Файл: Применение проектных технологий как инструмента развития бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3. Разработка плана маркетинга проекта

Разработка плана маркетинга проекта по созданию автомастерской ООО «Мастерская» прежде всего требует предварительного анализа рынка. Рынок автосервисных услуг - это отношения между автовладельцами и предприятиями системы автосервиса по поводу купли-продажи услуг, направ­ленных на поддержание работоспособности и восстановления автомобиля в те­чение всего срока эксплуатации.

Развитие рынка автосервисных услуг зависит от многих факторов. Наиболее сильное влияние на данный рынок оказывают такие факторы, как:

  • благосостояние населения;
  • динамика развития авторынка в регионе;
  • конкуренция на рынке автосервисных услуг;
  • законодательное регулирование;
  • развитие новых технологий.

Рынок автосервисных услуг в стране с каждым годом расширяется, что объясняется следующими причинами:

  • увеличивается численность автопарка в личном пользовании, причем с каждым годом в автопарке растет доля численности иномарок, которые поддер­живать в техническом состоянии гораздо сложнее и дороже, чем автомобили отечественного производства;
  • увеличивается численность небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей.

В структуре рынка автосервисных услуг можно выделить четыре уровня:

  • авторизованные станции техобслуживания, которые работают в связке с официальными дилерами и автопроизводителями, специализируются на кон­кретных марках (высокая цена на услуги по ремонту в дилерских центрах не гарантирует высокое качество);
  • сетевые автосервисы;
  • одиночные станции техобслуживания (крупные - более 10 постов для машин, средние - 5-10 постов, мелкие - 2-5 постов);
  • мастера-индивидуалы, ремонтирующие автомобили в своих гаражах.

На рисунке 2 представлен рынок технического обслуживания автомоби­лей по уровню сервиса.

Рисунок 2. Структура рынка авторемонтных предприятий, %

На сегодняшний день в Московской области лишь 10% рынка занимают ав­торизованные сервисы.

Основными видами услуг, оказываемых в автосервисах, являются:

  • кузовные работы;
  • слесарные работы;
  • покрасочные работы;
  • шиномонтаж;
  • продажа автозапчатей и автохимии;
  • автомобильная мойка и химчистка.

На рисунке 3, отражена структура рынка автосервисных услуг в Балашиха.

Рисунок 3. Структура рынка автосервисных услуг в Балашиха,%


Так, наибольшая доля на рынке автосервисных услуг у слесарных работ - 31 %. Покрасочные услуги, шиномонтаж и продажа запчастей занимают по 15% рынка всех автосервисных услуг. Кузовной ремонт и автомойка - по 12% рын­ка.

На развитие рынка автосервисных услуг также влияет степень развития конкуренции на нем и законодательное регулирование. Так появление крупных автосервисных сетей приводит к уменьшению малых мобильных автосервисов и повышению цен на автосервисные услуги. Законодательное регулирование спо­собно значительно упростить или усложнить работы автомастерских. Так, при введении дополнительных таможенных пошлин на автозапчасти, цены на услуги автосервисов возрастут, а спрос может снизиться.

Развитие новых технологий, связанных с ускорением и улучшением ра­боты автосервисов, положительно влияет на спрос их услуг. Развитию авторемонтного бизнеса в России способствует ряд факторов:

  • высокий рост спроса на услуги автомастерских, вследствие ежегодного увеличения количества автомобилей, особенно в крупных городах, благодаря росту благосостояния и автокредитованию;
  • отсутствие монополии на данном рынке;
  • высокая степень рентабельности авторемонтного бизнеса.

Также существуют факторы, которые негативно влияют на развитие ав­торемонтного бизнеса в России:

  • отсутствие в городах свободных подходящих земельных участков;
  • высокие административные барьеры.

Далее на рисунке 4 представлено количество официально действующих в городе автосервисов по данным с 2011 по 2016 год.

Рисунок 4. Количество зарегистрированных автосервисов в городе Балашиха за 2011-2016гг.

