполне операциональным рабочим для практики управления бизнесом. Более высок интерес к корпоративной культуре среди топ – менеджеров.

          В России многие крупные и успешные организации придают большое значение созданию корпоративной культуры как мощного долгосрочного стратегического инструмента развития (пример, ПАО «Ростелеком» России).