Файл: «Видения и миссии организации: необходимость формирования и факторы, влияющие на их определение».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия и цели. Актуальность работы заключается в том, что именно миссия и сфера деятельности организации задают основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии и целей.

Целью данной работы является изучение миссии и сферы деятельности предприятия. Для достижения поставленных целей были выделены следующие задачи:

  • рассмотреть роль миссии в управлении
  • изучить цели формирования миссии;
  • рассмотреть цели организации и их классификацию;
  • изучить свойства целей и требования предъявляемые к ним;
  • рассмотреть общую характеристику фирмы;
  • провести анализ миссии и целей компании.

Объектом курсовой работы является кафе «Очаг»

Предметом курсовой работы является миссия и сфера деятельности предприятия.


Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды российских и зарубежных авторов таких как Виханский А.С., Наумов А.И. и других авторов, а так же материалы периодических изданий и материалы сети Интернет.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ МИССИИ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОРМУЛИРОВАНИЕ И СВОЙСТВА

1.1 Понятие, сущность миссии

Компания как общественная организация в разрезе общества в целом и формирование нужной ей положительной реакции является стратегической задачей компании. Миссия компании в обществе, общество и компания, цели компании и цели общества, находят ли они точки соприкосновения? Вот какими категориями должны мыслить современные менеджеры сегодняшних компаний. Это ведет к поиску ответов на следующие насущные вопросы:

  • добиться, чтобы каждый сотрудник организации разделял ее цели;
  • добиться равенства в целях компании и целях общества в целом;
  • убедится, что разработанные цели исполняются работниками компании.

Приведем структуру целей организации, по степени их важности:

  • социально-экономические цели компании;
  • миссии компании;
  • долгосрочные цели компании;
  • краткосрочные цели компании.

Такая структура целей компании показывает, в какой степени цели, стоящие на более высоком уровне, влияют на цели более низкого уровня.

Выделяют краткосрочные и долгосрочные цели компании. Основу такого разделения составляет временной период, обусловленный с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные цели - это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Разделение на краткосрочные и долгосрочные цели имеет важное значение, поскольку цели различаются еще и по содержанию. Такое различие кроется в том, что для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких моментах, как кто, что и зачем должен выполнять. В некоторых случаях возникает необходимость идентификации между краткосрочными и долгосрочными целями среднесрочных.


Различают следующие цели:

  • по масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные;
  • по актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные;
  • по рангу: главные и второстепенные;
  • по временному фактору: стратегические и тактические;
  • по функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования;
  • по подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.;
  • по субъектам: личные и групповые;
  • по осознанности: действительные и мнимые;
  • по достижимости: реальные и фантастические;
  • по иерархии: высшие, промежуточные, низшие;
  • по взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие;
  • по объекту взаимодействия: внешние и внутренние.

Цели компании подразделяются на экономические и неэкономические. К неэкономические целям можно отнести улучшение условий труда, формирование имиджа компании и т. п. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и классифицируют на качественные (например, достижение технического совершенства) и количественные (например, увеличение доходов).

1.2 Цели компании

Для успешного функционирования и устойчивого развития компании цели целесообразно объединить в следующие важнейшие группы.

Материальные, т.е. цели достижения определенных материальных ценностей. К ним можно отнести продуктово-рыночную программу компании, или просто продуктовая программа. Материальные цели могут выражаться и в стоимостном выражении.

Денежные цели, т.е. цели ожидаемые в будущем финансовые итоги. К ним можно отнести расчетную и балансовую прибыль, ценность капитала, или отдельные компоненты этих операций, например, выплаты, выручка от проданных изделий, издержки и доходы. К этим целям относятся необходимый для существования компании уровень ликвидности и ее компоненты, такие как наличие оборотных средств, поступления и выплаты финансов. Денежные цели могут характеризоваться показателями - абсолютные и относительные (годовая прибыль, рентабельность).

Социальные цели или гуманитарные цели, т.е. цели желаемые в будущем взаимоотношения между людьми как внутри компании, так и с общественностью вне компании. Социальные цели влияют на модель поведения сотрудников, лицам и общественным группам в подсистемах компании, а также во внешней среде. Это поведение находит свое подкрепление законодательно. Социальные цели подразделяются как на денежные, так и не денежные. К примеру, уровень доходов персонала, интересная работа, установление сотрудников с компанией и его целями, класс компании, защита и т.д.


