Файл: Формы участия иностранного капитала в банковской системе России и перспективы расширения этого участия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме всего прочего иностранные банки выдают в России до 40% кредитов.

На заседании президиума Госсовета было озвучена весьма удручающая для российских банкиров цифра: выяснилось, что на сегодняшний день, на долю иностранных банков приходится до 40% всех кредитных услуг, оказываемых в России. И это в условиях, когда на рынок еще не пришли все «варяги», мечтающие об этом, и в условиях, когда иностранные банки могут работать здесь только через свои «дочки» или через российские банки, в капитал которых они вошли, приобретя пакет акций.

Обеспокоенность российских финансовых властей и банковских лоббистов легко объяснима: в предкризисный период практически все «иностранцы» добились значительного увеличения своих кредитных портфелей. Очень показателен в этом смысле сравнительный пример двух банков - Международного Московского банка и пример Райффайзенбанка Австрия. Финансово-кредитные структуры продемонстрировали рост объемов кредитов, выданных физическим лицам, за год соответственно на уровне 138,4% и 759,7%. Обоим банкам удалось значительно усилить свое присутствие на рынке кредитования. Точно так же, как и Русфинанс Банку (розничной «дочке» французской группы Сосьете Женераль): у него объемы кредитов, выданные частным лицам, выросли на 208%.

Неплохие показатели и у банков, которые только недавно начали свою деятельность в России: так, например, ДжиИ Мани Банк, купивший небезызвестный на внутреннем рынке Дельта Банк, по состоянию на 1 октября 2015 года сформировал портфель кредитов физическим лицам на сумму 3 млрд. рублей.

Иностранным банкам, пришедшим в Россию в течение последних нескольких лет, удалось добиться впечатляющих результатов. По словам эксперта, «западниками» был создан качественный розничный бизнес. При этом, по словам других экспертов, уже в среднесрочной перспективе у иностранных банков, обосновавшихся здесь, есть серьезные шансы войти в «первую десятку» в сегменте работы с клиентами-частными лицами. Помочь им добиться этого может, прежде всего, то, что у «варягов» есть достаточно возможностей для рефинансирования своих кредитных портфелей - прежде всего, за счет привлечения «дешевых средств» на иностранных рынках капитала. Российские же банки, за исключением, пожалуй, таких «монстров» как Сбербанк и ВТБ, не могут соревноваться с иностранными конкурентами здесь: им приходится занимать средства на менее выгодных условиях или усиленно развивать у себя такое направление, как привлечение вкладов частных лиц. Что в условиях падения процентных ставок по вкладам, а также в условиях нынешнего «потребительского бума» в России - дело совсем нелегкое.


Пока Россия защищает право на ограничение участия иностранного капитала на рынке квотами и категорически против предложения о филиалах. В данном вопросе переговорщики получили поддержку не только со стороны банкиров, крайне обеспокоенных возможной перспективой конкурировать с международными банками, но и президента, который четко выразил свое мнение о неприемлемости открытия филиалов иностранных банков в России.

По состоянию на 1 октября 2015 года действовало 212 кредитных организаций с участием нерезидентов (с иностранным капиталом).

При этом 71 кредитная организация (68 банков и 3 НКО) имеют 100% иностранное участие в своем уставном капитале.

Согласно российскому законодательству иностранные банки в России не могут открывать свои филиалы, но могут иметь доли в российских банках. Другими словами, зарубежные банки могут открывать в России дочерние предприятия, которые являются по своей сути российскими банками, только учредители у них полностью или частично иностранцы. 

Такие банки функционируют по российским законам:

  • проверяются, подчиняются и отчитываются Центральному банку России,
  • делают обязательные отчисления в резервный фонд.

То есть находятся в равном положении с российскими банками, поэтому правильнее будет говорить не иностранные банки, а банки с иностранным участием.

Для основной части резидентов-потребителей банковских услуг массовый приход зарубежного капитала выгоден, поскольку снижаются ставки по кредитам, вырастет ликвидность и надежность банковской системы, повысится конкуренция и качество предоставляемых услуг.

