Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Процесс развития общества сопровождается изменениями соци­ально-экономических потребностей, что влечет не только изменение самого общества, но его экономических парадигм, в том числе теории о налогах и их администрировании.

Эти изменения должны улучшать жизнь общества, сохраняя все лучшее и модифи­цируя неактуальное в налогообложении или вообще вводя новое, которое увеличивая налоговые поступления государства для расширения его социальных функций, одновре­менно не ущемляя интересы предпринимательства.

Налоговые системы каждой страны могут оцениваться по-разному различными по­литиками, учеными и учитывая все разнообразие этих мнений мы, для объективной оцен­ки налоговой системы, можем использовать независимые оценки или исследования, отра­жающие мнение большинства налогоплательщиков относительно простоты, быстроты уплаты налогов, их количества, методики исчисления.

По мнению независимых исследований, в Российской Федерации действует боль­шое количество налогов, усложнена система их начисления и уплаты. Законодательство по налогам запутано, у налогов существует большое количество льгот, различных ставок, методов расчета налоговой базы. Сложный налоговый учет, который вынуждены вести хозяйствующие субъекты приводит к завышенным расходам государственного бюджета на содержание налоговых (контролирующих) органов, которые проверяют верность и свое­временность начисления, уплаты налогов. А противоречивость и сложность налогового законодательства вызывает разночтение в трактовке налоговых норм, вызывая споры меж­ду налогоплательщиками и контролирующими органами, которые вынуждены разрешать арбитражные суды, что, опять же, отвлекает ресурсы государства и налогоплательщиков на налоговые процессы.

Состояние источников: на текущий момент многие аспекты совершенствования налоговой системы исследованы достаточно подробно. Но автором не вы­явлено исследований, которые бы рассматривали совершенствование налоговой системы целостно, определяя векторы возможного совершенствования налоговых систем. Собственно по теме отдельных усовершенствований отличились В. Брызгалин, Д. Липницкий, В. Кашин, Н. Новицкий и др.

Цель исследования – проанализировать и обосновать направления совершенствования налоговой системы РФ, позволяющие сократить количество налогов, обеспечив прогнозируемость их поступлений.

Для достижения цели в диссертационном исследовании поставлены и решены сле­дующие задачи:


Изучены сущность и содержание понятий «налоговая система» и «система нало­гов», и существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны.

Исследованы принципы налогообложения, как основы построения любой нало­говой системы.

Объект исследования - действующая налоговая система РФ, регулируемая законо­дательством о налогах и сборах.

Предметом исследования является совокупность теоретиче­ских и практических проблем, обуславливающих неэффективность действующей налого­вой системы РФ.

Методы исследования. При разработке конкретных вопросов налогового совер­шенствования применялись различные эмпирические методы: сравнение, измерение, мо­делирование, а также методы теоретического исследования: аксиоматический, анализ и синтез, идеализация и другие.

Значение - уточнены концепту­альные основы налоговой политики и выделены приоритетные векторы налогового со­вершенствования.

1. Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ

1.1. Общие положения о совершенствовании НС РФ

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимает налоговая система. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. А.В. Аронов напоминает, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В международной практике налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании государства. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.[1]


Совершенствование через реформы налоговой системы является одним из эффективных экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы пред­приятия. С помощью налоговой системы определяются взаимоотношения предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налоговой системы регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю­чая привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль пред­приятия. С помощью налоговой системы государство получает в свое распо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налоговой системы финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.[2]

Л.В. Дуканович обращает внимание, что сей­час существует масса всевозможной литературы по налогообложению в запад­ных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налого­вая система России создается практически заново, сегодня очень мало исследований авторов по налогообло­жению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно национальной налоговой системы, отвечающей усло­виям России.[3]

Эффективное развитие экономики России на период до 2030 года в соответствии Концепцией социально-экономического развития (Стратегия 2030) является определяющим фактором конкурентоспособности и созданием условий, обеспечивающий рост показателей качества жизни населения в целом. Безусловно, безотлагательное решение вопросов, связанных с решением проблем в сфере малого и среднего предпринимательства; привлечением инвестиций в реальный сектор экономики; минимизацией налоговых рисков, предотвращением экономических угроз, как внутренних, так и извне, требует государственного вмешательства. В данном контексте налоговая политика государства, как составная часть государственной политики, наряду с бюджетной, инвестиционной, социальной, в сфере денежно-кредитного регулирования, выступает эффективным инструментом реализации приоритетных задач государства. В этой связи вопросы необходимости укрепления и совершенствования налоговой системы страны, налогового администрирования как ее определяющего элемента становятся особо актуальными. Также очевидно, что актуальными и ключевыми направлениями в контексте реализации налоговой политики России на рассматриваемый период продолжают оставаться вопросы обеспечения экономического роста, бюджетной устойчивости, создание условий для развития предпринимательской активности и повышения конкурентоспособности, стабильности и предсказуемости механизма взимания налогов.[4]


