Файл: Правовое регулирование налогового учета в России.pdf
Добавлена: 26.05.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия налогового учета
1.1. Сущность и понятие налогового учета
1.2. Основные принципы налогового учета
1.3. Налоговая учетная политика
Глава 2. Правовое регулирование налогового учета в России
2.1. Правовая основа налогового учета
ВВЕДЕНИЕ
Налоговый учет – это деятельность по обобщению информации из первичной документации. Группировка сведений осуществляется в соответствии с положениями НК. Плательщики самостоятельно разрабатывают систему, по которой будет вестись налоговый учет. Основное назначение деятельности – определение базы обязательных бюджетных отчислений. Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским учетом и в то же время представляет собой отдельную экономическую категорию, которая может претерпевать изменения по решению государственных уполномоченных органов.
Цель налогового учета — правильное начисление и уплата субъектом предпринимательской деятельности утвержденных государством налогов и сборов. Цель бухгалтерского учета — систематизированное документальное (объективное) отображение всех хозяйственных процессов. Налоговый учет всегда в большей степени интересует контролирующие органы, и это понятно: чем больше денег поступит в бюджет, тем богаче станет государство.
Цель налогового учета определяют заинтересованные субъекты. Пользователи сведений подразделяются на 2 категории: внешние и внутренние. Последними выступает администрация предприятия. Для внутренних пользователей налоговый учет – это источник информации о непроизводственных затратах. Эти издержки, в соответствии с положениями НК, не принимаются в расчет при вычислении базы, к ним, в частности, относят затраты на различные виды вознаграждений, выплачиваемые работникам либо руководящим сотрудникам, кроме оплаты труда, установленной договором, а также суммы материальной помощи. Уменьшая расходы, в налоговом учете можно оптимизировать облагаемую прибыль.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия налогового учета
1.1. Сущность и понятие налогового учета
В современной юридической науке сложилось достаточно четкое и однозначное понимание сущности налогового учета.
А.Г. Коршунов формулирует следующее определение налогового учета – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.[2]
Также, налоговый учет определяется, как система сбора, регистрации и обобщения информации, позволяющая налогоплательщику максимально удобно и быстро определять налогооблагаемую прибыль.
Широко распространенным в современной российской правовой науке является представление о том, что легальное определение налогового учета впервые было сформулировано в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и содержится исключительно в нормах второй части НК РФ. Однако это не совсем так. Например, достаточно близкую по смыслу дефиницию содержит пункт 1 статьи 230 НК РФ, которая предписывает налоговым агентам вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по утвержденной форме. Более того, эта статья получила продолжение в утвержденной Приказом Министерства по налогам и сборам форме №1-НДФЛ – «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц» [12], которая является не чем иным, как регистром налогового учета.
Рассмотрим сущностные основы налогового учета. В самом общем виде их можно раскрыть через последовательное рассмотрение целей, задач, функций налогового учета.
Цель налогового учета можно сформулировать следующим образом: формирование достоверной и всеобъемлющей информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет соответствующего налога.
В общем виде, можно выделить следующие задачи налогового учета:
- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям налоговой отчетности для контроля над соблюдением налогового законодательства;
- предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, чье осуществление подразумевает обязанность по уплате налогов (отсутствие пеней и штрафов, переплаты, соблюдение принципа оптимальности налогообложения и др.).
Основными задачами налогового учёта являются:
- формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
- обоснование применяемых льгот и вычетов;
- формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
- обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
- обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.
Функции налогового учета – выражают основные направления его реализации, его содержание и обеспечение.
Можно выделить три основные функции налогового учета, выражающие его место в системе функций государства – фискальную, информационную и контрольную.
Фискальная функция является важнейшей функцией налогового учета и состоит в формировании и мобилизации финансовых средств государством при взимании ряда налогов и в рамках действия отдельных налоговых режимов.
Информационная функция налогового учета состоит в количественном измерении и качественной характеристике финансового положения плательщиков налогов в течение определенного отчетного периода.
Контрольная функция состоит в формировании финансовой отчетности плательщиком налогов с возможной последующей проверкой налоговыми органами правильности и полноты ее формирования.