Действительно, западные кредитные учреждения имеют доступ к дешевым ресурсам, а, следовательно, могут себе позволить кредитовать российских клиентов по более низким ставкам. В то же время анализ современного состояния банковского сектора показал, что кредитные и депозитные ставки российских и иностранных банков остаются примерно одинаковыми. Стоит отметить, что уровень риск-менеджмента у иностранных конкурентов отечественных банков выше. И хотя у дочек иностранных банков значительно ниже стоимость привлечения средств за рубежом, российские риски существенно повышают процент по кредитам российским компаниям. Ожидать, что иностранные банки будут полномасштабно выдавать кредиты мелкому и среднему бизнесу (крупные предприятия уже могут кредитоваться за рубежом, и со временем их становится все больше) не стоит, по крайней мере пока не снизится риск невозврата кредитов.


В условиях незнания клиентской базы иностранные кредитные организации рисковать не любят. Это является существенным конкурентным преимуществом российских региональных банков, имеющих налаженные связи со своими клиентами и понимающих их потребности. Тем не менее, опыт работы дочерних структур международных банков в России показал, что стратегия их проникновения на российский рынок направлена на изучение особенностей ведения бизнеса в стране, внедрение специальных продуктов и услуг отечественным клиентам, учитывающих специфику различных групп потребителей, налаживание взаимосвязей с государственными органами и бизнес-сообществом. Анализ показателей деятельности "дочек" за последние годы подтверждает успешность выбранного ими направления развития.

Кроме того, появление новых кредитных учреждений с огромными финансовыми возможностями и устоявшейся деловой репутацией повысит ликвидность и надежность банковской системы в целом. Вероятность того, что банк с мировым именем обанкротится, значительно ниже вероятности краха любого из отечественных банков. Высокий уровень риск-менеджмента иностранных кредитных организаций также снизит показатель просроченной задолженности в силу того, что они просто не будут выдавать кредиты ненадежному заемщику.

Привнесение современных технологий, наработанных иностранными финансовыми компаниями, будет способствовать улучшению банковского обслуживания благодаря усилению конкуренции. Это, в свою очередь, подстегнет региональных игроков развивать свои предложения, модернизировать техническое оборудование и улучшать качество сервиса, чтобы не потерять клиентов и сохранить свои позиции на финансовом рынке.

Таким образом, положительный эффект от прихода зарубежного капитала в российскую банковскую систему очевиден. Основную же полемику среди бизнес-сообщества и представителей власти вызвал вопрос об организационной форме присутствия иностранных банков в России.

Мобильность международных капиталов в значительной степени зависит от колебаний мировой конъюнктуры, а также других факторов (в том числе и политических). В результате значительные финансовые средства в достаточно короткие сроки могут быть выведены из страны, что не может не отразиться на финансовой системе России. В результате российская экономика будет в большей степени подвержена тем экономическим рискам, которые в последнее время обострились в мировой экономике. Конечно, все это может иметь место. Однако данная проблема не может решаться лишь ограничительными мерами. Решение должно включать в себя целый комплекс мероприятий (в первую очередь государственных) по укреплению экономики в целом: это и эффективная макроэкономическая политика, и политика валютного регулирования, и взвешенный подход к допуску иностранного капитала в банковскую систему, и стремление самих банков к укреплению своих позиций.


Очевидно, что в настоящее время отечественная банковская система не может на равных конкурировать с международными финансовыми гигантами. Требуется время для укрепления позиций российских банков и выравнивания условий ведения бизнеса. Предоставление переходного периода, в рамках которого действуют некоторые ограничительные и защитные механизмы, помогло бы отечественным кредитным организациям стать полноправными участниками международной финансовой системы. Причем практика защиты отраслей нередко осуществляется в торговых отношениях стран-членов ВТО. Это так называемые компенсационные меры, выравнивающие условия торговли; определение условий развития для "молодых отраслей"; принцип "благоразумного отклонения", применяемый к регулированию финансовых услуг.

