Файл: Классификация методов обучения и познавания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому, при проведении беседы, осмыслению нового, необходимо ставить так, чтобы они не давали односложных утвердительных или отрицательных ответов, а рассуждали, давали различные доводы и в результате студенты вычленяют признаки изучаемых предметов и явлений, и таким приобретают новые уменье решать сложные и простые задачи. Так К.Д. Ушинский сказал: «….и усиливать сложность вопросов и ответов, есть одна из главнейших педагогических привычек. Не менее и то, вопросы имели последовательность и которые позволят глубоко осмысливать логику усваиваемых [4]

Указанные особенности беседы, ее весьма сложным характером, методом обучения и познавания. Однако этого метода недостаточно для усвоения некоторых материалов, ибо далеко не всякий материал можно излагать беседой. Этот чаще всего тогда, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и по ней уже имеется определенные представления или наблюдения, осмысливать ее и знания эвристическим (греч. heurisko - ) путем. Если материал сложный у студентов по нему необходимых представлений, излагать его не с эвристической беседы, иной раз этот метод, а рассказ, или лекцию.

Следует отметить, изложение материала требует затраты учебного процесса. Вот почему полезно объяснить более экономным в затраты времени скажем, с того же с тем, уделить больше организации письменных и упражнений.

Методы изложения нового наставником, правило, с применением наглядности. Вот роль играет иллюстрации и учебных пособий, иногда называют -демонстрационным методом (лат. illustratio - наглядное пояснение и demonstratio). Сущность этого состоит в том, что в познавательные и практические работы используется с помощью иллюстраций, т.е. пояснение, все же демонстрирует или иное пособие, которое может, со стороны, восприятие и изучаемого материала, и выступать источником новых видов.

Эффективность иллюстраций и в значительной зависит от сочетания слова и от умения вычленять те особенности, в большей степени раскрывают сущность предметов и вещей.

При методах устного преподнесения знаний, наставником следует остановиться на вопросах, с возбуждением студентов по их осмыслению материала.

Восприятие на слух - трудное, от студентов внимания и усилий. Недаром К.Д. Ушинский говорил: что при ведении урока, некоторые из студентов могут присутствовать, а мысленно отсутствовать, и внутренне – думать о своем, а иногда вовсе же совсем «без мысли в». Об этом писал С. Т. Шацкий, на то, нередко студенты погружаются в «сон», т.е. лишь видимость, но быть безучастными и не теме излагаемого материала. Это, однако, не самими устного изложения как таковыми, а неумелым применением.


Каким образом, можно изменить пассивность студентов при устном изложении материала и найти их активное восприятие на изучение новых тем. Определяющее значение в этой задачи – два: во-первых, активные методы обучения и изложение наставником должно быть содержательным в отношении, и интересным форме, во-вторых, в процессе изложения знаний применять особые приемы, мыслительную активность и способствующие их внимания.[5]

Один этих приемов в том, при устных знаниях наставник ставит проблемные ситуации, перед студентом, и задачи, которые им решить в восприятия излагаемого материала. Самым доступным в данном преподнесении нового является достаточное и четкое определение темы материала и тех основ, в которых необходим разобраться студентам. В ситуации, когда студенты переживают противоречия между знанием, опытом и незнанием, возникает потребность в решении этих противоречий, и тут начинает проявляться активность. В познавательной активности роль играет наставник, побуждая к осмыслению и последовательности в изучаемой темы, к в ней особо важных положений.

Хороший в активизации деятельности студентов, устном изложении дает пример, который ставит их необходимостью делать, сопоставлять новые примеры и с тем, изучалось ранее. Например, К.Д. Ушинский на огромную роль в сравнении в познавательной деятельности студентов считал, что сравнение есть всякого рода понимание, и что все познаётся в сравнении.

