Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мероприятия по неценовому продвижению часто варьируется от торговых сделок до демонстративных показов покупателю, от футбольных матчей до возможности торговать «по старинке». Некоторые из них используют преимущество, которое заключается в самоорганизации. Под маской обычного прохожего, якобы случайно зашедшего в данный магазин, бывает служащий компании, или так называемый тайный агент, который бует проверять остальных сотрудников, чтобы потом рассказать руководству о сложившейся картине (доложить справился ли работник со своей задачей, или нет). Как правило, если результаты оказались положительные, то служащему предоставляется вознаграждение, в виде премиальных, либо похвальной письмо, или же его повесят на доску почета. Таким образом, агент под маской обычного покупателя может провести анализ обслуживания на данной торговой точке, и также оценить качество самого предлогаемого продукта.

В случае с товарами длительного пользования, таких как стиральная машина, или газовая плита, ситуация обстоит посложнее для продавца. Попробу-ка убедить покупателя, что данная мебель ему заменит его привычный и любимый диван. Тут нужно вооружиться более весомыми аргументами.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Когда концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют весомые преимущества над мелкими.


Таким образом, олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегической взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенностей олигополистического рынка признаков следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.

Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая монополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у них значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность состоит не только в том, сто в условиях олигополистического взаимодействия (реагирования на действия друг друга) фирмы сталкиваются не столько с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции – цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет. Например, производитель чайных сервизов может устроить акцию, разыгрывать путевки на базу отдыха. В то время конкурент может просто снизить цену на свой товар, или же придумать свою акцию, которая будет более привлекательна для покупателей.

Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения фирмы стратегию, цены и стратегия будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого проявления являются «ценовые войны».

Во всяком случае, война возникает для того, чтобы вытолкнуть слабых конкурентов с рынка. В итоге она может вытеснить любого участника рынка. Ведь времена меняются, меняются вкусы, поколения, и не все производители способны это понять, чтобы во время отреагировать, и предпринять нужные меры.


2. Характерные особенности рынков монополистической конкуренции и олигополии

2.1 Основные черты рынка монополистической конкуренции

Как указано выше рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт и монополии и конкуренции. Это значит, что рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии.

На практике это означает, что во-первых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно не большими долями рынка, и имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен. Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому «новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом». То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Таким образом сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.

Во-вторых, каждая из фирм отрасли продает свою группу или вариант товара. В таком случае принято говорить, что рыночная продукция дифференцирована. Дифференциация подразумевает, что каждая фирма пытается сделать свой продукт отличным от продукции других фирм. Чем в большей степени она делает свой продукт отличным от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.


При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм, таких как:

1. продукты могут отличаться по своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» отличия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Персональные компьютеры, к примеру, различаются с точки зрения мощности программно-аппаратной части, доступности для потребителя и т.д. Еще примером также может послужить рынок безалкогольных напитков. Ведь он заполнен разнообразными марками этого товара, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы;

2. услуги и условия их предоставления, являются важным аспектом дифференциации продукта. Некоторые магазины могут придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Их работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя. Конкурент в лице большого розничного магазина может предлогать покупателям самим упаковывать, и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами;

3. продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их не далеко от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки, что всегда считается удобным. Например если дело обстоит в крупном городе, покупателю нужен только один необходимый продукт (такой как хлеб, молоко и т. д.), то вряд ли он поедет за ним на другой конец города, даже если будет крайне выгодное предложение в цене, скорее он посетит ларек у дома, чтобы сэкономить свое время;

4. дифференциация может также являться и результатом мнимых различий, созданных с помощью рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Допустим, та или иная марка продукции связывается с именем какой-либо знаменитости, то это повлияет на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Часто потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, лучше, чем также самая зубная паста в каком-либо обычном тюбике. Хотя существует ряд медикаментов, по свойствам схожих аспирину, создание благоприятных условий для продажи и заметная реклама могут убедить многих потребителей, что данные виды продукции являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель. Рассмотрим, к примеру, сахарозаменитель в виде таблеток. Некоторым покупателям будет интереснее купить его в пластмассовой упаковке, где имеется кнопка, при нажатии которой, сахарозаменитель попадает «прямо в рот». В то время как, производитель обычной упаковки останется на втором плане, хотя его товар имеет схожий состав.


Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои ожидания.

То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, считается, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Данная сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж путем уменьшения цен на свою продукцию, т. к. влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.

В-третьих, ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют, поэтому новым фирмам не так уж сложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.

Рассмотрим пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и кофе. Рынки безалкогольных напитков и кофе иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Любой из этих рынков заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт безалкогольных напитков, к примеру, по вкусу немного отличается от остальных, а каждый сорт молотого кофе слегка различен по запаху, аромату и содержанию кофеина. У большинства потребителей складываются, таким образом, свои привычки. Например, вы можете предпочитать кофе «BON» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность к определенному сорту достигает свои пределы. Если цена «BON» значительно возрастет в отличии от других сортов, вы и большинство других любителей «BON», вероятно, перейдете на новый сорт.

Какой монопольной властью обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «BON»? Для «Brooke bond ltd» это очень важный вопрос. Компания «Brooke bond ltd» должна произвести анализ эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы установить его оптимальную цену, так же как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.

Как правило, крупные компании тщательно изучают спрос на свои продукты. Результаты исследований являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки безалкогольных напитков эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы узнать, как изменится доля на рынке для каждого сорта кофе в результате изменения цен.