Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели функции и структура Международного валютного фонда)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди стран Восточной Европы рассмотрим отношения МВФ и Украины, поскольку проблемы этой страны обострены на мировом уровне. Не только острая политическая ситуация, но и глубокий финансово-экономический кризис поразили страну. В данных условиях ряд международных организаций приняли решение о выделении финансовой помощи, не исключением стал и МВФ. После принятия Верховной Радой Закона в 1992 г. «О вступлении Украины в МВФ, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций» программы, по которым Украина могла обратиться за займом в МВФ, не единожды изменялись и подвергались корректировке, хотя ни одна их них до конца не была выполнена. При том, что требования, которые были предъявлены к властям страны практически остались прежними. Но неоднократно сменяющиеся правительства Украины, ссылаясь на различные обстоятельства, подходили к выполнению своих обязательств перед МВФ формально, некоторые условия вообще были не выполнены, соответственно и транш от Фонда получен не был. В результате в 2009 г. сотрудничество было приостановлено.[8]

Начало программы сотрудничества между ними было положено в 2010 году, когда Киеву предусматривалось выделение кредита на сумму около 15 млрд долларов. В силу опасения обострения социальной напряженности в стране, условия, которые выдвигались в меморандуме МВФ властям Украины, остались невыполненными. Поэтому программа была заморожена и Киев не получил никаких кредитов. Для возобновления финансирования от Киева по настоянию МВФ требовалось выполнить ряд преобразований внутри страны.20 Во-первых, провести ряд мероприятий по оздоровлению финансовой системы страны. Это касалось отмены постановления Национального Банка Украины, которое обязывало банки формировать резервы под валютные кредиты в гривне, что выполнено не было. Во-вторых, проведение пенсионной реформы. Это условие было выполнено, так как в 2011 году началось преобразование пенсионной системы, касающееся в первую очередь увеличение пенсионного возраста. В-третьих, выдвигалось условие, согласно которому общий дефицит бюджета должен удерживаться на максимально допустимом уровне - на 2011 и 2012 гг. соответственно 2,5% и 3,5%. Также МВФ предложил увеличить резервный фонд госбюджета с 3 до 5 млрд. гривен, а также расширить прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц21. Четвертым условием было повышение тарифов на газ. Это было необходимо, по мнению экспертов МВФ, для обеспечения устойчивой работы НАК «Нафтогаз Украины» без привлечения бюджетных средств для покрытия постоянных финансовых потерь компании. Правительство Киева рассчитывало на переговоры с Россией о снижении цены на газ, тогда дефицит «Нафтогаза» можно было бы существенно уменьшить без увеличения тарифов. Однако переговоры с РФ относительно цены на газ не дали желаемого результата, а МВФ занял очень жесткую позицию в этом вопросе. В конце 2011 г. был обнародован отчет о результатах программы, где экспертами МВФ были отмечены некоторые успехи сотрудничества, но в тоже время эти положительные сдвиги с точки зрения структурных проблем были преждевременны. Поскольку режим формирования валютного курса вернулся к докризисному значению, энергетический сектор оставался по-прежнему в тупике, проблемы банковского сектора оставались нерешенными, а дефицит бюджета продолжал расти.[9] Попытки добиться положительных сдвигов в административной и судебной областях не увенчались успехом. Неудачи списывались на безответственный подход со стороны руководства, которое оказалось не в состоянии закончить ни одну реформу. Для реализации программ и реформ, особенно в сфере государственных закупок, налоговой и пенсионной системы, энергетического сектора необходима слаженная и организованная работа государственного аппарата, с чем на Украине есть определенные затруднения.


Это доказывает подчиненность стран-участниц Фонду при проведении внутренней политики. Поскольку страна все же несет финансовые и имидживые потери, то сотрудничество МВФ и Украины неизбежно. А невыполнение правительством взятых на себя обязательств перед МВФ приостанавливает реализацию жизненно важных реформ и портит репутацию страны на мировой арене, не позволяя привлечь необходимые инвестиции. Но и прекращение сотрудничества с МВФ может самым серьезным образом сказаться на финансовой стабильности страны. Если рассматривать более современный период, то уже в 2014 году совет директоров МВФ одобрил предоставление кредита Украине в размере 17 млрд 12 млн долларов сроком на 2 года. Для получения этих средств Правительство Украины должно было значительно сократить расходы, а именно: сократить количество бюджетников, перестать выплачивать зарплаты и социальные пособия, поднять тарифы на газ и электроэнергию. Первый транш кредита Украина уже получила в апреле 2014 года, второй в сентябре, однако из-за ситуации на юго-востоке страны, выделение следующих траншей было отложено до заседания директоров МВФ.[10] В начале 2015 года глава МВФ Кристина Лагард объявила, что Украина и МВФ согласовали четырехлетнюю программу кредитования на 40 млрд долларов при условии проведения экономических реформ в стране. Новая программа значительна ниже по стоимости, чем обращение к коммерческим банкам или продажа государственных ценных бумаг. Но сама по себе она является жесткой. Согласно ей, в 2017 году цены на электроэнергию должны быть рыночными, а «Нафтогаз» должен быть лишен государственных дотаций. Целью программы является возобновление экономического роста, стабилизация курса гривны снижение инфляции.