Психологического воздействия на сравнительно-мыслительную деятельность пытался в свое время раскрыть Гельвеций. «Всякое предметов между - писал он, - внимание; внимание предполагает, а всякое - побуждение, сделать это».

В восприятии изучаемого материала существенное значение имеет, умение наставника по-своему изложить тему, дать ему определенный характер, сделать его живым. И прежде всего, не следует считать, что учебный материал, сам по себе содержит множество возбуждающих факторов, активизирующих любознательность и активность студентов. К ним относятся: научные сведения, факты, выводы, подход к сложившимся представлениям, проникновение в явления и т.д.

Учитывая, наставнику необходимо заботиться о том, чтобы не свое изложение давать к пересказу учебника, а его более по содержанию, его новыми и интересными фактами. Так К.Д. Ушинский сказал, что изучаемый «должен представлять в нас новость, новость интересную, т.е. новость, или дополняла бы, или подтверждала, либо опровергала, разбивала то, уже есть в душе, т.е., словом, новость, что-изменяла бы в уже у укоренившихся».


Важным моментом в обучении является применение принципа демонстрации картин, рисунков, а также опытов и т.д. Недаром говорят, что наставник, претендующий на ум, должен прежде упражнять их к наблюдению, от их восприятия к самоанализу.

Таковы важные активизации познавательной методики студентов при изложении наивысших знаний.

Работа над новым материалом, в устном изложении, как правило, заканчиваться кратким формулированием теоретических закономерностей. Эти не всегда надо делать. Нередко наставник, просит самих студентов сделать основные выводы, изучаемого материала, особенно если материал излагается в форме беседы. Все также активизирует деятельность студентов.

Рассмотренные выводы, позволяют выделить приемы изложения материала методами объяснения, и эвристической форме в сочетании и с демонстрациями. К приемам относятся

а) темы нового и определение старого, которые должны усвоить студенты;

б) материала наставником с иллюстраций, а также активизации мыслительного процесса студентов;

в) изложенного материала, основных выводов, закономерностей.

Указанные основы познавательной и практической работой над новым, присущи всем устного изложения материала наставником. Здесь, необходимо остановиться на тех особенностях, присущих лекции.

Поскольку излагается значительный объем информации, учебный план на темы не только устно, но и можно записывать на доске или вывешивать в виде таблицы. Этот следует рекомендовать записывать в тетрадь.

Весьма большое значение имеет, в процессе лекции рассмотрение разнообразных приемов, активизации деятельности студентов и их внимания.

Кроме приемов, роль студентов делать записи или вести конспект.

Глава 2. Характеристика методов обучение

2.1 Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником

Устное знаний наставником с первичным и осмыслением студентом. Но, отмечал М.А. Данилов, «являющиеся результатом этапа обучения и познавания, являются еще активного, мышления и студентов». Об же писал Н.М. Верзилин, на то, научные понятия не сразу, а через ряд событий, на каждой из которых происходит памяти фактическим его более и всесторонний способствующий тому, усваиваемые выводы, или правила интеллектуальным достоянием студента. В этом объяснение материала наставником следует рассматривать ступень познавательной и практической, исходя из выше закономерности, большое значение последующей познавательной и практической по усвоению (запоминанию и глубокому осмыслению) материала. Какие методы используются в случае?[6]


Этот метод всего применяется, когда изложенный материал является несложным и его усвоения использовать приемы (повторения). Суть беседы в случае заключается в что наставник с умело поставленных побуждает студентов к воспроизведению изложенного с целью более глубокого и усвоения.

Беседа –это метод усвоения, только что воспринятого нового материала, используется по предметам.

Работа в преподнесение учебного предмета, новой и сложной темы, вызывающей затруднения и усвоения у студента – является наивысшим достижением наставника-преподавателя. В случаях, после изложения новой темы, наставнику всегда целесообразно заводить беседу по усвоению нового материала. Лучше всего, дать возможность студентам самостоятельно разобрать данную тему, а затем проводить беседу.

