Файл: Международный финансовый учет (сущность стандартов МСФО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо тщательно продумать возможные последствия предлагаемых шагов по сближению учета по РПБУ и МСФО (влияние на налоговую нагрузку, изменение оценки рентабельности и финансовой устойчивости предприятия), а также необходимые организационные процедуры в масштабах компании по внедрению предлагаемых изменений.

Задачей третьего (информационного) этапа является получение информации, необходимой для расчета сумм корректировок. С ее помощью в дальнейшем выполняется реклассификация объектов бухгалтерского учета, составляются корректирующие проводки, т.е. осуществляются последующие этапы трансформации. Кроме того, собранные данные послужат основой для примечаний к финансовым отчетам, подготовленным по МСФО. По мнению авторов, сбор информации необходимо начать с исследования общих требований к составлению отчетности в формате МСФО. Несомненно, профессионально подготовленные специалисты, которые проводят трансформацию отчетности регулярно, знают содержание этих требований. Тем не менее, международные стандарты постоянно пересматриваются, в результате чего появляются их обновленные версии, содержащие изменения, которые могут носить существенный характер.

Кроме того, при составлении первой отчетности по МСФО следует придерживаться специфических требований, содержащихся в МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО». Под такой отчетностью понимается первая годовая финансовая отчетность, в которой организация принимает МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии отчетности МСФО. В МСФО (IFRS) 1 определено, что компания должна составить начальный баланс по МСФО на дату перехода на этот вид отчетности. При составлении отчетности по международным стандартам впервые необходимо показать, каким образом переход на ее составление повлиял на финансовое положение компании, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств.

Следующим шагом должен стать сбор необходимой информации. Сбор сведений производится в соответствии с предварительным перечнем корректировок, составленным на аналитическом этапе. Для систематизации сбора данных целесообразно разработать и утвердить приказом по предприятию внутренний регламент подготовки данных для формирования МСФО-отчетности. В этом регламенте должно быть приведено описание необходимых данных, закреплены ответственные за подготовку руководители подразделений компании, установлены сроки и формы представления сведений. Введение в действие данного регламента сократит сроки получения информации и обеспечит ее сопоставимость в разных периодах. Качественное информационное обеспечение играет ключевую роль в процессе трансформации отчетности, так как от него зависит точность вносимых в отчетные формы поправок.


Далее следует четвертый (рабочий) этап, задача которого – внесение корректировок в российскую бухгалтерскую отчетность. Трансформационные записи позволяют исправить неточности и нарушения, российских правил учета, а также устранить выявленные различия между МСФО и действующей системой бухгалтерского учета в России.

Заключительным шагом рабочего этапа будет составление пакета финансовых отчетов по международным стандартам на основе скорректированных данных бухгалтерской отчетности по РПБУ. Полный комплект финансовой отчетности по МСФО включает: отчет о финансовом положении, отчет о совокупной прибыли, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств и примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации.

После этого можно перейти к завершающему, пятому контрольному этапу трансформации отчетности. Ввиду того что трансформация отчетных данных предполагает выполнение сложных расчетов и внесение в отчетность по РПБУ большого числа корректировок в сжатые сроки, в процессе ее проведения существует высокая вероятность допущения ошибок. В связи с этим задачей контрольного этапа является обеспечение достоверности сформированной отчетности по международным стандартам.

Завершающим шагом контрольного этапа и трансформации в целом будет устранение выявленных в ходе проверки существенных ошибок и искажений путем внесения необходимых исправлений в международную отчетность.

Как правило, после выполнения трансформации и прохождения аудиторской проверки выявляются проблемные области деятельности компании, к числу которых можно отнести недостатки проведения инвентаризации, невыявление обесценившихся финансовых вложений, несвоевременное оприходование ТМЦ и услуг и др. Бухгалтерская служба предприятия (либо иное подразделение, составляющее МСФО-отчетность) должна оперативно выносить данные вопросы на рассмотрение менеджмента предприятия соответствующего уровня. На наш взгляд, рассмотрение проблемных вопросов также представляет собой элемент контрольного этапа трансформации отчетности и позволяет руководству организации своевременно принять меры по устранению выявленных недостатков.

Таким образом, предложенная методика трансформации отчетности позволит выполнить необходимые организационные мероприятия, выявить и уточнить область корректировок, собрать требуемую информацию, сделать соответствующие трансформационные записи и обеспечить достоверность финансовой отчетности по международным стандартам.


