Файл: Классификация методов обучения и познавания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современный этап развития общества характеризуется динамичными изменениями социально-экономической сферы. Целью профессионального образования является, как активное содействие формированию и развитию личности, так и создание условий для реализации внутреннего субъектного потенциала каждого участника образовательного процесса. Особое значение в связи с этим приобретает развитие субъектности и формирование субъектной позиции студента.

Сформированная в вузе субъектная позиция студента является залогом его успешной учебно-профессиональной деятельности и обеспечивает целостность процесса его профессионально-личностного становления (Г.А. Аксенова, В.П. Бедерханова, Ф.И. Блиева, Ю.Л. Блинова, Н.М. Борытко, Н.М. Сажина и др.). Именно субъектная позиция обеспечивает специалисту социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионального пути и противостоять профессионально-личностным деформациям, повышает его конкурентоспособность при различных реорганизациях.

В психолого-педагогической науке разработаны исходные методологические основания, накоплен определенный теоретический и экспериментальный материал по формированию профессиональной субъектной позиции личности, однако недостаточно полно описаны технологии, педагогическое обеспечение процесса становления студента субъектом собственной образовательной и профессиональной деятельности. В настоящее время профессиональное образование нуждается в средствах, позволяющих решать его задачи на новом уровне, поэтому актуальной проблемой, стоящей перед ним, становится поиск и использование новых нетрадиционных средств, форм, методов обучения.

Проблема использования активных методов образования периодически возникает в теории и в практике образования. Анализ состояния отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о том, что в науке созданы определенные предпосылки для исследования обозначенной проблемы.

Реформирование высшей школы, переход на многоуровневую систему профессиональной подготовки, стандарты третьего поколения требуют выявления и использования потенциала активные методы обучения для решения задач совершенствования профессиональной подготовки студентов, выявления психолого-педагогических условий, при .которых применение активные методы обучения способствует, с одной стороны, результативности профессионального обучения, повышению его качества, с другой - развитию субъектной позиции будущего специалиста, что и составляет проблему исследования.


Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения и познавания, индивидуальных способностей и личностного развития. Методы обучения и познавания — это способы совместной деятельности наставника и студентов, направленные на достижение ими образовательных целей. Существуют и другие определения методов обучения и познавания. Методы обучения и познавания есть способы работы наставника и новых студентов, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил.

Таким образом, понятие метода обучения и познавания отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы наставника и познавательной деятельности студентов по достижению целей обучения и познавания новой специальности, либо другой познавательной части.

Цель данной работы:

- выявление педагогического потенциала методов обучения для реализации и развития субъектной позиции студентов в процессе профессиональной подготовки и психолого-педагогических условий, при которых их применение наиболее эффективно;

- изучение классификации методов обучения и познавания.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- Изучить классификацию методов обучения и познавания;

-Рассмотреть изложение знаний наставником и активизации учебно-познавательной деятельности студентов;

- Изучить методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебным материалом и знакомство с рабочей документацией организации;

- Рассмотреть методы активные методы обучения самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала, ведение дел в рамках своей профессии.

Объект исследования — процесс реализации и развития субъектной позиции студентов в ходе профессиональной подготовки.

Предмет исследования - педагогические возможности активных методов обучения для реализации и развития субъектной позиции студента в учебном процессе вуза.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что у студентов к началу учёбы в вузе уже сформирован субъектный потенциал на уровне средних значений, обеспечивающих реализацию и развитие субъектной позиции студента в учебной деятельности при соблюдении трех групп психолого-педагогических условий (требования, относящиеся к среде, преподавателю, студенту), за счёт чего повысится эффективность их профессиональной подготовки.


Задачи исследования:

1) выявить содержание понятия «субъектная позиция личности» в профессиональном обучении, выделить её характеристики и показатели, определить психолого-педагогические условия её развития в высшей школе;

2) на основании содержательного анализа понятия «методы обучения» и изучения их классификации.

3) на теоретическом и практических уровнях выявить возможности активных методов для проявления и развития студента и успешности его профессиональной подготовки в учебном процессе вуза;

4) выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие и реализацию субъектной позиции студента в учебной деятельности в процессе использования активных методов обучения.

Теоретической основой исследования стали работы, посвященные проблемам исследования профессионализма и профессионально-личностного развития (А.А. Деркач, Ф.Н. Гоноболин, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, К.К. Платонов, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, Н.С. Розов, Н.Ю. Синягина, В.А. Сластенин и др.); теоретические положения о развитии личности и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков,

Методы исследования: общенаучные, эмпирические.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе - подбирался, изучался, систематизировался и осмысливался теоретический материал по проблемам развития субъектной позиции личности, активизации процесса обучения, отбирались методики.

На втором этапе - проводились эксперименты и опытно-экспериментальная работа по развитию субъектной позиции личности студента с применением различных методов обучения; осуществлялась диагностика эффективности различных методов обучения как средства развития субъектной позиции студента.

На третьем этапе - обрабатывались полученные результаты; формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации по организации обучения студентов.

База исследования: факультет управления и психологии «Орский государственный университет» в г. Орске. Всего в исследовании приняли участие 10 студентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) уточнено понятие «методы обучения» в контексте субъектного подхода (методы, содержащие потенциал для реализации и развития субъектной позиции студентов, создающие условия для проявления их активности и самостоятельности в решении образовательных задач в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса;


2) выявлена «имитационная субъектная позиция» как характеристика личности субъекта, несущая в себе противоречие между ценностно-смысловой и пространственно-временной составляющими, что приводит к имитации активности;

3) экспериментально доказана возможность положительного воздействия активных методов обучения в целом на реализацию и развитие субъектной позиции студента в учебном процессе вуза и прежде всего таких характеристик личности, как активность, автономность, опосредованность;

4) выявлены три группы психолого-педагогических условий использования активных методов обучения в контексте субъектного подхода в профессиональном образовании и определено влияние каждой из них на степень реализации и развития субъектной позиции студента:

а) условия, связанные с требованиями к организационной среде: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, целостности и динамичности учебного процесса; открытость и многоканальность коммуникации; учет личностных особенностей студентов; создание ситуаций выбора и методы обучения определения;

б) условия, связанные с требованиями к педагогу: наличие развитой субъектной позиции; способность и желание работать с помощью активных методов обучения; высокий уровень методы обучения контроля и методы обучения регуляции, коммуникативная компетентность, учет личностных особенностей студентов;

в) условия, связанные с требованиями к студенту: активность и включенность в учебный процесс, низкий уровень тревожности и агрессивности; осознание целей обучения и методы обучения мотивация на достижение учебных результатов; коммуникативная компетентность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширено понимание категории «активных методов обучения» как методов, содержащих потенциал для проявления и развития субъектной позиции студентов, создающих условия для проявления их активности и методы обучения самостоятельности в решении образовательных задач в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса; определены психолого-педагогические условия, влияющие на развитие субъектной позиции студента; теоретически обоснована и эмпирически доказана возможность применения активных методов обучения как эффективного средства развития субъектной позиции студента; раскрыто содержание нового понятия «имитационная субъектная позиция личности».

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы общие рекомендации, направленные на обеспечение наибольшего развития субъектной позиции студента при педагогическом взаимодействии с применением активных методов обучения (психологическое тестирование студентов с целью выявления потенциала развития личности и построение лекционных и семинарских занятий с учетом психологических особенностей студентов и каждой конкретной группы; создание эмоциональной связи между субъектами образовательного процесса; формирование положительного отношения к цели педагогической деятельности и методы обучения деятельности; осознание студентами необходимости развития субъектной позиции; постепенный переход к инновационным формам обучения; создание условий для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов и обеспечение при этом условий для адекватные методы обучения оценки студентов в ходе процесса обучения на основе методов обучения контроля). Реализация предложенных в работе общих рекомендаций применения определенных методов обучения значительно повысит качество приобретаемых знаний, создаст благоприятные условия для раскрытия личностных качеств, разовьет субъектную позицию студентов и позволит преподавателям выбрать наиболее эффективный метод обучения.


Выявленные характеристики имитационной субъектной позиции позволят преподавателям корректировать содержание и формы организации учебного процесса с целью формирования собственно субъектной позиции студентов. Разработанные и опытным путем апробированные психолого-педагогические условия могут быть использованы в работе других образовательных учреждений, а также в процессе подготовки и переподготовки педагогов средней и высшей школы.

Степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов обеспечивается анализом научных работ по проблемам исследования при определении исходных теоретико-методологических позиций, междисциплинарным подходом к изучению предмета исследования, применением различных методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам, долговременностью эксперимента, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе и положительной динамикой результатов исследования.

Надежность результатов обеспечивается применением принятых в науке валидных методик получения эмпирических данных, общепризнанных статистических методов обработки результатов, широтой выборки.

Результаты исследования используются преподавателями ОГУ на лекционных курсах и на практических занятиях при подготовке специалистов по направлениям «социальная работа» и «государственное и муниципальное управления», а также по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Можно выделить следующие положения:

1. Методы обучения обладают разным педагогическим потенциалом развития личности, поэтому среди них можно выделить «активные методы», сущностной характеристикой которых является возможность реализовывать субъектный потенциал личности за счёт того, что при их использовании происходит интенсивное вовлечение каждого студента в мыслительную и поведенческую активность (активность на уровне преподавателя) в процессе взаимодействия всех участников; образовательному процессу придаётся личностно-смысловая направленность, творческое начало.

2. Применение активных методов обучения - эффективное средство развития субъектной позиции студента лишь при соблюдении трех групп психолого-педагогических условий: 1) требования, относящиеся к среде; 2) требования, относящиеся к преподавателю; 3) требования, относящиеся к студенту. Несоблюдение одновременно двух любых групп условий снижает эффективность применения определенных методов обучения, как средства развития субъектной позиции студента. Предполагаемая совокупность теоретически обоснованных психолого-педагогических условий, которые должны соблюдаться при применении 1 активных методов обучения, способствует росту и реализации субъектных показателей по всем выделенным шкалам (таким характеристикам личности, как активность, автономность, опосредованность), т.е. обеспечивает реализацию и развитие субъектной позиции студента в учебной деятельности. При соблюдении указанных условий применение определенных методов обучения, способствует снижению уровня тревожности и агрессивности, повышению успеваемости, улучшению психологического методов обучения чувствия студентов.