Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ
1.1. Общие положения о совершенствовании НС РФ
1.2. Утилитарный подход в деле совершенствования налоговой системы
2. Практические аспекты совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Совершенствование основ налоговой системы
2.2. Совершенствование надстройки налоговой системы
Необходимо отметить, что развитие налогового администрирования во многом влияет на создание инвестиционного климата, благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и реализацию стратегических целей и приоритетов государства.
1.2. Утилитарный подход в деле совершенствования налоговой системы
Государство воздействует на рыночную экономику с помощью множества экономических рычагов, важное место среди которых занимают налоги. Налоговая система представляет собой очень важный экономический регулятор, основу финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В широком смысле налоговая система является системой определенных принципов, урегулированных нормами права общественных отношений, которые складываются при установлении, введении и взимании налогов. Элементами налоговой системы являются система налогов, пошлин и сборов, система налогового законодательства, система научных знаний в области налогообложения.
А.В. Аронов указывает, что государство с помощью налоговой политики в качестве определенного регулятора воздействует на негативные явления экономики. От того, как правильно действует система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства, поэтому эффективное управление налогами можно считать главной основой государственного управления.[9]
Развитая экономика возможна при грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не завершился, и о правильной налоговой политике говорить еще рано. Государство непрерывно реформирует существующую налоговую систему. Исследований в данном направлении немногочисленны, а необходимость всестороннего исследования теоретических и практических аспектов реформирования налоговой системы именно в российской экономике в последнее время звучат достаточно остро. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной работы. Актуальность темы также обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, которая бы отвечала современным условиям развития экономики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.[10]
Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности.
Задачи налоговой политики:
- Повышение эффективности налогового администрирования
- Налоговое стимулирование инновационной деятельности
- Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
- Развитие механизмов имущественного налогообложения
- Увеличение налоговых поступлений за счет некоторых видов налогов
- Снижение налоговой нагрузки, равенство граждан.
Проводимые реформы системы налогообложения РФ в настоящее время преследуют ряд следующих конкретных целей:
Создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития;
Стимулирование развития малого предпринимательства;
Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.[11]
Рис. 2. Новая налоговая политика в деле совершенствования налоговой системы
В 2014 году более 91% доходов в бюджет обеспечивался основной системой, где налогоплательщиками являются предпринимательские фирмы. Упрощенная система налогообложения применяется к индивидуальным предпринимателям, работающим согласно патенту и свидетельству, на долю которых приходится только 9% от общих поступлений доходов. Своевременная адаптация методики к изменениям законодательства должна проявляться прежде всего через ее простоту. Таким образом, оптимизация налогового потенциала региона является первостепенной задачей региональных властей, так как данный показатель характеризует и степень социально-экономического развития субъекта, и его финансовую самостоятельность.
Такой механизм предполагает активное развитие рыночных отношений эффективное использование ограниченных ресурсов региона и снижение налоговых рисков увеличения его налогового потенциала.[12]
Таким образом, в рамках намеченных целей социально-экономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала всей системы.
2. Практические аспекты совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Совершенствование основ налоговой системы
Налоговые системы во всех странах постоянно совершенствующий комплекс налоговых отношений с множеством элементов, структурой и определенным порядком экономического режима. Последнее больше всего употребляется как экономическая политика, о чем отмечали выше. В истории развития налоговых систем в разных государствах свидетельствует о достаточной устойчивости их (налоговых систем) на протяжении длительного периода, а если же меняется, то это чаще всего вместе с экономической политикой государства. Поэтому, В.В. Алексеев указывает на то, что налоговые реформы могут в определенной степени и на некоторый период снимать наиболее острые противоречия. Эти реформы способны приспосабливать налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменять соотношения и структуру налоговых поступлений в отношении отдельных видов и групп налогов, перераспределять поступающие налоги.[13]
Рис. 3. Влияние уровня налогообложения на налогооблагаемую базу
Отечественная налоговая система России построена по образцу передовых государств рыночной экономикой. У нас нет субъективного отношения к налогоплательщикам и нет «дискриминации» одних, возвеличивая других, например, по формам собственности или территориальному расположению. И в тоже время, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговый прессинг. Существенное и отрицательное влияние на экономику оказывает теневая экономика, которые вовсе уходят от налогов.