Таким образом, на сегодняшний день, авторемонтный бизнес в Балашиха является особо перспективным, так как количество автосервисов за по­следние 5 лет остается на одном уровне.

Для более детального обоснования плана маркетинга по открытию автомастерской необходимо провести сегментацию рынка. В услугах автомастерской нуждается как грузовой, так и легковой авто­транспорт. Для ремонта автомобилей требуется специальные помещения и обо­рудования.

Таким образом, в автомастерской ООО «Мастерская» будут обслужи­ваться следующие виды автомобилей (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Сегментация обслуживаемых автомобилей в автомастерской

Для оценки привлекательности выбранных сегментов был проведен их сравнительный анализ на основе экспертных оценок.


Для оценки сегментов были привлечены 3 эксперта. Каждому критерию оценки присвоен весовой коэффициент. Чем выше коэффициент, тем наиболее значим данный параметр при оценке рыночных сегментов для проекта автома­стерской. Сумма весовых коэффициентов по всем критерием должна равняться 100%.

Далее производится оценка отдельно по каждому сегменту. Критерию, который по мнению экспертов имеет наибольшее значения для сегмента, при­сваивается наибольший балл (сумма баллов, поставленных каждым из экспер­тов). Наименее важному критерию - наименьший балл.

Данный авторемонтный комплекс планирует обслуживать следующие сегменты:

  • легковые автомобили отечественного производства, зарегистрирован­ные на физических лиц;
  • подержанные легковые автомобили иностранного производства, зареги­стрированные на физических лиц, срок эксплуатации которых от 0,5 до 3 лет;
  • подержанные легковые автомобили иностранного производства, зареги­стрированные на физических лиц, срок эксплуатации которых от 3 лет и более;
  • внедорожники, кроссоверы и микроавтобусы иностранного производ­ства, зарегистрированные на физических лиц.

Для выбранных четырех сегментов будет сделана оценка их привлека­тельности и приведен их сравнительный анализ.

В таблице 10 представлен сравнительный анализ рыночных сегментов на основе экспертных оценок для проекта автомастерской.

Таблица 10

Сравнительный анализ рыночных сегментов для автомастерской

Критерий

Сегменты

весовой

коэффициент

1

2

3

4

Емкость рынка

3,0

7,0

6,0

5,0

50%

Платежеспособность

3,0

5,0

4,0

4,0

20%

Рост спроса

4,0

4,0

3,0

3,0

15%

Конкуренция

2,0

3,0

4,0

4,0

15%

Итого:

2,6

5,6

4,4

3,8

100%

Далее в таблице 11 приведены результаты данного прогнозирования емко­сти рынка авторемонтных услуг.

Таблица 11

Прогноз емкости рынка авторемонтных услуг (в тыс.шт.)

Период (квартал)/ сегмент:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

5

5

5

5

5

6

6

6

7

7

7

7

3

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общая емкость рынка

10

11

11

11

11

12

12

12

13

13

13

14


По оценке экспертов число эксплуатирующихся автомобилей к концу 2017 года в Балашихе составило 14 тыс. машин. Так как доля легковых авто­мобилей, зарегистрированных на физических лиц составляет 80%, то общая ем­кость рынка составляет 11,2 тыс. эксплуатируемых автомобилей.

Из таблицы видно, что емкость рынка легковых автомобилей, зареги­стрированных на физических лиц в г. Балашиха постоянно растет. Стоит отме­тить что темпы роста емкости рынка легковых автомобилей отечественного и иностранного производства выше, чем темпы роста для внедорожников и мик­роавтобусов.

Из таблицы 11 видно, что емкость рынка в целом и по сегментам равно­мерно возрастает. Это говорит о том, что авторемонтные услуги будут востребо­ваны и спрос на них будет стабильно возрастать.

