Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретические основы франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При выборе профессии многие из нас сталкиваются с нелегким выбором: работать по найму или же начать свой бизнес. По данным опроса, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения в середине мая 2016 года, каждый третий россиянин мечтает работать на себя, думая, что тогда никто не будет им командовать и можно заниматься любимым делом, получая при этом высокую прибыль. Однако лишь 17% решается воплотить свою мечту в реальность. Проблема зачастую кроется вовсе не в отсутствии возможностей, ведь есть немало людей, которые начинали свой бизнес с нуля и добивались высоких результатов. Основная трудность нередко состоит в неумении побороть свой страх, преодолеть сомнения, найти в себе силы и принять важное решение.[1]

В России предприятия малого бизнеса закрываются значительно чаще, чем появляются новые. На долю малого бизнеса в объеме ВВП на 2016 год приходится около 20%, в то время как за рубежом, эта цифра достигает 50%. По данным статистики лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются значительно раньше.[2]

Основными причинами таких ужасающих тенденций являются не только экономические и административные барьеры. Если знать, с какой стороны ждать подвоха, то можно заранее подготовиться и суметь сохранить свой бизнес. Как избежать неудач? Как сохранить свой бизнес, оставаясь в финансово выгодном положении? Франшиза - идеальный вариант для начинающего предпринимателя. Хоть это и самый беспроигрышный вариант, у него все же есть некоторые недостатки и риски.

Таким образом, актуальность работы вытекает из всего вышесказанного.

Целью исследования является изучение франчайзинга на примере рынка общественного питания.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и проанализировать экономическую основу франчайзинга в России;

- изучить виды франчайзинга;

- определить основные цели франчайзеров и виды франчайзинга в сфере услуг;

- рассмотреть преимущества и недостатки франчайзинга как бизнес-модели;

- раскрыть особенности франчайзинга в сфере общественного питания (в частности, ресторанного бизнеса).

Объектом исследования данной работы является франчайзинг. Предмет исследования – особенности франчайзинга на рынке общественного питания.

Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы и приемы исследования, как сравнение, анализ, обобщение, системный подход.


Рассматриваемой проблематики о роли франчайзинга посвящены труды А.Е. Архипова, К.В. Быковой, А.В. Гришановой, Н.Е. Добрачева, А.Е. Журавлева, И.М. Карицкой, Э.Н. Климовой, А.К. Муравьева, И.Ю. Севрюкова, А.В. Шорникова и др.

Практическая значимость исследования высока. Она заключается в том, что основные положения работы можно использовать в учебном процессе, для более глубоко изучения проблематики франчайзинговых отношений в соответствующих дисциплинах экономического профиля, как основа для написания выпускной квалификационной работы, в практической деятельности как пособие для начинающих франчайзи.

Структура курсовой работы включает: оглавление, введение, две главы, составляющие основную часть исследования, заключение, список использованных источников, приложение.

1. Теоретические основы франчайзинга

1.1. Понятие и виды франчайзинга

Франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором используется уже проверенная и доказавшая свою эффективность на практике бизнес-модель.[3]

Франчайзер - это известная фирма, доказавшая работоспособность своей бизнес-концепции и успешность бизнеса. Она передает другой компании или индивидуальному предпринимателю право вести бизнес, используя свой товарный знак, технологии и прочее.[4]

Франчайзи - это компания (индивидуальный предприниматель), приобретающая у франчайзера возможность обучения и помощь при создании бизнеса, выплачивая паушальный платеж (единоразовую оплату стоимости франшизы) и роялти (выплату процента от прибыли, полученной в процессе использования франшизы).[5]

Франчайзинг отлично себя зарекомендовал способом быстрой раскрутки своего бизнеса. Как показывает беспристрастная статистика, использование такой системы позволяет в 80% преодолеть пятилетний рубеж в развитии компании и продолжить работать с получением высокой прибыли. Франшиза - это соглашение, заключаемое между франчайзи и франчайзером, которое позволяет использовать бренд компании для развития своего бизнеса. Проще говоря, это объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера.[6]


Франшизы делятся по характеру взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, и по объему их прав. Исследовав различные источники, мы выделили 5 основных видов. Первый вид - классическая франшиза. Она обусловлена наличием, как паушального взноса, так и роялти, строгими корпоративными стандартами, передачей прав на товарный знак и периодическими отчетами франчайзи. В России этот вид не завоевал свою симпатию, так как российские предприниматели скептически относятся к тому, что их загоняют в строгие рамки, они предпочитают быть более независимыми.[7]

Второй вид - свободная франшиза. Она обусловлена бесплатным обучением, консультациями, предоставлением скидок и низких закупочных цен франчайзером, небольшим первоначальным взносом и использованием товарного знака сети. Этот вид является одним из наиболее предпочитаемых в России, так как франчайзи получает полную свободу ведения бизнеса.[8]

Третий вид - серебряная франшиза, так же известная под названием бизнес под ключ. Суть таких франшиз заключается в том, что франчайзи передают в руки уже полностью готовый бизнес. Это значит, что франчайзер сам решает все организационные вопросы, находит помещение, заключает договор об аренде, обучает сотрудников, налаживает процесс и только потом передает это все франчайзи. Франчайзи в свою очередь остается только выплачивать проценты от прибыли франчайзеру.[9]

Четвертый вид - золотая франшиза, так же известная как исключительная франшиза. Такая франшиза дает эксклюзивное право франчайзи на ведение бизнеса на территории своего региона, страны или даже части континента. Франчайзи передается право на использование товарного знака и даже права на субфранчайзинг, то есть возможность продавать франшизу другим предпринимателям, расширяя свой бизнес.[10]

