Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления.pdf
Добавлена: 26.05.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.2 Развитие взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления в РФ
2.1 Характеристика органов местного самоуправления, их формирование и полномочия
3.1. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
Введение
Актуальность темы исследования. Вопросы местного самоуправления четко связаны с государственными интересами, однако в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократического, правового государства недопустимо необходимое, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным, качественным и правомерным представляется влияние в форме координации, стимулирования и контроля, что требует установления конкретного, правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Местное самоуправление выступает одним из системообразующих элементом в обеспечении социально-экономического развития субъектов РФ. Стране важно выявить потенциальные возможности и негативные тенденции для развития местного самоуправления. Недостаточная обоснованность развития и взаимодействия субъектов РФ, взаимоотношение региональных и федеральных органов власти, отсутствие региональной политики приводит к существенной диспропорции социально-экономического развития и обострения региональных проблем в государстве.
Совместные согласованные действия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в условиях реформирования последних, приобретают особую актуальность при разрешении вопросов местного значения. В свою очередь от политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации зависит процесс развития местного самоуправления на территории субъекта. Данное обстоятельство обусловлено не только историческим и культурным, но, прежде всего, территориальным единством.
Источники, используемые в курсовой работе. Для изучения правовых аспектов становления новой системы органов местного самоуправления мною были изучены работы М.А. Васильева[1], С.Г. Соловьева и Н.М. Гладких[2],М.С. Чакалова[3] и ряде других. А.М. Цалиев[4] рассматривает конституционно-правовые основы Российской Федерации и местное самоуправление как одну из основ формирования целостности государства.
Для исследования социально-правовых аспектов мною были изучены научные труды становления и развития взаимодействия органов местного самоуправления изучены В.В. Бакушева[5], В.Г. Вишнякова[6], М.А. Горного[7] и других.
В. В. Онохова отметила, «что при отсутствии принципов, определяющих взаимоотношения региональных органов государственной власти с органами местного самоуправления, на федеральном уровне неизбежно привело к их отсутствию в конституциях (уставах) субъектов на региональном уровне. В то же время представляется целесообразным основными законами субъектов РФ на основе норм Конституции РФ, Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других федеральных законов установить общие положения для определения «конструкции» взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления»[8].
По справедливому замечанию Е. Н. Селютиной, политическая составляющая проблемы взаимодействия органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления «заключается в том, что статус субъектов местного самоуправления реализуется в совокупности властных полномочий, которыми они наделяются органами государственной власти. Суть противоборства состоит в том, что муниципальная власть пытается противопоставить себя всем остальным органам власти, а субъект государственной власти всеми законными и незаконными средствами стремится сокрушить своего муниципального оппонента»[9].
Объект – организация местное самоуправление Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
Предмет – механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Цель курсовой работы заключается в исследование проблем и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2. Исследовать развитие взаимодействия системы органов государственной власти и местного самоуправления в РФ;
3. Провести анализ эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на примере Павлово-Посадского муниципального района Московской области;
4. Выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию механизма взаимодействия органов местного самоуправления Павлово - Посадском муниципальном районе Московской области и органов государственной власти.
Поставленные задачи решаются с помощью системного подхода; сравнительного анализа; анализа научной литературы.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются статьи, публикации в прессе, исследования, монографии, статистические данные о деятельности органов местного самоуправления Павлово-Посадского муниципального района Московской области.
Эмпирической и информационной базой курсовой работы послужили нормативные, справочные данные; экспертные разработки и оценки российских ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; официальные статистические и аналитические материалы.
Нормативно-правовую основу курсовой работы составили законодательные и нормативные документы Российской Федерации.
Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
1.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Местное самоуправление является одной из форм народовластия, посредством которой граждане выражают свое мнение и непосредственно участвуют в управлении территориями, на которых они проживают. Местное самоуправление – это важнейший институт гражданского общества, без существования которого невозможно представить современное правовое государство[10].
Согласно Конституции РФ[11] органы местного самоуправления выделены из системы органов государственной власти, однако это выделение носит организационный, а не функциональный характер. Государственная и местная власть должны взаимодействовать друг с другом в рамках единой государственной политики и подчиняясь общему федеральному и региональному законодательству.
В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие. Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, как правило, определяют как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных задач[12].
Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления классифицируются на формы, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством, прежде всего Законом об общих принципах организации местного самоуправления[13], и формы, содержащиеся в законах субъектов и в заключаемых ими договорах и соглашениях с органами местного самоуправления.
Ряд авторов[14] утверждают, что местная власть - это власть, которую осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления, действующие в административно-территориальных единицах государства, отмечая, что она представляет собой совокупность местного управления и местного самоуправления. По определению «местного управления», выделены два взгляда[15]:
Первый - это деятельность местных органов исполнительной власти по решению вопросов общегосударственного и местного значения в пределах административно-территориальных единиц.
Второй - это сложный механизм, который объединяет деятельность органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти на определенной территории и является составной частью государственного механизма управления. Исходя из общемировой практики, местное самоуправление различают именно по признаку автономии по центральной власти в принятии решений и в использовании ресурсов для их реализации. Концептуальные различия местного самоуправления заключаются в толкованиях аспектов определения природы, организационной структуры органов местного самоуправления, объеме прав и обязанностей местного самоуправления, характере и особенностях взаимоотношений с государством; структурно-функционального строения органов местного самоуправления.
Местное самоуправление в политико-правовом смысле рассматривается как специфическая, сформированная исторической традицией форма народовластия и способ решения вопросов местного значения гражданами при их непосредственном участии. В административно-государственном понимании местное самоуправление - делегирование части государственных полномочий субъектов на основе идеи децентрализации государственной власти[16]. Учитывая основные концептуальные позиции по развитию и организации местного самоуправления, оно должно отвечать двум социальным запросам: реализации права граждан на участие в управлении делами местного значения; созданию эффективной системы местной представительной власти, способной удовлетворять жизненно важные местные нужды населения и развитие государства и гражданина[17].
Исходя из отечественных особенностей современного состояния и развития местной власти предложено уточнение определения местного самоуправления, как процесса реализации субъектов конституционного права на самоорганизацию управления местным развитием в условиях полного использования местных ресурсов при гарантировании государством правовой, финансовой и организационной автономии и свободном волеизъявлении ее жителей[18].
С социально-политических реалий общества следует, что степень активности субъектов в системе местного самоуправления зависит от уровня его общего развития. Поэтому адаптация посттоталитарного общества к представительской системе власти в значительной степени зависит от места и позиции гражданина в системе власти и имеет ли он возможность ее контролировать.
Первый тезис содержит, как минимум, три признака успешной практики такого взаимодействия: постоянство, конструктивность, организацию.
Постоянство. Взаимодействие должно происходить на регулярной основе. Только так возможно обеспечить процесс обмена актуальными и достоверными данными для принятия решений, своевременное получение сведений о проблемных вопросах в реализации тех или иных полномочий[19].
Конструктивность. Взаимодействие должно быть полезно для обеих сторон. Результаты взаимодействия должны иметь прикладной характер в практике работы как органов государственной власти, так и местного самоуправления[20].
Организация. Будучи полностью структурированной и регламентированной, система органов государственной власти и местного самоуправления может находиться только в организованном взаимодействии координационно-совещательного характера.
Послание Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 г. Президент РФ фактически начал с освещения темы местного самоуправления, отметив имеющиеся в этой сфере принципиальные трудности и недостатки[21]. В рамках решения задач, поставленных Президентом РФ, был сформирован ряд законодательных предложений, составивших законодательный пакет нового этапа муниципального строительства: Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ и Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».