Файл: Особенности коммуникаций в организации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Через пять минут участников игры сменяет новая пара игроков. Теперь роль телевизора должен играть представитель второй команды. Выигрывает та команда, члены которой были наиболее находчивы, раскрепощены и легки в общении. Рефлексия.

Упражнение № 3 «Торт».

Цель: формирование эмоционального единства группы.

Планируемое время: 7 минут.

Тренер предлагает всем: «Давайте испечём необычный торт. Каждый из нас будет каким-то компонентом». Тренер предлагает роли (мука, сахар и т.д.), читает рецепт, а участники» перемешиваются» в той последовательности, как это предусмотрено в рецепте. Рефлексия.

Упражнение № 4 «Герб».

Цель: стимулирование интереса членов группы друг к другу.

Планируемое время: 25 минут.

Членам группы раздаются листы бумаги (А3), фломастеры и цветные карандаши. Им предлагается за 10 минут нарисовать свой герб. Но по условию этот герб должен быть разделен на пять частей. В первой части надо нарисовать самый большой успех своей жизни. Во второй – три дела, которые лучше всего умеете делать. Третья часть должна содержать рисунок части тела, которая больше всего вам нравится. В четвертой части надо изобразить идеальное место для своей души. А в пятой части надо написать свой девиз.

После того, как все участники тренинга выполнят свои рисунки, они в порядке очереди, должны презентовать их группе и дать пояснения. Рефлексия.

Упражнение № 5 «Корабли и скалы».

Цель: развитие толерантности, доверия, эмпатии.

Половина играющих - «корабли», половина - «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, а «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издаёт шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» - не допустить кораблекрушения, то есть столкновения с ним другого игрока. Потом участники меняются ролями. Рефлексия.

Упражнение № 6 «Глаза в глаза».

Цель: формирование у членов группы доверия друг к другу и развитие социальной перцепции.

Планируемое время: 5 минут.

Упражнение поможет сломать деструктивные барьеры в общении, лучше узнать себя и других членов группы.

Группа делится на две части, равные по количеству. Необходимо образовать два круга (один в другом) произвольно распределившись по парам.

Задание: Взяться за руки и молча смотреть в глаза, изучая друг друга (1-3 минуты), задумываясь и мысленно отвечая себе на вопросы, кто передо мной, какой это человек, какие чувства я испытываю к нему? По команде тренера образовать новую пару, сдвигаясь по кругу на один шаг. Задание считается выполненным, когда все участники побывают в паре. Рефлексия.


Упражнение № 7 «Связующая нить».

Цель: вербализация чувств, сплочение группы.

Планируемое время: 10 минут.

Тренер передаёт клубок с нитью по кругу и говорит: «Скажите, что связывает вас с предыдущим участником, что сейчас чувствуете, что хотите пожелать другим». Когда нить возвратится к тренеру, её натягивают, закрывают глаза. Тренер говорит, что мы - одно целое, и каждый из нас важен и значим в этом целом. Рефлексия.

Выводы по главе 2.

В рамках эмпирического исследования было выявлено, что у большинства сотрудников рекламной компании наблюдается средний уровень общительности, что выражается в нормальной коммуникабельности.

Кроме того, у такого же числа работников отмечается общительность ниже среднего уровня, которая выражается в том, что работники в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно.

Также у доминирующего числа сотрудников компании отмечается средний уровень психологического климата, который проявляется в том, что доминирующее число сотрудников приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.

Статистический анализ полученных результатов подтвердил связь между показателями обшительности и психологического климата сотрудников рекламной компании подтвердилась, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что уровень коммуникаций сотрудников зависит от степени психологического климата коллектива организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических источников по проблеме коммуникаций в организации позволил составить следующие выводы.

В процессе специализации управленческого труда коммуникации выделились в самостоятельный вид профессиональной деятельности, цель которых - формирование и эффективное развитие всех видов капитала организации. Достигается эта цель с помощью применения специальных коммуникационных технологий, методов, инструментов, механизмов.

Коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности.

Особого внимания заслуживают межличностные коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.


Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства сотрудников рекламной компании наблюдается средний уровень общительности, что выражается в нормальной коммуникабельности.

У такого же числа работников отмечается общительность ниже среднего уровня, которая выражается в том, что работники в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно.

Кроме того, у доминирующего числа сотрудников компании отмечается средний уровень психологического климата, который проявляется в том, что доминирующее число сотрудников приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.

Статистический анализ полученных результатов подтвердил связь между показателями обшительности и психологического климата сотрудников рекламной компании подтвердилась, что и подтверждает гипотезу исследования о том, что уровень коммуникаций сотрудников зависит от степени психологического климата коллектива организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М, 2007. – 423 с.
  2. Бахарева Р.Ф., Коммуникативные процессы в организации, проблемы и способы совершенствования / Р.Ф. Бахарева, Л.В.Кандыбальская. - II Общероссийская студенческая электронная научная конференция, «Студенческий научный форум», 2010.
  3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Ме­щеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  4. Валуев С.А., Игнатьев Л.В. Организационный менеджмент: Учебное пособие для экономических специальностей и направлений высшего образования. - М.: Нефть и газ, 2003. -166 с.
  5. Введенская Л.А., Деловая риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-н/Д.: Элит, 2001. - 452 с.
  6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособ. по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2000. – 367 с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2007. - 224 с.
  8. Гохман О.Я., Основы речевой коммуникации / О.Я. Гохман, Т.М. Надеина. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 358 с.
  9. Громкова М.Т., Организационное поведение: учебное пособие для вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 387 с.
  10. Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2009. - 624 с.
  11. Зайцев Г., Лашманова Н., Дягилева Н., Саакян Ар. Управление персоналом в организации.- СПб. : «Северо-Запад», 2006. - 176 с.
  12. Зайцева О.А. Радугин А.А. Радугин К.А. Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М.: Центр, 2006. - 314 с.
  13. Зверенцева А.Б., Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверенцева. - 2-е изд.,перераб. - СПб.: СОЮЗ, 2009. - 357 с.
  14. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 352 с.
  15. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. - М.: Инфра-М, 2001. – 220 с.
  16. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / А. Я. Кибанова. – 3-еизд., доп. иперераб. – М. : ИНФРА– М, 2005. – 320 с.
  17. Кибанов А.Я., Основы управления персоналом: учебник/ А.Я. Кибанов. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 447 с.
  18. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. Практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с.
  19. Лэйхифф Д.М., Бизнес-коммуникации / Д.М. Лэйхифф, Д.М. Пенроуз. - СПб.: Питер, 2005. - 369 с.
  20. Лютенс Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс. - М.: Инфра-М, 1999. – 692 с.
  21. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ЛТД, 2002. - 246 с.
  22. Математические методы обработки данных // http://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/
  23. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для вузов / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 415 с.
  24. Мильнер Б.З., Проблемы управления в современной экономике / Б.З. Мильнер. -М.: Знание, 2002. – с. 255
  25. Молл Е.Г., Организационное поведение: учебное пособие / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 245 с.
  26. Орлова Т.М., Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т.М. Орлова. - М.: РАГС, 2002. - 394 с.
  27. Петрушин В.И. Психология менеджмента. - М.: Юнити.- 2001.- 168 с.
  28. Почепцов Г.Г., Теория и практика коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М:. Центр, 2007. – 127 с.
  29. Розанова В. А. Психология управления. - М.: ЗАО «Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 2005. - 384 с.
  30. Семенов Ю. Г. Организационная культура: учеб пособ. / Ю. Г. Семенов. – М.: Логос, 2006. – 256 с.
  31. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 528 с.
  32. Фёдорова Н. В., О. Ю. Минченкова. Управление персоналом организации. - М. : КНОРУС, 2011. — 536 с.
  33. Чекурова М.В., Внешэкономическая деятельность предприятия / М.В.Чекурова, В.И. Попырин. - Новосибирск.: 2001. – 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского

Опросник.

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.
  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Таблица 1

Показатели общительности сотрудников рекламной компании

сотрудника

Баллы

Степень благоприятности психологического климата

1

26

низкий

2

20

ниже среднего

3

14

средний

4

17

средний

5

19

ниже среднего

6

22

ниже среднего

7

15

средний

8

16

средний

9

23

ниже среднего

10

17

средний

11

27

низкий

12

22

ниже среднего


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест)

Таблица 1

Тестовый материал

Признаки здорового психологического климата

5

4

3

2

1

Признаки нездорового психологического климата

1

Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег.

Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.

2

Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом.

Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.

3

Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении.

Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.

4

Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти.

Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.

5

В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие.

В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком.

6

В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.

В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого.

7

Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно.

В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно.

8

У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами.

Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».

9

Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций.

Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.

10

Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом.

Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем.

11

Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений.

У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов.

12

Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление.

Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.