Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существующих продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка).

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Олигополия – это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют

проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

Понимание теории монополистической конкуренции и олигополии особенно актуально в отечественной экономике, так как получив «в наследство» от СССР крайне монополизированный рынок все экономические процессы априори протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.


Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, можно поставить более реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур.

Предметом данной работы является изучение монополистической конкуренции и олигополии.

Цель работы – охарактеризовать рынки монополистической конкуренции и олигополии, провести их сравнительный анализ.

Для целей изучения поставлены следующие задачи: дать определение рынкам олигополии и монополистической конкуренции, дать краткую характеристику данных рынков, определить основные черты, выявить характерные особенности.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, раскрывающих понятие, особенности отличия монополистической конкуренции, олигополии, и примера естественной монополии, заключения с основными выводами по данной теме, и списка использованных источников.

При написании работы использовались материалы учебников по экономической теории, макроэкономике и микроэкономике.

1. Краткая характеристика монополистической конкуренции и олигополии

1.1 Монополистическая конкуренция

Монополия ( от греч. монос - один, полео - продаю) - исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой - либо хозяйственной деятельности. По своей сути монополия выступает силой, в которой свободная конкуренция – это стихийный рынок.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают следующее виды монополий:

1. искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она представляет собой случайную, устойчивую и всеобщую форму. К примеру в Москве, как известно всем, один из самых популярного городского вида транспорта является метро. Это вариант естественной монополии, поскольку составить конкуренцию данному виду практически невозможно. Даже если не брать в счет огромные затраты на строительство нового метрополитена, это сделать все равно не реально, в виду отсутствия такой технической возможности. С другой стороны наземный транспорт компании «Мосгортранс», и это чистой воды искусственная монополия. Ведь вполне реально впустить на этот рынок и других конкурентов, но власти не дают такого разрешения;


2. естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (земля, редкие металлы и др.) Чтобы привести пример естественной монополии, я предлагаю Вам представить лодочника на переправе, между двумя небольшими населенными пунктами. Он ежедневно перевозит около десяти пассажиров. Полученных денег ему едва хватает на покрытие данных затрат. Зачем на данной переправе еще один лодочник, если в населенном пункте небольшая проживает численность людей?

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Несмотря на то, что монополистическая конкуренция, наиболее трудно изучаемая форма отраслевых структур, она является распространённой. Тут сложно построить точную абстрактную модель, как это можно сделать в случаях чистой монополии или чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей (характеристики продукции, стратегия развития производителя), предсказать которые очень сложно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Самыми распространенными примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли. На рынке сетевой связи существует множество конкурентов, которые постоянно пытаются переманить друг у друга потребителей, все новыми выгодными предложениями (Мегафон, МТС, Теле 2, Билайн и т. д.)

На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) аналогами. Производители делают свои продукты отличными от других, чтобы привлечь внимание покупателей. Последние готовы платить более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Стандартный пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, т. к. «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.

Монополистическая конкуренция похожа на совершенную (чистую) конкуренцию. Для обоих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный вход и выход их из отрасли. Но в отличие от совершенной монополистическая конкуренция имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Если ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень контроля над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз. А присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов покупатели весьма чувствительны к их цене.


Бывает и такое, что одна фирма продает вид продукта, который можно заменить другим продуктом. В это время конкуренты не теряются, и преподносят потребителям (достойную) замену. Тогда потребители делаться на группы. Кому то важна практичность продукта, другим же яркость, третьим низкая цена, и т. д. В любом случае, на мой взгляд, чтобы убедить покупателей, что его товар имеет большую значимость, производитель должен сам пользоваться, или хотя бы использовать свой товар. Иначе ему не увидеть реальные плюсы и минусы своего товара. Выводы о продукте будут поверхностными, или вовсе не верными.

1.2 Олигополия

Олигополией называют тип рынка, где несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции бывает небольшой (как нефть), а бывает достаточно обширной (как автомобили, или химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Олигополия - это структура рынка, где действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Отношения между фирмами выстраиваются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников.

Одним из самых ярких примеров олигополии может служить электротехники. Это важнейшая часть современной промышленности. Как известно электротехника возникла в начале нашего века, и сразу стала отдельной отраслью массового производства. Немногочисленные крупные производители пытались договориться о разделе мирового рынка еще до первой Мировой Войны. Однако золотой век картелей наступил только в межвойенный период. В рождественский сочельник 1924 г. в Женеве был создан электроламповый картель «Феб», названный так по имени Бога Солнца. Его участниками были «Осрам» (Германия), «Филипс» (Голландия), «Дженерал Электрик» (Великобритания), и другие. Кроме того, негласно к нему примыкали и оба ведущих крупнейших американских производителя, таких как «Вестингаус» и «Дженерал Электрик».


Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, относящихся чувствительно к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть как схожими (алюминий, сталь), так и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Новым претендентам трудно проникнуть на подобный рынок, поэтому образуется небольшое число продавцов. Каждый продавец четко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если вдруг какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, то покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист – это человек, который никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Самая главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы (участницы данного рынка). Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов – это олигополистическая взаимосвязь. Но она же может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Последнее имеет место быть только тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка. Когда соглашение является открытым и оформленным, и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.

Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Иными словами, олигополистический рынок, как правило, требует индивидуального подхода. В современной экономике олигополия является одной из самых распространенных структур. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру рынка.