В России известен такой вид франшизы как «банковская франшиза». Она обусловлена обучением франчайзи и его персонала, небольшим паушальным взносом, отсутствием конкурентов, так как концепцией банков является открытие не более одного филиала в регионе определенной территории. Этот вид франшизы зародился совсем недавно, однако уже набирает свои обороты, так как становится «лакомым кусочком» для любого бизнесмена, который мечтает стать банкиром, не имея соответствующего образования.[11]


1.2. Возможности и риски франчайзинга как средства инвестирования

Франчайзинг является объектом инвестирования как для франчайзи, так и для франчайзера. В случае франчайзи инвестиции идут прежде всего на оплату паушального взноса, позволяющего присоединиться к франчайзинговой сети и получить доступ к опыту и консультационной поддержке франчайзера. Таким образом, на самом старте своей работы франчайзи получает подробнейшие инструкции, аккумулирующие многолетний опыт работы франчайзера в конкретной области, что позволяет на старте за счет применения проверенной бизнес-модели и недопущения типичных ошибок молодой компании получать при прочих равных большую прибыль.[12] Кроме того, франшиза позволяет начинающей компании использовать известный бренд, стоимость которого зачастую многократно превосходит стоимость начинающей компании-франчайзи.[13] Другими словами, уже на самом старте франчайзи получает существенный и достаточно дорогостоящий актив, дающий ощутимые конкурентные преимущества.

Что же касается франчайзера, то для него запуск франшизы также является инвестиционным проектом. Даже если не учитывать многолетние вложения компании-франчайзера в оттачивание своих бизнес-процессов и развитие бренда, для создания франчайзинговой сети необходимо совершить целый ряд вложений. Прежде всего, речь идет о создании франчайзингового продукта - комплекса документов, позволяющих зафиксировать и передать опыт франчайзера его будущим франчайзи. Кроме того, существуют вложения в регистрацию товарного знака и юридическую подготовку фирмы к роли франчайзера (создание отдельного юридического лица, проработка юридической структуры франшизы и системы договорных отношений и пр.). Существенной статьей расходов зачастую также становится проработка CRM-системы для обеспечения прозрачности и управляемости франчайзинговой сети.[14] Не стоит забывать и о том, что франчайзи осуществляет определенные вложения и в каждого франчайзи. Это может выглядеть как входное обучение, техническая и консультационная поддержка, передача демонстрационных образцов, входная поставка на льготных условиях и пр.[15]

Вложения в инвестиционные проекты совершаются с целью получения прибыли, за счет которой предполагается окупить первоначальные инвестиции и в конечном итоге улучшить материальное состояние инвестора. В случае франчайзи результатом вложений в франшизу становится прибыль, извлекаемая из предоставленной франчайзером бизнес-модели.[16] Причем прибыль эта, как отмечалось ранее, зачастую выше прибыли, которую хозяйствующий субъект мог бы получать при развитии собственного бизнеса в той же области с нуля. Франчайзер же в свою очередь стремится покрыть свои инвестиции частично за счет паушальных взносов и в значительной степени за счет роялти - части прибыли франчайзи, передаваемой за использование бренда и бизнес-модели.


Помимо доходов инвестиционные проекты зачастую рождают и текущие расходы, и франчайзинг в этом плане не является исключением. Для франчайзи это означает необходимость своевременной уплаты роялти и прочих установленных платежей. В то же время за эти платежи он получает определенную ценность в виде поддержки франчайзера. Кроме того, даже с учетом таких платежей прибыль франчайзи зачастую за счет использования бизнес-модели франчайзера становится выше средней по рынку.[17] Это же касается и дополнительных расходов, связанных с обязанностью осуществления закупок у конкретных поставщиков и невозможностью экономии на материалах и комплектующих, а также необходимостью выполнять прочие стандарты франчайзера, являющиеся, в свою очередь, частью бизнес-модели. Для франчайзера инвестиционный проект по созданию франшизы порождает необходимость осуществления текущих расходов, связанных в первую очередь с необходимостью обеспечения поддержки франчайзи (обслуживание CRM, оплата труда специалистов поддержки, аренда дополнительных помещений и пр.), а также необходимостью продвижения бренда на федеральном и международном уровнях.[18] Именно эти затраты франчайзер покрывает за счет текущих платежей франчайзи.

Нельзя забывать и о том, что франчайзинг, как и любой инвестиционный проект, содержит в себе риски. Безусловно, риски эти достаточно специфичны и зависят от отрасли, в которой работает франчайзер, но в общем случае их можно свести к следующим:

а) рыночные;

б) операционные;

в) кредитные и

г) предпринимательские.[19]

Рыночные риски связаны с возможностью изменения рыночной конъюнктуры и, как следствие, спроса на товары франчайзера и франчайзи. При этом как для франчайзера, так и для франчайзи реализация этих рисков выглядит примерно одинаково и означает потерю выручки. В отдельных случаях падение спроса может быть вызвано необдуманной ценовой политикой франчайзи, поэтому во многих франшизах существуют определенные правила ценообразования.

Операционные риски связаны со сбоями в реализации внутренних бизнес-процессов. Это могут быть ошибки персонала, отказ ПО и пр. Приобретая франшизу, франчайзи стремится в первую очередь избавиться от этих рисков, поэтому проработка системы управления ими должна быть одной из ключевых задач для франчайзера.

Кредитные риски связаны с неполучением причитающихся оплат. В системе франчайзинга их прежде всего несут франчайзер и его партнеры. Средствами снижения этих рисков может быть входной аудит потенциальных франчайзи и юридическая проработка договорных отношений внутри франчайзинговой сети.[20]