Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ
1.1. Общие положения о совершенствовании НС РФ
1.2. Утилитарный подход в деле совершенствования налоговой системы
2. Практические аспекты совершенствования налоговой системы РФ
2.1. Совершенствование основ налоговой системы
2.2. Совершенствование надстройки налоговой системы
Введение
Актуальность. Процесс развития общества сопровождается изменениями социально-экономических потребностей, что влечет не только изменение самого общества, но его экономических парадигм, в том числе теории о налогах и их администрировании.
Эти изменения должны улучшать жизнь общества, сохраняя все лучшее и модифицируя неактуальное в налогообложении или вообще вводя новое, которое увеличивая налоговые поступления государства для расширения его социальных функций, одновременно не ущемляя интересы предпринимательства.
Налоговые системы каждой страны могут оцениваться по-разному различными политиками, учеными и учитывая все разнообразие этих мнений мы, для объективной оценки налоговой системы, можем использовать независимые оценки или исследования, отражающие мнение большинства налогоплательщиков относительно простоты, быстроты уплаты налогов, их количества, методики исчисления.
По мнению независимых исследований, в Российской Федерации действует большое количество налогов, усложнена система их начисления и уплаты. Законодательство по налогам запутано, у налогов существует большое количество льгот, различных ставок, методов расчета налоговой базы. Сложный налоговый учет, который вынуждены вести хозяйствующие субъекты приводит к завышенным расходам государственного бюджета на содержание налоговых (контролирующих) органов, которые проверяют верность и своевременность начисления, уплаты налогов. А противоречивость и сложность налогового законодательства вызывает разночтение в трактовке налоговых норм, вызывая споры между налогоплательщиками и контролирующими органами, которые вынуждены разрешать арбитражные суды, что, опять же, отвлекает ресурсы государства и налогоплательщиков на налоговые процессы.
Состояние источников: на текущий момент многие аспекты совершенствования налоговой системы исследованы достаточно подробно. Но автором не выявлено исследований, которые бы рассматривали совершенствование налоговой системы целостно, определяя векторы возможного совершенствования налоговых систем. Собственно по теме отдельных усовершенствований отличились В. Брызгалин, Д. Липницкий, В. Кашин, Н. Новицкий и др.
Цель исследования – проанализировать и обосновать направления совершенствования налоговой системы РФ, позволяющие сократить количество налогов, обеспечив прогнозируемость их поступлений.
Для достижения цели в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
Изучены сущность и содержание понятий «налоговая система» и «система налогов», и существующие подходы, направленные на совершенствование налоговой системы страны.
Исследованы принципы налогообложения, как основы построения любой налоговой системы.
Объект исследования - действующая налоговая система РФ, регулируемая законодательством о налогах и сборах.
Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем, обуславливающих неэффективность действующей налоговой системы РФ.
Методы исследования. При разработке конкретных вопросов налогового совершенствования применялись различные эмпирические методы: сравнение, измерение, моделирование, а также методы теоретического исследования: аксиоматический, анализ и синтез, идеализация и другие.
Значение - уточнены концептуальные основы налоговой политики и выделены приоритетные векторы налогового совершенствования.