3.2 Различия РСБУ и МСФО

Прежде всего, необходимо определиться с тем, что следует понимать под системами российских и Международных стандартов финансовой отчетности. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время в научной и учебной литературе очень часто применяется термин «Международные стандарты финансовой отчетности», под которыми понимаются исключительно стандарты для негосударственного сектора. Вместе с тем на сегодняшний день система Международных стандартов финансовой отчетности гораздо шире и включает в себя не только стандарты для негосударственного сектора, но и стандарты для общественного сектора, а также стандарты для малых и средних организаций. Так, в конце XX в. был создан Совет по Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора, который начиная с 1997 г. разработал и утвердил 32 стандарта для указанного сектора. А в 2009 г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности был выпущен Международный стандарт для малых и средних организаций. Таким образом, система Международных стандартов финансовой отчетности в настоящее время гораздо шире по сравнению с той, какой она была до конца XX в. Современная система указанных стандартов представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Современная система Международных стандартов

финансовой отчетности

Поскольку, как уже отмечалось ранее, в настоящее время существуют некоторые разночтения при трактовке термина «Международные стандарты финансовой отчетности», введем следующие обозначения. Международные стандарты финансовой отчетности (в широком смысле), включающие стандарты негосударственного и общественного (государственного) секторов, а также стандарт для малых и средних организаций, будем обозначать как МСФО. Международные стандарты финансовой отчетности для негосударственного сектора будем сокращенно называть МСФО НС. Отметим, что в английском оригинале и в русском переводе данные стандарты называются просто МСФО.

Для Международных стандартов финансовой отчетности общественного (государственного) сектора будем использовать уже известное сокращение МСФО ОС. А Международный стандарт для малых и средних организаций обозначим как МСФО для МСО.

Более подробная характеристика систем стандартов, входящих в систему МСФО, представлена в таблице 1.


Таблица 1

Сравнительная характеристика систем МСФО

Признаки сравнения

Система МСФО

Система МСФО НС

Система МСФО ОС

Система МСФО для МСО

Английское полное название системы стандартов и его общепринятое сокращение

В настоящее время: International Financial Reporting Standards (IFRS). Ранее: International Accounting Standards (IAS)

International Public Sector Accounting Standards (IPSASs)

International Financial Reporting Standards for Small and Medium Enterprises (IFRS for SMEs)

Организация, которая разрабатывает стандарты

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (англ. The International Accounting Standards Board (IASB))

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (англ. The International Public Sector Accounting Standards Board (IPSASB))

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (англ. The International Accounting Standards Board (IASB))

Количество стандартов, входящих в систему

28 стандартов с аббревиатурой "IAS" (с 1-го по 41-й с пропусками отмененных стандартов) и 15 стандартов с аббревиатурой "IFRS" (с 1-го по 15-й)

31 стандарт (с 1-го по 32-й стандарт за исключением 15-го стандарта, утратившего силу начиная с финансовой отчетности за 2013 г.)

Один стандарт, включающий 35 разделов

Год утверждения первого стандарта, входящего в систему

1974 г.

2014 г.

2015г.

Обратимся к системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету. Прежде всего, необходимо определиться с используемой терминологией. В настоящее время многими учеными для обозначения указанной системы применяется термин «российские стандарты бухгалтерского учета». Вместе с тем на сегодняшний день отечественная система учетных нормативных документов пока еще не содержит документов, имеющих статус стандартов. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон «О бухгалтерском учете»)[14] лишь указывает на то, что такие документы должны быть включены в российскую нормативную систему регулирования бухгалтерского учета. Исходя из сказанного, в представленной статье для обозначения действующих российских нормативных документов по бухгалтерскому учету будем применять термин «РНБУ».

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в настоящее время в системе РНБУ в отличие от системы МСФО отсутствуют полные комплекты нормативных документов бухгалтерского учета общественного (государственного) сектора и малых и средних организаций. Так, на сегодняшний день для государственного сектора[15] представлены лишь следующие документы:


  • инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;
  • инструкции по применению планов счетов различных типов государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные Приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н и от 23.12.2010 N 183н;
  • инструкции о порядке составления и представления отчетности, утвержденные Приказами Минфина России от 28.12.2010 N 191н и от 25.03.2011 N 33н.

В отличие от системы МСФО в системе РНБУ отсутствуют какие-либо нормативные документы, упрощающие ведение бухгалтерского учета средними организациями. Для малых же организаций в РНБУ[16] не содержится полного комплекта стандартов, регламентирующих упрощенное ведение учета различных активов, обязательств, капитала, доходов, расходов, финансовых результатов и хозяйственных операций. Так, персонально для указанных организаций в настоящее время существуют только Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795 об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, Рекомендации по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и обобщение практики применения законодательства (Информация N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). При этом следует отметить, что регламентации указанных Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, не приведены в соответствие с последними изменениями РНБУ (например, содержат счета бухгалтерского учета, применяющиеся в старом Плане счетов). Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что начиная с момента утверждения МСФО для МСО российскими учеными активно обсуждаются вопросы создания отдельных отечественных стандартов бухгалтерского учета для малых организаций. Кроме того, Планом Минфина России на 2012 – 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ[17] предусмотрена разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами. Таким образом, можно ожидать, что в будущем правилам ведения бухгалтерского учета в малых и средних организациях будет уделено еще большее внимание.