Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Двойное налогообложение, как известно, возникает в случаях, когда один и тот же доход или имущество подвергается обложению аналогичным налогом в двух или более странах. Такая ситуация возникает для российских организаций в следующих ситуациях, когда:

а) одно и тоже лицо признается резидентом в России и еще в одном или нескольких государствах;

б) один и тот же доход российского резидента рассматривается как имеющий как источник происхождения в двух или более странах и облагается налогом в каждый из этих странах;

в) один и тот же доход российского предприятия облагается в Российской Федерации на основе признания резидентства, а в другой страны – в соответствии с законодательством об источнике дохода;

г) имеется различия между Россией и другими странами в порядке и нормах зачета расходов, понесенных налогоплательщиком;

д) в российском налоговом законодательстве отсутствуют положения о зачете отдельных видов налогов, уплаченных российским резидентом в другой стране.

Для исключения двойного налогообложения юридического или физического лица на практике прибегают к двум способам:

первый предусматривает одностороннее освобождение или налоговый зачет (кредит), предоставляемый в стране постоянного местопребывания;

второй связан с заключением соглашений по устранению двойного налогообложения.

Современная российская налоговая система достаточно сложна и обременительна. В то же время делается все для того, чтобы обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов. Отсюда и некоторые положительные результаты. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году.

Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.

Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году. Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей и выросли относительно 2010 года на 5,9%.[18]

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году. В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 39% и налога на прибыль - 8%.


Приоритетными направлениями в налоговой политике на среднесрочную перспективу являются совершенствование администрирования отдельных налогов. На долгосрочную перспективу Правительство России планирует распространение силы федерализации налогов с целью расширения полномочий и самостоятельности за счет реального бюджетного федерализма.

Поступления налогов в консолидированный бюджет РФ составили 10,958 трлн. руб. по итогам 2012г., что на 13% больше результата 2011г. При этом в федеральный бюджет поступило налогов на сумму 5,165 трлн. руб., а в консолидированный бюджет субъектов РФ - на 5,793 трлн. руб.

Больше всего налогов и платежей было собрано за пользование природными ресурсами - 2,485 трлн. руб. Кроме того, 2,355 трлн. руб. консолидированному бюджету принес налог на прибыль организаций. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составил в общем объеме 2,26 трлн. руб., налог на добавленную стоимость (НДС) на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - 1,886 трлн. руб., НДС на товары, ввозимые на территорию РФ - 102,7 млрд. руб., акцизы по подакцизным товарам, производимым в РФ, - 783,64 млрд. руб., имущественные налоги - 785,34 млрд. руб.

Формирование эффективного механизма межбюджетного распределения налоговых доходов имеет важное экономическое, политическое и социальное значение для успешного развития страны.[19]

2.2. Совершенствование надстройки налоговой системы

Рассмотрим формирование, начисление и уплату налога на добавлен­ную стоимость. Согласно определению, добавленная стоимость (value ad­ded) в системе национального счетоводства - это разница между стоимостью произведенных благ и услуг и стоимостью благ и услуг, которые были использованы в процессе их производства, то есть в промежуточном потребле­нии. Этот показатель включает сумму затрат на заработную плату (доход ра­ботающих по найму), процент на капитал, ренту и прибыль.

Рис. 3. Система налогов и сборов

Добавленная стоимость может быть вычислена двумя способами. Первый: добавленную стоимость (VA) можно рассчитать как сумму расходов на заработную плату (V) и получаемой прибыли (m):

VA = V + m . (1)

Второй: добавленную стоимость (VA) можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию (O) и произведенных затрат (I) (материальных и амортизации):


Va = о -1. (2). Налог на добавленную стоимость (НДС) - форма изъятия в бюджет гос­ударства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный (устанавливается в виде надбавки к цене) многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и за­канчивая продажей конечному потребителю.[20]

В соответствии с выражениями (1) и (2) существуют четыре способа начисления НДС. Наиболее распространенным является так называемый косвенный метод вычитания (зачетный метод по счетам), когда ставка (R) применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сы­рья, материалов и пр.:

RVa = RO - RI. (3). Разница между НДС, полученным от покупателя, и НДС, уплаченным ра­нее поставщикам при покупке товаров для своего производства, вносится в бюджет. Этот метод и применяется в России.

Рис. 4. Схема уплаты налога на добавленную стоимость

Такая система налогообложения была создана для решения нескольких задач:

применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;

использовать счет-фактуру, в котором отражается НДС, что дает информацию о совершенной сделке и налоговых обязательствах, позволяет контролировать движение товара с целью налоговой проверки;

ограничивать цену товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;

получать государству сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического про­граммирования при расчете производителей с налоговыми органами по налогу;

получать государству доходы еще до реализации товара населению - единственному и конечному плательщику НДС;

избежать так называемого каскадного эффекта, то есть многократного взи­мания налога с одной и той же стоимости при распределении бремени уплаты НДС в бюджет между стадиями производственно-коммерческого цикла;[21]

минимизировать риски уклонения от налогообложения при распределении обязанности по уплате НДС в бюджет между различными налогоплательщиками (в случае налога с продаж уклонение от уплаты розничным продавцом означает по­терю всей суммы налога;


в условиях НДС неуплата налога одним участником про­изводственно-коммерческого цикла не исключает возможности получения этой же суммы на последующих стадиях производства (перепродажи);

освободить экспортера от уплаты НДС;

возмещать НДС, уплаченный экспортером товара своим поставщикам;

полностью освободить от националь­ных косвенных налогов товары, экспортируемые из страны, применяющей НДС;

следовательно, национальное косвенное налогообложение не будет влиять на конкурентоспособность национального производства.

Такая система налогообложения была создана для решения нескольких задач:

применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;

использовать счет-фактуру, в котором отражается НДС, что дает информацию о совершенной сделке и налоговых обязательствах, позволяет контролировать движение товара с целью налоговой проверки;

ограничивать цену товара, что побуждает производителя снижать издержки производства.

Таким образом, на основе анализа построенных моделей сформулируем основные проблемы российской экономики:

сильное расслоение общества (по некоторым оценкам, разрыв в доходах 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных составляет 28-36 раз;

с учетом НДС налоговое бремя физического лица, работающего в реальном секторе экономики или в бюджетной сфере, составляет от 53 до 61 про­цента; в первой половине 2013 года из-за повышения обязательных социаль­ных взносов 550 тысяч индивидуальных предпринимателей официально оформили уход из бизнеса; высокий уровень итоговой ставки социальных выплат в реальном секторе экономики провоцирует предпринимателей платить «серую» заработную плату или нанимать нелегальных работников из числа гастарбайтеров; сокращение собираемости социальных выплат порождает пенсионный кризис; уровень уклонения от уплаты налогов (в процентах от доходов) состав­ляет 80 процентов.[22]

Подводя итог, следует отметить, что перечисленные в начале главы проблемы российской экономики заложены в законодательстве в сфере налогов и сборов. Ряд исследователей приводят необходимые меры по их решению, наиболее значимыми среди которых называют введение прогрессивной шкалы для НДФЛ и плоской шкалы на уровне 15 процентов от любых доходов для от­числений в государственные внебюджетные фонды.


Заключение

Процесс развития общества сопровождается изменениями соци­ально-экономических потребностей, что влечет не только изменение самого общества, но его экономических парадигм, в том числе теории о налогах и их администрировании.

Эти изменения должны улучшать жизнь общества, сохраняя все лучшее и модифи­цируя неактуальное в налогообложении или вообще вводя новое, которое увеличивая налоговые поступления государства для расширения его социальных функций, одновре­менно не ущемляя интересы предпринимательства.

Налоговые системы каждой страны могут оцениваться по-разному различными по­литиками, учеными и учитывая все разнообразие этих мнений мы, для объективной оцен­ки налоговой системы, можем использовать независимые оценки или исследования, отра­жающие мнение большинства налогоплательщиков относительно простоты, быстроты уплаты налогов, их количества, методики исчисления.

По мнению независимых исследований, в Российской Федерации действует боль­шое количество налогов, усложнена система их начисления и уплаты. Законодательство по налогам запутано, у налогов существует большое количество льгот, различных ставок, методов расчета налоговой базы. Сложный налоговый учет, который вынуждены вести хозяйствующие субъекты приводит к завышенным расходам государственного бюджета на содержание налоговых (контролирующих) органов, которые проверяют верность и свое­временность начисления, уплаты налогов. А противоречивость и сложность налогового законодательства вызывает разночтение в трактовке налоговых норм, вызывая споры меж­ду налогоплательщиками и контролирующими органами, которые вынуждены разрешать арбитражные суды, что, опять же, отвлекает ресурсы государства и налогоплательщиков на налоговые процессы.

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д. Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.