Поэтому проблема снижения налогового бремени в налоговой системе РФ степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, где требуется «расчистка» неплатежей в экономике и укрепление налоговой и финансовой дисциплины. Формирование эффективной, но и благоприятной налогоплательщику системы налогообложения - залог экономического и социального процветания в государстве.
В любой стране, а в России особенно, налоговая система была и остается далеко не совершенной.
Из множества проблем теоретического, методологического и практического характера остается вопрос о сложности налогообложения, как для плательщиков, так и для налоговых органов.[14]
Общеизвестно, что налоговая система России, скопирована в основном с образцов западных моделей налоговых систем, а попытки привязать ее к российским реалиям экономической жизни не очень-то хорошо работает у нас, т.к. получилось довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований и приемлемость для большинства членов общества.
Одна из основных проблем отечественной налоговой системы заключается в том, что наряду с действующими законами принимаются различные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма... Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.
Большим недостатком действующей налоговой системы можно считать затратный характер налогооблагаемой базы. Налогом облагаются не первичные факторы производства, а перераспределенные ресурсы и производственные затраты. Налоги увеличиваются пропорционально затратам, поэтому получается, что обществу выгодна затратная экономика. Это парадокс налоговой системы. Когда объектом налогообложения является реализация продукции (продавцами), но по существу, за счет товаропотребителей (покупателей). При этом первые в большинстве случаях не заинтересованы в уменьшении налогооблагаемой базы (затрат производства). Данный недостаток, особенно характер для НДС, обеспечивающего почти 50% доходной части федерального бюджета. В результате его деструктивная роль особенно проявляется в условиях высокозатратной северной экономике. Необходимо предусмотреть вычеты из налогооблагаемой базы, хотя бы повышенных транспортных затрат и сумм процентов за кредиты по досрочному заводу грузов в районы Крайнего Севера.[15]
Мировая практика свидетельствует о том, что повышение эффективности государственного регулирования экономики требует значительного увеличения объема бюджетных средств. В то же время налоговая система не должна подавлять экономический рост и инвестиционную активность, выталкивая хозяйственную деятельность в «теневой» сектор, который стал одним из основных внутренних факторов подрыва экономической безопасности.
Поэтому особо актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей следующим параметрам:
складывающейся структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства;
финансовому оздоровлению экономики страны;
устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности;
ускорению научно-технического прогресса;
созданию равновыгодных условий деятельности в различных секторах экономики;
сдерживанию роста цен и инфляции.
Структура налоговой системы должна быть нацелена на мониторинг и предвидение ещё незаметных, но обязательно наступающих в будущем финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, взаимосвязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которые может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжение реформирование налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.
В начале 2000-х годов предусматривалось реализовать более кардинальных мероприятий, связанных, прежде всего с освобождением бюджета от непосильных обязательств, за счет снижения налогового бремени на товаропроизводителей, расширения на этой основе налоговой базы и усиления системы налогового администрирования, которая должна усилить воздействие на неплательщиков налогов и упростить наложение честных налогоплательщиков.[16]
Действующее налоговое законодательство предусматривает большое количество льгот практически по всем основным налогам. Кроме того, как показывает проверки Счетной палаты РФ, Правительством РФ и другими федеральными органами исполнительной власти в нарушении налогового законодательства предоставляется значительное количество индивидуальных налоговых льгот. Очевидно, что многие льготы оказывают стимулирующие воздействие на развитие производства, на инвестиции. В то же время предоставление в широких масштабах налоговых льгот уменьшает базу налогообложения, создает условия для злоупотреблений, субъективизма, лоббирования индивидуальных и узкогрупповых интересов, незаконного ухода от оплаты налогов, осложняет контроль за соблюдением налогового законодательства.
Так же, немаловажной проблемой, стоящих перед налоговыми органами, как Российской Федерации, так и зарубежных стран, является устранение двойного налогообложения. Особенно остро воспринимаются наличие двойного налогообложения российскими организациями, которые вынуждены уплачивать налоги, как в России, так и за рубежом.[17]