Во многих странах процесс либерализации доступа иностранных банков на внутренний рынок занял продолжительный период. Например, в Китае после вступления в ВТО банки с иностранным участием имели право на осуществление валютных операций только с иностранными компаниями. Впоследствии предусмотрено увеличение списка разрешенных для них валютных и юаневых операций с китайскими компаниями, и лишь затем они получат право работать по всем видам операций, в том числе с физическими лицами.

В США законодательство отдельных штатов вводит ограничения на присутствие иностранного капитала в банковской системе. Например, в штате Вашингтон ограничивается количество банковских офисов, которые могут открываться филиалами иностранных банков, действующих на территории штата, и объемы привлекаемых депозитов. Во Флориде применительно к иностранным банкам вводятся ограничения по видам операций. Таким образом, до сих пор во многих странах доступ иностранного капитала в национальную банковскую систему регламентируется.

При этом формальное введение переходного периода не принесет банкам никаких выигрышей, если одновременно не будут осуществляться меры по укреплению банковской системы (повышение капитализации отечественных банков, создание полноценных инструментов рефинансирования, удешевление банковских услуг, сокращение отчетности, снижение нормы отчислений в ФОР и т.д.) и не будут предприниматься усилия со стороны самих банков. Некоторые шаги уже сделаны: это введение в действие закона о системе страхования вкладов и вступление в нее подавляющего числа банков, усовершенствование надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка, переход на МСФО и требование к минимальному размеру уставного капитала в 5 млн евро. В результате в России должна сформироваться устойчивая эффективная национальная банковская система, способная на равных конкурировать с иностранными кредитными организациями.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ

2.1 Участие иностранного капитала в Российской банковской системе

Участие иностранных банков в национальных банковских системах начало распространяться с середины 1990-х гг. До того времени внешнеэкономическая либерализация ограничивалась международной торговлей. После заключения соглашений в рамках ВТО о либерализации финансовых услуг большинство стран сняло ограничения на деятельность иностранных банков. В России иностранные банки появились в середине 1990-х годов, однако их присутствие остается минимальным по активам и собственному капиталу.

Как было указано ранее, в настоящее время в России действует 212 банков и 1 небанковская кредитная организация с участием нерезидентов в уставном капитале. По нашим оценкам, в ближайшие годы число иностранных банков в России будет медленно, но неуклонно расти, и через пять лет количество кредитных организаций с участием нерезидентов, возможно, достигнет 220.

Превалирующая часть иностранных инвестиций в российский банковский сектор приходится на страны Запада. Лидерами по объему инвестиций являются: Германия, Нидерланды и США.

Особое место в секторе иностранных банков занимает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР может инвестировать в капитал банка от 2 млн. до 100 млн. евро, если предполагается адекватный доход на вложения. Его участие всегда ограничивается небольшим пакетом акций. Согласно стратегии банка, пакет должен быть не ниже 5% и не выше 35%. Проекты с участием ЕБРР, как правило, имеют срок от 4 до 8 лет. Банк всегда заранее оговаривает стратегию выхода из проекта. При его завершении ЕБРР либо продает акции партнеру по бизнесу, либо реализует их на открытом рынке.

Первые банковские проекты ЕБРР в России заканчивались неудачно. Банк приобрел долю в уставном капитале Токобанка и Инкомбанка, которые после кризиса 1998 г. закрылись.

В корзине последующих проектов есть и успешные, даже сверхуспешные. К числу последних относится крупнейший иностранный банк в России - ММБ, в котором до сентября 2004 года ЕБРР имел 10%-ный пакет акций. Европейский банк реконструкции и развития также инициировал создание КМББанка (Банк кредитования малого бизнеса) в рамках долгосрочного проекта поддержки российского малого бизнеса (Russia Small Business Fund, RSBF). Наряду с другими участниками ЕБРР приобрел 35% КМБ-Банка.