Компании действуют в условиях постоянных изменений факторов внешней и внутренней среды. В связи с этим становится наиважнейшими такие свойства компании, как гибкость и приспособляемость, которые необходимо рассматривать в качестве особых, лежащих в другом ракурсе рассмотрения целей.

С точки зрения масштабности компании выделяются экстремальные и уровневые цели. С точки зрения временного горизонта выделяют точечные цели, и цели, действующие в течение заданного периода (траекторные цели).

Если говорить о связи между целями, то в компании цели могут быть взаимосвязаны по-разному. Выделяют вертикальные и горизонтальные связи между ними. Вертикальные представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня. Соответственно, цель более низкого уровня разукрупнения является средством достижения цели более высокого. Вертикальные связи приводят к формированию иерархии целей в виде древовидной структуры.

Горизонтальное разделение основано на субъективных оценках людей, ответственных за принятие решений. Цели могут взаимодополнять друг друга, идентичности, нейтральности и противоречия. Только если руководитель знает конкретную ситуацию, он может выявить характер связей между ними.

Кроме вышеперечисленных целей, имеющих важное значение для успеха компании, оно должно обязательно иметь также цели высшего уровня[7;25].

К таким целям относятся жизненно важные, кардинальные ограничения или условия, определяемые на уровне закона и общественного мнения. Примеры:

  • использование инновационных или прогрессивных технологий, но не вредных для окружающей среды;
  • защита и улучшение окружающей среды;
  • сохранение экономической системы для обеспечения конкурентной экономики;
  • создание и обеспечение свободного демократического строя.

Миссия - основная главная цель компании, ради которой она и создана.

Также можно сказать, что это - определение перечня как текущих, так и перспективных направлений деятельности компании, с выделением приоритетов в ее стратегии или тех базисных норм ведения ее деятельности, которые будут выражать облик компании в ближайшей и далекой перспективе. Гласная особенность миссии - она должна быть реализована по истечению заданного промежутка времени.

Поэтому срок реализации миссии является обозримым и достаточно небольшим. Как показывает теория и практика, как правило, этот период составляет пять лет и является среднесрочным. Это сделано для того, чтобы поколение сотрудников могли увидеть результаты своего труда.


Существует широкое и узкое понимание сути миссии. В широком смысле миссия рассматривается как основополагающая цель компании, ради которой она и создана. Именно предназначение определяет совокупность действий, которые определяют намерения компании осуществлять, каким типом компания намеревается быть. Следует отметить, что философия компании как правило редко видоизменяется. Касаемо второй половины миссии она может меняться в зависимости от глубины модификаций, происходящих в компании и в среде его функционирования. В узком смысле миссия является сформулированным утверждением относительно того, для чего или по какой причине существует компания. Миссия как утверждение, обнаруживающее физический смысл существования компании, отличие компании от подобных[6;11].

Отметим, что каких-либо единых требований к разработке положения о миссии не существует. Каждая компания формулирует его самостоятельно. При этом существуют пункты обязательные к выполнению и должны найти свое отражение в положении о миссии. Приведем два варианта в качестве примера.

  1. Формализация положения (текущих) дел в компании;
  • описание и установление потенциальных и описание текущих потребителей;
  • описание и установление целей компании;
  • описание и установление предлагаемых предприятием товаров и услуг;
  • описание и установление общественного имиджа компании;
  • описание и установление философии компании.
  1. Формализация продуктов и/или услуг, предлагаемых компанией;
  • показатели рынка (компания идентифицирует своих основных потребителей, клиентов);
  • цели компании, выраженные в определениях выживания, роста;
  • философия (базовые взгляды и ценности компании, являющиеся основой для мотивации);
  • технология (показатели оборудования, технологических процессов, инноваций);
  • внешний образ компании, его имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед потребителями и обществом. Миссия должна отражать сторону, которую компания хочет произвести на окружающий мир;
  • концепция, в рамках которой компания описывает собственное имя, указывая источники, основные слабости конкурентоспособности[3;25].

Наиболее трудоемким в процессе планирования является формулирование положения о миссии, которое осуществляется на первой ступени работы по разработке или улучшению бизнеса. Как правило, положение о миссии неоднократно переписывается и уточняется, по мере того, как меняются знания об элементах внешней и внутренней среды. Положение о миссии выступает средством коммуникации с целью помощи компании добиться преимущества над конкурентами. Положение передает намерения компании, цели и указания сотрудникам, участвующим в данном бизнесе. Оно действует как катализатор активности, вовлеченных в текущий бизнес: