Файл: Понятие государственной собственности ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует заметить, что в России на протяжении прошлого столетия дважды имела место ломка отношений собственности. Первая произошла в сентябре 1917 года и завершилась огромнейшей катастрофой, последствия которой на себя ощущало не одно поколение. Вторая имеет место в наши дни. Основная цель ее заключается в возврате отношениям собственности их подлинного содержания, создании достаточно широкого слоя именно частных собственников, который явился бы социальной опорой нынешнего строя.

Для успешного развития собственности обязательно выполнение многих, как экономических, так и социальных условий, в частности, требуется пересмотр непосредственного отношения к собственности в новых экономических условиях.

С демократизацией российского общества зародились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи с чем были предприняты попытки реализации такой цели, причем, нередко не самые удачные, однако, по мнению автора, достойные рассмотрения, так как именно с них началась немедленная и достаточно болезненная ломка старых экономических стереотипов.[7]

3 Проблемы управления государственной собственностью

Любое общество обладает определенной совокупностью материальных благ, формирующих в пределах отдельного государства его национальное богатство. Потребление национального продукта, которое осуществляется для удовлетворения интересов и потребностей субъектов общества, реализуется посредством его присвоения. В историческом своем развитии присвоение проходит разные формы, приобретая наиболее развитую форму – форму собственности.

Процесс такового развития находит свое закрепление в системе юридических норм, которые в настоящее время право собственности рассматривают в триединстве владения, распоряжения и пользования.

С данной точки зрения понятие собственности, в первую очередь, представляется юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства.[8]

В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее время, возможные субъекты права собственности закреплены, как граждане, юридические лица, Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.


Учитывая, сто производственное и непроизводственное потребление национального богатства формирует систему и цели интересов любого субъекта собственности, то приведенную выше их классификацию необходимо признавать исчерпывающей, поскольку она предусматривает возможность реализации личных интересов отдельных граждан, коллективных интересов работников организаций, а равно населения муниципальных и территориальных образований и федеральных интересов в целом.

Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ происходит ими посредством их присвоения, отражающего совокупность общественных условий, которые они необходимы для совершения ими тех или иных действий над ограниченными элементами национального богатства.

Пользование представляет собой реальное проявление присвоения, которое означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением в целях извлечения пользы и предполагает наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.

При этом нельзя отождествлять реальное пользование и право пользования. Данное право собственник на определенных условиях вправе делегировать другому пользователю.

С другой стороны, пользование может реализовываться при отсутствии прав при развитии теневых отношений присвоения, либо нарушения условий пользования, которые определены собственником.

Реальное пользование предполагает обязательное его совмещение с другой формой присвоения, а именно, распоряжением. Распоряжение являет собой такого рода форму присвоения, которая означает возможность других, кроме потребления, действий с объектами собственности, т.е. продажи, безвозмездной или возмездной передачи в пользование. Такую форму присвоения можно определить как право регулирования использования ограниченных благ, из которых формируется функция управления. В данном случае управление следует определить в качестве комплекса возможных воздействий субъекта собственности на объект.

Реальная область распоряжения может не совпадать с областью предоставленных прав, формируя, таким образом, его теневую составляющую.

Собственность, являясь наиболее полной формой присвоения, соединяет пользование и распоряжение и означает, что собственник выполняет абсолютно любые действия в отношении принадлежащих ему благ, в полном объеме присваивает полезный результат и несет весь объем материальной ответственности за свои действия.[9]


Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия в данном процессе органов федерального управления. Особая роль в этом отведена Министерству государственного имущества Российской Федерации, специализирующемуся на разрешении задач управления государственной собственностью, в связи с чем должно наделяться властными полномочиями, которых было бы достаточно для выполнения им своих основных функций.

Управление федеральной собственностью обладает важными и сложными вопросами. Многие моменты, которые связаны с данным процессом, пока не имеют достаточного теоретического обоснования и, соответственно, требуют проведения достаточно широкого круга специальных научных исследований, в том числе и юридических. По мнению автора, для четкого понимания и грамотного правового разрешения вопросов управления федеральной собственностью необходимо ввести основные понятия и определения, которые будут использоваться в процессе правового регулирования управления федеральной собственностью.

Федеральная собственность, которая представляет собой совокупность объектов недвижимого имущества, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и иных составляющих национального богатства, право пользования, владения и распоряжения которыми принадлежит исключительно Российской Федерации.

Объект собственности представляет собой организационно обособленную часть национального богатства, которая юридически закреплена за конкретным собственником, либо группой таковых.

Незакрепленная часть федеральной собственности, в соответствии с положениями Гражданского кодекса российской Федерации, слагает казну Российской Федерации.

Федеральная собственность включает в себя предприятия трех организационно-правовых форм, а именно: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и Акционерные общества с федеральной долей собственности.

В качестве субъектов управления государственной собственностью выступает Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, иностранные государства, как российские, так и иностранные физические и юридические лица.