1. Теоретические аспекты совершенствования налоговой системы РФ
1.1. Общие положения о совершенствовании НС РФ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимает налоговая система. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. А.В. Аронов напоминает, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В международной практике налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании государства. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.[1]
Совершенствование через реформы налоговой системы является одним из эффективных экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налоговой системы определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налоговой системы регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налоговой системы государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налоговой системы финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.[2]
Л.В. Дуканович обращает внимание, что сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало исследований авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно национальной налоговой системы, отвечающей условиям России.[3]
Эффективное развитие экономики России на период до 2030 года в соответствии Концепцией социально-экономического развития (Стратегия 2030) является определяющим фактором конкурентоспособности и созданием условий, обеспечивающий рост показателей качества жизни населения в целом. Безусловно, безотлагательное решение вопросов, связанных с решением проблем в сфере малого и среднего предпринимательства; привлечением инвестиций в реальный сектор экономики; минимизацией налоговых рисков, предотвращением экономических угроз, как внутренних, так и извне, требует государственного вмешательства. В данном контексте налоговая политика государства, как составная часть государственной политики, наряду с бюджетной, инвестиционной, социальной, в сфере денежно-кредитного регулирования, выступает эффективным инструментом реализации приоритетных задач государства. В этой связи вопросы необходимости укрепления и совершенствования налоговой системы страны, налогового администрирования как ее определяющего элемента становятся особо актуальными. Также очевидно, что актуальными и ключевыми направлениями в контексте реализации налоговой политики России на рассматриваемый период продолжают оставаться вопросы обеспечения экономического роста, бюджетной устойчивости, создание условий для развития предпринимательской активности и повышения конкурентоспособности, стабильности и предсказуемости механизма взимания налогов.[4]
Разработка дорожных карт, реализация федеральных программ социально-экономического развития страны, эффективность налоговой системы и налоговой политики государства позволяют определить возрастающую роль налогового администрирования в экономической системе в целом. По мнению В.В. Алексеева необходимо отметить, что, разработка проекта Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года послужила основой для дальнейшего уточнения предельных объемов финансирования государственных программ и основой для планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета.[5]
Общепризнанно, что ни одно цивилизованное государство не может существовать без налогов, и как следствие, без эффективно функционирующей налоговой системы. В связи с этим реформирование налогового сектора, развитие человеческого капитала должны выступать основой для совершенствования стратегии социально-экономического развития России, обеспечивая ее конкурентоспособность. М.Ш. Иризепова и Т.П. Ломакина, считают, что на развитие налоговой системы оказывают влияние не только ее элементы, но и общественное мнение. В связи с этим авторы предлагают рассматривать общественное мнение в отношении приоритетов и направлений развития как дополнительный объект государственного налогового мониторинга.
Необходимо отметить, что система мониторинга, являясь источником комплексной аналитической информации, направлена на реализацию стратегических задач в соответствии с основными направлениями государственной налоговой политики.[6]
Рис. 1. Система мониторинга развития налоговой системы (субъекты, объекты)
Таким образом, инструменты государственного налогового мониторинга в современных условиях являются основой эффективного управления национальной экономикой. Как показывает практика российского реформирования, в течение длительного периода, более двух десятилетий, основные индикаторы социально-экономического развития имели тенденции к снижению. В связи с этим, как следствие, достаточно остро стоит вопрос необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля, в том числе за исполнением требований бюджетного законодательства и целевого расходования государственных ресурсов. Особое внимание необходимо уделить вопросам налогового администрирования, сохранения оптимального уровня налоговой нагрузки в различных секторах экономики, необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы страны как основополагающего фактора.
Л.А. Юринова отмечает, что решение вопроса о дополнительных источниках наполнения бюджетной системы Российской Федерации в условиях прогнозирования дефицита федерального бюджета до 2016 года возможно при следующих условиях: изменении правил исчисления и уплаты отдельных видов налогов; повышении налоговых ставок и разработки мер налогового администрирования, принимаемых для нейтрализации схем по уклонению от уплаты налогов.[7]
Наряду с утвержденными Правительством Российской Федерации дорожными картами в целях упрощения и ускорения процедур по ведению бизнеса необходимо выделить значимость дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования». В перспективе, мероприятия, предусмотренные в дорожной карте, позволят экономике России занять достойное место в международном рейтинге по показателю «Налогообложение». Вместе с тем необходимо отметить, что налоговое администрирование как система управления налоговым процессом органами государства охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства. В данной связи важным направлением является информационное обеспечение (сбор информации, анализ) и разработка мер по реформированию механизма исчисления налогов и процедуры налогового контроля. При этом необходимо выделить деятельность и роль уполномоченных органов управления в рамках налогового администрирования (Федеральной налоговой службы РФ (ФНС), Федеральной таможенной службы РФ (ФТС) по обеспечению и реализации контроля за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых отношений.
Контрольная функция за соблюдением налогового законодательства занимает важное место в системе налогового администрирования. Комплекс превентивных мер в современной системе налогообложения также направлен на разработку мероприятий по устранению нарушений в сфере налогообложения. Опыт развитых стран показывает, что государственная инновационная политика реализуется на основе сочетания прямых и косвенных методов стимулирования инновационной деятельности. При этом косвенные методы, среди которых наибольшее место занимают налоговые, имеют ряд преимуществ. В этой связи налоговое стимулирование инновационной активности включено в состав приоритетов налоговой политики Российской Федерации.[8]
Таким образом, налоговое администрирование как форма управления налоговыми отношениями, должна быть направлена на обеспечение принципа эффективности построения налоговой системы в целом, включая максимальное поступление налогов и сборов в бюджеты разных уровней при минимальных издержках взимания.