Файл: Формы участия иностранного капитала в банковской системе России и перспективы расширения этого участия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- стимулировать развитие российской промышленности;

- преодолеть «проблему доверия» со стороны вкладчиков;

- упростить законодательную процедуру слияния и поглощения кредитных организаций;

- уменьшить процент долларизации российской экономики;

- способствовать внедрению новых технологий российскими кредитными организациями и т.д.

До тех пор пока банковская система России не станет более устойчивой и конкурентоспособной, необходимо сдерживать процесс открытия национального рынка банковских услуг для иностранных кредитных организаций, в противном случае есть риск потерять контроль над важнейшими областями экономики. При этом нужно иметь в виду, что иностранные кредитные организации на территории других государств не занимаются благотворительной деятельностью, а преследуют свои финансовые цели. Реальная практика подтверждает данное утверждение. По данным исследования Всемирного банка, проведенного в 2006 г., иностранные банки не прилагают усилия для внедрения новых банковских продуктов и услуг, не стремятся к установлению более низких процентных ставок по кредитам в сравнении с резидентами. При этом они часто получают контроль над финансовыми потоками в национальной экономике. Необходимость в сохранении регулирования доступа иностранного капитала подтверждается практикой стран — членов ВТО: сейчас 110 стран сохраняют ограничения на доступ иностранного капитала на рынок банковских услуг.

В России в начале XXI столетия предприняты серьезные шаги по совершенствованию законодательной базы в сфере регулирования деятельности иностранного капитала. В частности, был принят ряд законодательных актов, соответствующих международным правовым стандартам. Это Федеральные законы от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; внесены серьезные коррективы в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы валютного регулирования, в том числе принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.д. Вместе с тем сохраняется ряд пробелов в законодательстве, регулирующем деятельность иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации. Для их устранения необходимо: уточнить юридический статус иностранных кредитных организаций, действующих на территории России; определиться с возможными формами присутствия иностранного банковского капитала; уйти от существующих «декларативных» норм в отношении филиалов иностранных кредитных организаций, определить порядок открытия, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковской системы; снять с кредитных организаций публично-правовые функции (противодействие отмыванию нелегальных доходов, валютный контроль); уменьшить объем отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ и т.д. Следует отметить, что законы в России часто принимаются с огромным отставанием от реальной ситуации, складывающейся на финансовом рынке и в банковской системе.
Несмотря на принятые меры по совершенствованию национального законодательства, в России по-прежнему сохраняются высокие риски в сфере банковской деятельности, что в свою очередь отпугивает потенциальных инвесторов. Так, в 2009 г. 6, 7% от общего числа лиц, привлеченных к ответственности за преступления, совершенные в банковской системе, были руководителями банков. Банковская сфера, по мнению экспертов, продолжает оставаться одной из наиболее криминогенных в России, и количество выявленных преступлений, совершаемых в данной сфере, постоянно возрастает (с 40592 в 1995 г. до 68652 в 2009 г.). По данным международного научного журнала «Право и политика», по-прежнему сохраняется крайне высокий уровень коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления, что негативно отражается на перспективах развития экономики. Затрудняет деятельность иностранных кредитных организаций на территории страны постоянное перераспределение собственности путем приватизации, криминальных и иных переделов.


3.2. Меры по привлечению иностранных банков

В целом правовая основа банковской деятельности, с одной стороны, излишне детализирует отдельные направления ее деятельности, а с другой — в ней имеются значительные пробелы и противоречия.
Таким образом, в целях привлечения иностранных кредитных организаций для их деятельности на территории России, для совершенствования банковской системы страны надлежит осуществить следующее:

- переориентировать деятельность регулирующих органов с жестко-административной модели контроля (предусматривающей значительный объем отчетности, не влияющей на эффективность функционирования кредитных организаций) на создание благоприятных правовых и экономических условий для развития финансово устойчивых банков, независимо от размера их уставного капитала. Это, в свою очередь, требует: предоставить банкам больше самостоятельности; принять срочные и действенные меры по сокращению объема отчетности, предоставляемой в территориальные управления Банка России; широко внедрять информационные технологии; пересмотреть (в сторону сокращения) нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков; отменить (уменьшить) отчисления в фонд обязательных резервов либо установить порядок начисления процентов на депонируемые в ЦБ РФ суммы из расчета, как минимум, ставки рефинансирования (международный уровень отчислений в фонд обязательных резервов колеблется в пределах 0, 45 — 2, 5%); внедрить систему «одного окна» (т.е. установить единый регистрирующих орган для кредитных организаций, так как на настоящий момент согласно нормам Закона о Банке России и Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом для кредитных организаций одновременно является Банк России и Министерство финансов РФ); уменьшить налогооблагаемую базу банков по налогу на прибыль, на сумму кредитов (инвестиций) в реальный сектор экономики; не форсировать переход на международные стандарты финансовой отчетности, в связи с неготовностью к этому ни Банка России, ни коммерческих банков в регионах, а также отсутствием для этого методического и программного обеспечения и т.д.;

- выработать на государственном уровне конкретную позицию по вопросу присутствия иностранного капитала в банковской системе России;


- установить равные условия для функционирования кредитных организаций на территории России;

- создать благоприятный инвестиционный климат в стране, в частности принять закон, регулирующий деятельность иностранных инвестиций в банковской системе России, так как согласно ст. 1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» данный нормативный правовой акт не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации;

- повысить правовую культуру населения, в частности преодоление правового нигилизма, особенно бурно развившегося в 1990-х годах, путем внедрения в образовательные учреждения дополнительных часов правового обучения учащихся, расширения сферы консалтинговых услуг физическим и юридическим лицам;

