Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стремление к сговору. Сговор с другими компаниями относительно уровня цен и объема производства это фактор увеличения контроля над рынком. Данная стратегия обычно является выгодной для всех участников сговора. Однако достижение соглашения – не всегда простая задача. Существует ряд неких условий, которые облегчают прямой сговор, такие как: высокие барьеры для входа новых фирм на рынок; небольшое количество фирм на рынке; высокая степень однородности продукции; растущий спрос на отраслевую продукцию (самая оптимальна ситуация); особенности законодательства. Одним из видов неявного сговора, позволяющим координировать действия фирм, считается практика ценового лидерства, когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней. В этом случае, более мелкие компаниям приходится зависеть от крупной, т. к. она диктует для всех свои «правила игры». Договоренность производителей между собой может облегчить существование им же самим, правда не каждый участник рынка захочет «дружить» со своим противником.

Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и, тем самым, сохраняют олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, узнаваемости товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара и т.д. Экономия на масштабах основанная на известности товаров, является главным барьером для других фирм, которые хотят работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, на начальном уровне развития, она может претендовать лишь на незначительный спрос и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии. Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, получится больше. Например, чтобы выйти на рынок алкогольной продукции нужно приобретать всяческие разрешения, дорогостоящие лицензии. По сути дела, нужно открывать новый завод. Из-за неопытности, устойчивости конкурентов можно «прогореть». Чтобы этого не допустить, можно попробовать начать с менее затратных продуктов, чтобы понять саму структуру привлечения покупателей к новому товару.

Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Попытаются вытеснить нового участника рынка, пока он не стал известным. Они установят цену ниже, в то время как «новичок» себе такого позволить не сможет, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае противники будут получать прибыль. Новая же фирма понесет весомые потери и вынуждена будет покинуть рынок.


Издержки новой фирмы могут быть выше потому, что она не имеет опыта ведения бизнеса в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной рабочей силы; хуже условия получения банковского кредита; слабее связи с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако – не все из них смогут выстоять такой напор, со стороны конкурентов. Неопределенность ослабляет стимулы для вступления на рынок и уменьшает число потенциальных конкурентов.

Тем самым, угроза появления конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста.

На мой взгляд, производитель давным-давно понял, что изготавливать для покупателей качественный продукт, который будет служить им долго, вовсе не выгодно. Особенно когда данный товар крайне необходим для жизни в современном мире. Примером и доказательством этому может служить обыкновенная обувь. Без нее нам даже не выйти на улицу. Но качество обуви у большинства производителей чаще всего оставляет желать лучшего. Можно взять в пример те же велосипеды. В детстве у меня был велосипед марки «Аист». Несмотря на то, что я была большим любителем велопрогулок, и чсато его использовала, он прослужил мне 10 лет. И кстати, он до сих пор рабочий. Позже моему брату купили «Stels», который в 1-ый же сезон пришлось ремонтировать, и на этом «поломки» велосипеда не закончились.

Чтобы фирма смогла достичь наиболее эффективных для данного вида деятельности размеров, часто нужен значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и во многих других отраслях требуются миллиарды рублей, чтобы начать и выстоять дело. Бесспорно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.

Есть и другие барьеры на пути потенциальных конкурентов:

1. ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;

2. высокие затраты на рекламу;

3. сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.

Все эти трудности служат вступлением новых производителей на рынок и поддерживают высокий уровень концентрации, что ведет за собой развитие рыночной экономики, и естественному отбору производителей.

Например, чипсы марки «Лейс» попали в Россию в середине 90-х, и до сих пор являются популярными. В то время как чипсы марки «Вологодские» уже давно перестали наблюдаться на прилавках в г. Череповце. Причина этому служит январский пожар в поселке Кадникове, в результате которого цех, по производству чипсов был практически уничтожен.


С одной стороны, когда нет конкурентов это хорошо. Не нужно придумывать стратегию, чтобы «обогнать» противника, или искать способ, чтобы с ним «подружится». А с другой стороны, если нет конкурентов, то сразу возникает вопрос, а работает ли вообще, моя идея? Или может пока потребитель и другие наблюдатели пока этого не поняли. Несомненно, если есть конкурент, а тем более их несколько, это говорит о том, что данный товар интересен на рынке. Чужой производитель «подсмотрел» за тобой, увидел, что план успешно развивается, и решил пойти тем же путем.

Когда внедряешь новый товар на рынок, нужно понимать, что тут им будут пользоваться. Например, какие бы хорошие шубы не предлагались бы на рынке, они будут не интересны покупателем, если дело обстоит на Юге. Можно снизить цену, но вряд ли будут очереди за данным товаром.

3. Газпром как естественная монополия

РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна. В 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он управляет огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт» (они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа).

Среди факторов, обозначающих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии, есть перспектива и увеличения этой доли.


Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что привело концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему с успехом удалось реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - «предприятие ОАО». С правой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании - естественной монополии - «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России.

Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

Конечно, большой толчок дало «Газпрому» то, что есть поддержка государства. Но эта «сделка» несет за собой выгоду с обоих сторон. На протяжении 23-х лет «Газпром» успешно занимает все новые территории. Акции «Газпрома» являются одними из наиболее ликвидных инструментов российского фондового рынка.

Таким образом, изучив понятие «Естественная монополия», признаки естественной монополии и характеристику Газпрома можно сделать вывод -

Газпром является естественной монополией.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить отличия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

На мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

Монополистическая конкуренция имеет многие положительные стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.

Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

Положительная оценка олигополистических структур – это достижение научно-технического прогресса. Действительно, именно в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты большие успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.