Функции, также, выступают связующим звеном между целями и задачами налогового учета с одной стороны и его содержанием с другой. В данном случае, это будут функции налогового учета, как элемента налоговой системы.
Рассматривая функции налогового учета в контексте налоговой системы, можно согласиться с каталогом функций налогового учета, предложенным С.Н. Бердышевым, с опорой на положения статьи 313 НК РФ:
- функция формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
- функция формирования полной и достоверной информации о налоговой базе отчетного (налогового) периода;
- функция обеспечения раздельного учета в случае исчисления налога по разным ставкам или при разном порядке налогообложения;
- функция обоснования применяемых льгот и вычетов;
- функция обеспечения информацией налоговых органов для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;
- функция обеспечения информацией службы внутреннего контроля и руководства для контроля за движением средств предприятия по назначению и профилактики злоупотреблений ответственных лиц.[12]
1.2. Основные принципы налогового учета
Принцип – центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, им которой данный принцип абстрагирован.[17]
В праве принято выделять общеправовые, межотраслевые, отраслевые и специальные принципы. Принципы налогового учета – это специальные принципы.
В современной юридической науке, принципы ведения налогового учета принято выделять, основываясь на положениях главы 25 НК РФ.
Выделяются следующие принципы налогового учета:
- принцип денежного измерения;
- принцип имущественной обособленности;
- принцип непрерывности деятельности организации;
- принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;
- принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;
- принцип равномерности признания доходов и расходов.
Рассмотрим их более подробно.
Принцип денежного измерения, заключается, прежде всего, в том, что информация о доходах и расходах закрепляется преимущественно в денежном выражении. Сущность принципа денежного измерения раскрывается в положениях статей 249 и 252 НК РФ.
Так, согласно статье 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, а также за имущественные права, выраженные в денежных и (или) натуральных формах. Поскольку никакого легального перечня доходов от реализации НК РФ не устанавливает, к ним относятся все расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, работ и услуг. Можно согласиться с мнением Д.В. Тютина, о том что «термин «доход», попытка определения которого сделана в ст. 41 НК РФ, сложно признать однозначно определенным, поскольку он сводится к другому юридически неопределенному термину «экономическая выгода». [16]
Следующий принцип – принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
Сущность принципа непрерывности деятельности организации состоит в непрерывном учете, который должен вестись с момента регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации.
Еще один, весьма важный принцип налогового учета – принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), установлен статьей 271 НК РФ. Статья 272 НК РФ устанавливает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том налоговом периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета установлен в статье 313 НК РФ и состоит в том, что нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому.
Принцип равномерности признания доходов и расходов предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены и сформулирован на основе статей 271 и 272 НК РФ.
Также, существенное значение для налогового учета имеет такой отраслевой принцип, как принцип презумпции добросовестности.
Принцип презумпции добросовестности применительно к налоговому учету можно сформулировать так: налогоплательщик при осуществлении им налогового учета считается действующим добросовестно, разумно, законно, пока в установленном законом порядке не будет доказано иное.
Определив цели, задачи, функции и принципы налогового учета, рассмотрим соотношение категорий и сущностные отличия налогового учета от бухгалтерского учета.
Первое и наиболее важное отличие – в целях ведения. Выше, мы уже указывали цель налогового учета. Целью бухгалтерского учета, является обеспечение формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, наличии и движении имущества и обязательств, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Указанная информация требуется внутренним и внешним пользователям для контроля над соблюдением российского законодательства, предотвращения отрицательных результатов экономической деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.
В процессе ведения бухгалтерского учета обязательно должен использоваться план счетов – утвержденный систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Основным методом учета бухгалтерских операций является метод двойной записи.
В тоже время система и правила налогового учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.
Некоторые субъекты экономической деятельности обязаны вести исключительно налоговый учет и не обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Например, индивидуальные предприниматели ведут только налоговый учет и освобождены от бухгалтерского учета.
Организациям, работающим в рамках УСН, которые освобождены от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, необходим бухгалтерский учет хозяйственных операций. Однако положения п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 35, п. 2 ст. 42, ст. 78 и др. Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и . 1 ст. 18, ст. 23, п. 2 ст. 30, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливают обязанность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью вести бухгалтерский учет вне зависимости от налогового режима.