Право собственности отнесено к категории вещных прав, суть которых состоит в прямом господстве над вещью, что подразумевает использование ее управомоченным лицом в своих интересах и в исключительности осуществления таковой возможности.


Субъективное право собственности слагается из трех основных правомочий, а именно: владения, пользования и распоряжения.

В рамках классификации федеральной собственности, которая существует в настоящее время, выделяется несколько видов собственности, в частности: недвижимость; государственные унитарные предприятия; пакеты акций, которые находятся в федеральной собственности.

Обращение к Гражданскому кодексу Российской Федерации в качестве логической основы для определения собственности в качестве объекта управления, а в последующем для определения допустимых правовых и иных операций – класса управляющих воздействий на собственность понимается в качестве гарантии строгого, обоснованного на законодательной основе правового пространства управления государственной собственностью.

Заключение

Итак, подводя итоги проделанной работе, можно сделать определенные выводы.

Собственность относится к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении веков ведут дискуссии многие ученые.

Истоки собственность в качестве экономического отношения находятся еще у истоков становления человеческого общества. На монополизации разного рода объектов собственности держатся все важнейшие формы экономического и внеэкономического принуждении к труду.

Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства, либо из собственности на капитал.

С одной стороны, освобождение от личной зависимости привело к юридическому равноправию всех граждан, а с другой – к новому виду отношений: власти одних и зависимости других.

В юридической литературе, равно, как и в социально-экономической, достаточно широкое распространение имеет определение собственности в качестве присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и путем определенной общественной формы, либо как самой общественной формы, путем которой совершается присвоение.

При подготовке работы автором была предпринята попытка обобщить весь собранный материал, однако в процессе рассмотрения избранной темы имело место большое количество вопросов, на которые в ближайшем будущем, возможно, будут найдены ответы. Пройдет еще немало лет, прежде чем перед обществом предстанут реформы в отношениях собственности – и правовые и экономические. Для этого весь многонациональный народ Российской Федерации просто обязан осознать всю сложность нынешней ситуации и приложить максимум усилий, дабы реформы прошли в интересах всего населения России, а не только определенных узких структур. Одним словом, успешное развитие экономики, как и выход ее из кризиса зависят от совместных действий всего населения России в общем и от каждого индивида, в частности.


Список литературных источников

Нормативные правовые акты

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/

2 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994г № 51-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016г № 354-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2012г № 15-П. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/

3 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г № 314 в редакции Указа от 12 мая 2016г № 224. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/

Учебная и научная литература

4 Вечтомова Н.Г. Система государственного управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Вечтомова. – Киров: Радуга-Пресс, 2012г. – 133с.

5 Воронова О.Н. Гражданское право: учебник для среднего профессионального образования / О.Н. Воронова, А.Г. Мартиросян. – М.: Проспект, 2016г. – 174с.

6 Дойников И.В. Управление государственной собственностью: учебное пособие / И.В. Дойников. – М.: МПСУ, 2012г. – 183с.

7 Корнилова Н.В. Вещные права в российском гражданском праве: монография / Н.В. Корнилова. – М.: Статут, 2014г. – 323с.

8 Мартыненко Т.В. Государственная собственность в современной России: проблемы управления и тенденции развития / Т.В. Мартыненко. – Ростов-н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2013г. – 176с.

9 Стародумова С.Ю. Актуальные вопросы гражданского права: сборник работ студентов и преподавателей Кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета / Сост. С.Ю. Стародумова [и др.] – М.: РГСУ, 2013г.

10 Черкасов Г.И. Общая теория собственности: монография / Г.И. Черкасов. Изд. 4-е, дораб. – М., 2012г. – 398с.

11 Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества, находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право. – 2011г. - № 4.

  1. Мартыненко Т.В. Государственная собственность в современной России: проблемы управления и тенденции развития / Т.В. Мартыненко. – Ростов-н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2013г.

  2. Вечтомова Н.Г. Система государственного управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Вечтомова. – Киров: Радуга-Пресс, 2012г.

  3. Дойников И.В. Управление государственной собственностью: учебное пособие / И.В. Дойников. – М.: МПСУ, 2012г.

  4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г № 314 в редакции Указа от 12 мая 2016г № 224. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/

  5. Воронова О.Н. Гражданское право: учебник для среднего профессионального образования / О.Н. Воронова, А.Г. Мартиросян. – М.: Проспект, 2016г.

  6. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: монография / Г.И. Черкасов. Изд. 4-е, дораб. – М., 2012г.

  7. Стародумова С.Ю. Актуальные вопросы гражданского права: сборник работ студентов и преподавателей Кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета / Сост. С.Ю. Стародумова [и др.] – М.: РГСУ, 2013г.

  8. Шокотько М.А. Основные проблемы определения правового режима имущества, находящегося в муниципальной собственности // Административное и муниципальное право. – 2011г. - № 4.

  9. Корнилова Н.В. Вещные права в российском гражданском праве: монография / Н.В. Корнилова. – М.: Статут, 2014г.