Далее необходимо также провести анализ конкурентов. Для данного авторемонтного комплекса на рынке авторемонтных услуг Балашихи основными конкурентами, предоставляющими аналогичный спектр услуг по авторемонту легкового автотранспорта, являются ООО «Техно- Авто» и G-Service.Результаты сравнительного анализа конку­рентов для проекта автомастерской приводятся в таблице 12.

Таблица 12

Сравнительный анализ конкурентов автомастерской

Предприя­тие

Сильные сторо­ны

Слабые стороны

Выводы для проекта

ООО «Техно - Авто»

  • Опыт на рынке
  • Доверие кли­ентов
  • Квалификация персонала -Современное оборудование
  • Навязывание до­полнительных услуг
  • Недиверсифици­рованные услуги

Основное внимание на ценовую конкуренцию и диверсификацию услуг.

G-Service

  • Опыт на рынке более 5 лет
  • Современное оборудование
  • Высокая теку­честь кадров
  • Неудобный подъ­езд

Основное - квалифи­цированный персонал и удобный заезд в ав­тосервис.

ООО «Мастерская»

  • Квалификация персонала
  • Современное оборудование
  • Удобный подъ­езд
  • Отсутствие опыта работы на рынке
  • Отсутствие дове­рия клиентов

В плане маркетинга требуется предусмот­реть дополнительные меры по устранению слабых мест

Основными конкурентными преимуществами ООО «Техно - Авто» и G-Service является опыт работы на рынке авторемонтных услуг. Данные сильные стороны компаний являются слабыми сторонами ООО «Мастерская» Успешная работа на рынке авторемонтных услуг в долгосрочном периоде будет способствовать устранению перечисленных слабых сторон.


Для завоевания доверия клиентов в авторемонтном комплексе следует обеспечить быстрое и качественное обслуживание. Это возможно за счет набора квалифицированного персонала и использования современного оборудования и автохимии.

Данные по плану маркетинга для автомастерской ООО «Мастерская» приведены в табли­це 13

Таблица 13

План маркетинга ИП Шаньгина М.А.

Показатель

Сегмент «Лег­ковые отече­ственные»

Сегмент «Лег­ковые иномар­ки»

Сегмент «Вне­дорожники»

Сегмент

«Микроавто­

бусы»

Продукт

Услуги дифференцированы

Услуги дифференцированы

Услуги дифференцированы

Услуги дифференцированы

Цены

От 1000 руб. за

замену элемента

От 1000 руб. за

замену элемента

От 1000 руб. за

замену

От 1000 руб. за замену

От 2000 руб. за

арматурные

работы

От 2000 руб. за

арматурные

работы

От 2000 руб. за арматурные

работы

От 2000 руб. за арматурные

работы

От 5000 руб. за кузовной ремонт

От 5000 руб. за кузовной ремонт

От 5000 руб. за кузовной ремонт

От 5000 руб. за кузовной ремонт

От 5000 руб. за

покраску детали

От 5000 руб. за покраску детали

От 5000 руб. за покраску детали

От 5000 руб. за покраску детали

От 2000 руб. за

ремонт бампера

От 2000 руб. за

ремонт бампера

От 2000 руб. за ремонт бампера

От 2000 руб. за ремонт бампера

От 70000 руб.

за полную по-

краску а/м

От 80000 руб.

за полную по-

краску а/м

От 80000 руб.за полную по-

краску а/м

От 80000 руб.за полную по-

краску а/м

От 5000 руб. за полировку

От 5000 руб. за полировку

От 6000 руб. за

полировку

От 7000 руб. за

полировку

Каналы

сбыта

Прямые каналы сбыта

Прямые каналы сбыта

Прямые каналы сбыта

Прямые каналы сбыта

Продвижение

Реклама в

местных газетах и на Интернет сайтах.

Реклама в

местных газетах и на Интернет сайтах.

Реклама в

местных газетах и на Интернет сайтах.

Реклама в

местных газетах и на Интернет сайтах.

В таблице 14 представлен бюджет маркетинга для проекта авторемонтного комплекса.