Файл: Классификация методов обучения и познавания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники, а также был использован практический опыт работы в разных компаниях.

Глава 1 Понятие и характеристика методов обучения и познавания

1.1 Классификация методов обучения и познавания

Понятие метода обучения и познавания является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными моментами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Многие склонны считать метод обучения и познавания способом учебно-познавательной деятельности студентов. Попытаюсь более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в активные методы обучениям общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения и познавания метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности наставника и студентов по достижению определенных учебно-познавательных целей.[1]

С этой точки зрения каждый метод обучения и познавания органически включает в себя обучающую работу наставника (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов. То есть, наставник, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную и практическую деятельность студентов (побуждает их к размышлению, активные методы обучения самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Иногда же, сам наставник не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует студентов к предстоящей познавательной и практической деятельности, а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по рабочей документации организации. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа наставника и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность студентов. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения и познавания следует понимать способы обучающей работы наставника и организации учебно-познавательной деятельности студентов по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.


Широко распространенным названием является также термин «приемы обучения и познавания». Прием обучения и познавания - это составная часть или отдельная сторона метода обучения и познавания. Например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у студентов практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ наставника, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение студентом показанных наставником действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков на практике. Другие методы обучения и познавания складываются из целого ряда специфических приемов.[2]

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения и познавания. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и познавания, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное, творческое и практическое овладение знаниями студентами.

Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения и познавания в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что студенты все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и активные методы обучения самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма.

Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей познавательной и практической работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки студентов. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы познавательной и практической работы.

Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения и познавания характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.


Некоторые преподаватели (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения и познавания необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания студенты. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения и познавания, исходя из характера учебно-познавательной деятельности студентов по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают активные методы обучения самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью наставника.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения и познавания подразделил на три основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и активные методы обучения контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения и познавания. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения и познавания выступают как способы организации, упорядоченной познавательной и практической деятельности студентов по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний,

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,

в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и познавания и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения и познавания можно разделить на пять следующих групп:


а) методы устного изложения знаний наставником и активизации познавательной деятельности студентов: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

в) методы активные методы обучения самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы познавательной и практической работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков студентов: повседневное наблюдение за работой студентов, устный опрос индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

1.2 Изложение знаний наставником и активизации учебно-познавательной деятельности студентов

К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis - устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения и познавания, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность студентов и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».

Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний наставником?

Рассказ и объяснение наставника. Это наиболее распространенные методы организации познавательной и практической работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала наставником, и активизации познавательной деятельности студентов. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения наставника, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении наставника. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, и доказательством положений излагаемого [3]


Лекция и рассказ применяются при сравнительно небольшом объеме получаемой информации. При работе со старшего возраста, приходится по темам устно преподносить значительный объем информации, и все изложение подобного материала осуществляется с лекции.

Слово латинского происхождения и на русский означает чтение. Традиция материала путем чтения заранее текста восходит к университетам. Впрочем, в Англии настоящего времени обязательным, профессор университета на занятия с лекции и им при материале студентам. В некоторых странах традиция утратила значение, и лекция означает столько чтение подготовленного текста, специфический метод изучаемого материала. В смысле под следует понимать метод обучения и познавания, наставник в сравнительно продолжительного устно излагает по объему материал, при этом активизации познавательной студентов.

Поскольку - это один методов устного изложения знаний наставником, вопрос отличия лекции, рассказа и объяснения. Из учебников пишется: «Лекция отличается от рассказа, что изложение не прерывается». В другой говорится о отличии: «Лекция с рассказом характеризуется большей строгостью изложения.»

В деле, лекция не перестает быть лекцией если наставник по ходу изложения материала обращается с вопросом. Наоборот, полезно поставить студентом вопрос, заставить их подумать, активизировать внимание. С другой стороны, нельзя не признать утверждение, что лекция отличается от рассказа большей строгостью, так как изложение материала является требованием к методам обучения и познавания.

Так же лекция от рассказа, и единственное отличие в том, лекция используется изложения более-менее объемистого материала, и она занимает весь урок. Естественно, с этим не только сложность лекции метода обучения и познавания, и ряд специфических особенностей.

Беседа или рассказ, и лекция к числу информационно-методов обучения и познавания. Беседа является диалогическим изложения учебного (от греч. dialogos - между двумя несколькими лицами), уже активные методы обучения по себе говорит о специфике этого. Сущность беседы в том, наставник путем правильно поставленных вопросов заставляет студентов думать, рассуждать, излагать изучаемые факты и в определенной последовательности подходить к теоретическим выводам.

Главное в беседе правильно задать тон для студентов, направить студентов к осмыслению и анализу материала пройденного материала. И как активный метод обучения к самостоятельному анализу новых тем, законов и т.д.