Следовало бы, на каждом уроке, после объяснения новой темы, наставнику давать студентам возможность самостоятельно работать с книгой. Это обусловливается познавательной деятельности. Чтобы усвоить тот или иной материал, неоднократное обращение к изучению. Всякая работа, она правильно не только лучшему запоминанию, но и находить в новые детали и глубже подходить к осмыслению. На это не всегда хватает времени. [7] Нужно правильно спланировать работу, чтобы студенты не просто читали, а продолжали глубоко осмысливать изучаемый материал. Важнейшими при использовании метода являются:

а) постановка цели с учебником,

б) вопросов, должны быть студентом,

в) порядка самостоятельной и приемов

г) за ходом работы и помощи отдельным

д) по закреплению материала

2.2 Методы самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала

Наряду с изложением изучаемого материала наставником, значительное в процессе занимают методы работы студентов по восприятию у них новых знаний.

Все же заключается, что для активных методов обучения необходим самостоятельный, познавательный и практический процесс. Раскрывая это Б.П. Есипов писал, что «работа студентов, это процесс - это работа, выполняется без участия наставника, но по его в специальной программе для этого, при этом студент сознательно стремится к достижению поставленной цели, и свои усилия применяет в той иной форме, в рамках своих умственных возможностей.»[8]


Работа по осмыслению и новых знаний и новых возможностей проходит, как у преподавателя-наставника, так и у студента. Сущность метода заключается в том, что овладение знаниями осуществляется каждым учеником вдумчивого изучения содержащихся фактов, и вытекающих из них теоретических и практических (правил, законов и т.д.), этом одновременно со знанием, студенты приобретают умение работать с данное время и в данный час, с определением заданных факторов. Быть, и является безупречным, но, не менее, дает достаточное представление этого метода и в нем, все его важные взаимосвязанные активные методы обучения, самостоятельное овладение изучаемым материалом и умения работать с литературой.

Применение метода имеет историю. В 20-З0-е когда в образовательных центрах предпринимались попытки комплексно- а затем -лабораторного метода, а вместо (при этом они считались..) использовались так «рабочие книги, которые содержали таким образом местный фольклор» самостоятельная работа студентов по приобретению находила широкое применение, параллельно принижалась роль наставника в учебном процессе. Когда же методы, как и универсальные, так и прочие были отменены, тяжесть познавательной и практической была переложена на наставника: который обязан был объяснять каждую тему. Это снижало значение работы студентов, более того, некоторые наставники пытались организовать на самостоятельную работу студентов по овладению материалом, попытки подвергались уничтожению.

Положение стало изменяться, когда остро встало повышение качества образования студентов. В XX веке появилась статья Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой с характерным названием: «Раскрыть…». Ее авторы особое внимание уделяли, вопросам улучшения работы студентов на уроке, проблемы не будут решены, пока не будет учебников и литература. Поэтому ставшего традиционным «Закрыть учебники» на занятиях, они стали применять разнообразные методы познавательной и практической работы, с целью познавательной деятельности. Именно, со временем наметился план к наиболее рациональному и практическому использованию и совершенствованию работы с в процессе занятий и обучения студентов.

Чтобы работа с учебником на уроке давала эффект, необходимо было соблюдать требования:

1. Прежде всего, существенное значение и правильный выбор темы, самостоятельного изучения по учебникам. Но известно, что не всякий студент может без объяснения темы наставником- преподавателем самостоятельно изучить тему. Многие темы несли в себе новые сведения, вступительный или мощный характер. Именно они вызывали у студентов большие трудности. Естественно, по таким темам, не следует студентов судить и оценивать, ведь именно к такой работе нужно подходить серьезно и объяснять преподавателю, сущность данной проблемы, цели, идеи. Такое соблюдение принципа обучения и познавания является из одним из условий четкой и сконцентрированной, самостоятельной работой студентов с целью получения и усвоения нового материала.