- усовершенствовать законодательные нормы, регулирующие вопросы банкротства кредитных организаций, установленные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в том числе нормы об очередности расчетов с кредиторами. Преднамеренное банкротство остается одним из наиболее популярных способов хищения собственности. Обвинительные приговоры по выявленным случаям криминального банкротства выносятся в единичных случаях, что, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ;

- усовершенствовать правовое регулирование проверки финансового состояния кредиторов. Следует сказать, что с апреля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях», направленный в определенной степени на частичное решение данной проблемы;

- реформировать механизм возврата «проблемных» кредитов, в том числе в судебном порядке. Это потребует внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие данный вопрос, так как на сегодняшний момент проблемы, связанные с возвратом кредитных средств, тормозят развитие рынка кредитования;

- реформировать процесс оформления эмиссии акций кредитными организациями, действующими в форме акционерных обществ, установленный Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», и некоторые другие меры.

Таким образом, можно констатировать, что деятельность иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации носит внутренне противоречивый характер, тогда как основной целью правового обеспечения их деятельности должно являться создание условий для использования иностранного банковского капитала в интересах развития экономики страны.
Если в правовой системе России будут разрешены данные проблемы, это позволит достичь тех оптимистических показателей в развитии страны и банковской системы в частности, которые на сегодняшний момент выдвинуты Правительством и Президентом Российской Федерации в рамках экономической модернизации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненного исследования получены следующее выводы.

1. Появление новых иностранных кредитных учреждений с огромными финансовыми возможностями и устоявшейся деловой репутацией повышает ликвидность и надежность банковской системы в целом. Вероятность того, что банк с мировым именем обанкротится, значительно ниже вероятности краха любого из отечественных банков. Высокий уровень риск-менеджмента иностранных кредитных организаций также снизит показатель просроченной задолженности в силу того, что они просто не будут выдавать кредиты ненадежному заемщику. Это один из многих аспектов необходимости присутствия на банковском рынке России зарубежных представителей.

2. Участие иностранного капитала в инвестиционных процессах России имеет глубокие исторические корни и опирается на значительные традиции.

3. Выбор конкретной институциональной структуры банка (представительство, филиал, дочернее учреждение, совместное предприятие) зависит от степени решимости осваивать внутренний рынок принимающей страны. Возможные макроэкономические и микроэкономические последствия допуска иностранных филиалов могут преувеличиваться. Создание филиалов в обозримой перспективе вряд ли приняло бы массовый характер и мало изменило бы сегодняшний расклад сил на российском рынке финансовых услуг.

4. На начало 2016 года в секторе иностранных банков наблюдается высокая степень концентрации по многим финансовым показателям. Безусловными лидерами выступают три банка: Ситибанк, ММБ и Райффайзенбанк. По подсчетам специалистов, на них приходится 54-7% совокупных активов и 40.9% собственного капитала. Перечисленные банки занимают доминирующие позиции в области привлечении средств юридических и физических лиц (совокупная доля рынка трех банков - около 70%), а также в кредитовании коммерческих организаций и по операциям на рынке межбанковского кредитования (50-60%).

5. Современная модель бизнеса иностранных банков в России стала схожей с российской, как по целевой клиентуре, так и по продуктовой линейке. При этом активная работа банков-нерезидентов по привлечению новых клиентов означает и то, что иностранные банки смогут значительно расширить свое присутствие на российском рынке банковских услуг. Крупнейший в России иностранный Ситибанк обслуживает порядка 1600 корпоративных и около миллиона розничных клиентов и держателей кредитных карт по всей России.


6. Общее количество банков с иностранным участием в капитале в середине 2015 г. составляло 212, на долю которых приходилось 28,7% чистых активов российской банковской системы.

8. Сложность правового обеспечения деятельности иностранных кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации, обусловлена также трансформацией самой банковской системы России в условиях возрастающей конкуренции между долларом и евро.
Расширение деятельности иностранных кредитных организаций в России будет иметь не только возможные отрицательные, но и положительные следствия.

9. В целях привлечения иностранного капитала на территории России, для совершенствования банковской системы страны надлежит осуществить следующее:

- переориентировать деятельность регулирующих органов с жестко-административной модели контроля (предусматривающей значительный объем отчетности, не влияющей на эффективность функционирования кредитных организаций) на создание благоприятных правовых и экономических условий для развития финансово устойчивых банков, независимо от размера их уставного капитала;

- выработать на государственном уровне конкретную позицию по вопросу присутствия иностранного капитала в банковской системе России;

- установить равные условия для функционирования кредитных организаций на территории России;

- создать благоприятный инвестиционный климат в стране;

- повысить правовую культуру населения;

- усовершенствовать законодательные нормы, регулирующие вопросы банкротства кредитных организаций;

- усовершенствовать правовое регулирование проверки финансового состояния кредиторов;

- реформировать механизм возврата «проблемных» кредитов, в том числе в судебном порядке;

- реформировать процесс оформления эмиссии акций кредитными организациями.

Таким образом, можно констатировать, что деятельность иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации носит внутренне противоречивый характер, тогда как основной целью правового обеспечения их деятельности должно являться создание условий для использования иностранного банковского капитала в интересах развития экономики страны. Если в правовой системе России будут разрешены данные проблемы, это позволит достичь тех оптимистических показателей в развитии страны и банковской системы в частности, которые на сегодняшний момент выдвинуты Правительством и Президентом Российской Федерации в рамках экономической модернизации.