Разработка дорожных карт, реализация федеральных программ социально-экономического развития страны, эффективность налоговой системы и налоговой политики государства позволяют определить возрастающую роль налогового администрирования в экономической системе в целом. По мнению В.В. Алексеева необходимо отметить, что, разработка проекта Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года послужила основой для дальнейшего уточнения предельных объемов финансирования государственных программ и основой для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета.[5]

Общепризнанно, что ни одно цивилизованное государство не может существовать без налогов, и как следствие, без эффективно функционирующей налоговой системы. В связи с этим реформирование налогового сектора, развитие человеческого капитала должны выступать основой для совершенствования стратегии социально-экономического развития России, обеспечивая ее конкурентоспособность. М.Ш. Иризепова и Т.П. Ломакина, считают, что на развитие налоговой системы оказывают влияние не только ее элементы, но и общественное мнение. В связи с этим авторы предлагают рассматривать общественное мнение в отношении приоритетов и направлений развития как дополнительный объект государственного налогового мониторинга.

Необходимо отметить, что система мониторинга, являясь источником комплексной аналитической информации, направлена на реализацию стратегических задач в соответствии с основными направлениями государственной налоговой политики.[6]

Рис. 1. Система мониторинга развития налоговой системы (субъекты, объекты)

Таким образом, инструменты государственного налогового мониторинга в современных условиях являются основой эффективного управления национальной экономикой. Как показывает практика российского реформирования, в течение длительного периода, более двух десятилетий, основные индикаторы социально-экономического развития имели тенденции к снижению. В связи с этим, как следствие, достаточно остро стоит вопрос необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля, в том числе за исполнением требований бюджетного законодательства и целевого расходования государственных ресурсов. Особое внимание необходимо уделить вопросам налогового администрирования, сохранения оптимального уровня налоговой нагрузки в различных секторах экономики, необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы страны как основополагающего фактора.


Л.А. Юринова отмечает, что решение вопроса о дополнительных источниках наполнения бюджетной системы Российской Федерации в условиях прогнозирования дефицита федерального бюджета до 2016 года возможно при следующих условиях: изменении правил исчисления и уплаты отдельных видов налогов; повышении налоговых ставок и разработки мер налогового администрирования, принимаемых для нейтрализации схем по уклонению от уплаты налогов.[7]

Наряду с утвержденными Правительством Российской Федерации дорожными картами в целях упрощения и ускорения процедур по ведению бизнеса необходимо выделить значимость дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования». В перспективе, мероприятия, предусмотренные в дорожной карте, позволят экономике России занять достойное место в международном рейтинге по показателю «Налогообложение». Вместе с тем необходимо отметить, что налоговое администрирование как система управления налоговым процессом органами государства охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства. В данной связи важным направлением является информационное обеспечение (сбор информации, анализ) и разработка мер по реформированию механизма исчисления налогов и процедуры налогового контроля. При этом необходимо выделить деятельность и роль уполномоченных органов управления в рамках налогового администрирования (Федеральной налоговой службы РФ (ФНС), Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) по обеспечению и реализации контроля за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых отношений.

Контрольная функция за соблюдением налогового законодательства занимает важное место в системе налогового администрирования. Комплекс превентивных мер в современной системе налогообложения также направлен на разработку мероприятий по устранению нарушений в сфере налогообложения. Опыт развитых стран показывает, что государственная инновационная политика реализуется на основе сочетания прямых и косвенных методов стимулирования инновационной деятельности. При этом косвенные методы, среди которых наибольшее место занимают налоговые, имеют ряд преимуществ. В этой связи налоговое стимулирование инновационной активности включено в состав приоритетов налоговой политики Российской Федерации.[8]

Таким образом, налоговое администрирование как форма управления налоговыми отношениями, должна быть направлена на обеспечение принципа эффективности построения налоговой системы в целом, включая максимальное поступление налогов и сборов в бюджеты разных уровней при минимальных издержках взимания.