Предоставление Украине кредита МВФ стало уникальным событием в истории Фонда; никогда ранее МВФ не выделял финансирование странам, находящимся в состоянии открытого внутреннего вооруженного конфликта. «Это противоречит внутренним правилам организации, т.к. существует опасность, что полученные страной-заемщиком деньги будут направлены на финансирование военных действий, что на деле и происходит в Украине»23. Поэтому эти средства вызовут увеличение госдолга, который будут вынуждены отдавать граждане страны, и ускорят процесс вывоза капитала за границу. Несмотря на все огромные политические риски, существующие в сегодняшней Украине, включая возможность распада страны, МВФ и Всемирный банк упорно продолжают кредитовать Украину. Очевидно, что здесь решающую роль играет не столько экономическая и финансовая целесообразность, сколько геополитические соображения и стремление любой ценой «привязать» Украину к Западу.[11]


Если рассматривать сотрудничество МВФ с другими странами Восточной Европы, то такая страна как Беларусь, с 1992 по 2008 год дважды использовала финансовые ресурсы МВФ: по линии фонда системных трансформаций - $217,2 млн и по механизму стэнд-бай -$77,4 млн. В феврале 2005 года Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ24. Деятельность МВФ в Беларуси направлена на сотрудничество с правительством и Национальным банком по подготовке программ экономической политики с уклоном на налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, обменный курс и торговую политику с целью достижения значительного экономического роста, а также низкой инфляции и устойчивости платежного баланса. Беларусь реализовала программу стэнд-бай, поддержанную кредитом МВФ на $3,5 млрд, с января 2009 года по апрель 2010-го. Это позволило стране обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере. На 2015 год страна полностью исполнила свои обязательства перед МВФ. Что касается Венгрии, то она намерена досрочно выплатить кредит МВФ, полученный в 2008 году для противодействия финансовому кризису и прекратить сотрудничество с Фондом, вернув ему 2,9 млрд долларов.[12] Освобождение от опеки МВФ Венгрии далось нелегко. Был введён режим жёсткой экономии, выросли налоги, всячески ограничивался импорт и стимулировался экспорт. Досрочная выплата задолженности по кредиту и закрытие постоянного представительства МВФ в Будапеште должны продемонстрировать избирателям способность правительства Виктора Орбана эффективно отстаивать экономический суверенитет страны. Кроме того, досрочная выплата долгов поможет Венгрии не вводить в действие политику жёсткой экономии, к которой вынуждены прибегать её партнёры по Евросоюзу.

Республика Молдова получает финансовую поддержку фонда начиная с 1993 года. Средства выделяются по программам экономической стабилизации. МВФ предоставляет Молдове техническую помощь в ряде областей, включая управление налогово-бюджетной сферой, государственные расходы, налоговые и таможенные вопросы, систему учета в денежно-кредитной сфере, банковский надзор и другие. В настоящее время Молдова является более уязвимой с финансово-экономической точки зрения, что усугубляется значительным сокращением валютных резервов Национального Банка. Предыдущая трехлетняя программа МВФ с Молдовой, истекшая в 2013 году, предусматривала финансовую поддержку в общем размере 369,6 млн. специальных прав заимствования (около $570 млн.), из которых Молдова получила лишь 320 млн. СДР (около $490 млн.)25 * 27 Последний транш не был выделен из-за того, что молдавские власти не выполнили часть взятых на себя обязательств. К ним относились внеплановое повышение пенсий, введение единого налога в сельском хозяйстве и повышение зарплат госчиновникам. Фонд также был недоволен слишком большими социальными расходами и высоким дефицитом госбюджета Молдовы.[13]


В 2015 году опять начались переговоры между МВФ и Республикой Молдовой по поводу новой программы, в которых Фонд занял очень жесткую позицию относительно банковского вопроса. Молдавские власти возлагают большие надежды на договор с МВФ, так как этот документ предполагает не только возможность получения очередного кредита, но и дает "зеленый свет" на получение займов от остальных внешних доноров. Так, например, Евросоюз заявил, что помощь Молдове будет сильно зависеть от миссии МВФ, а также в конце прошлого года республика не смогла получить обещанный кредит от Румынии в 150 млн. евро до подписания соглашений о сотрудничестве с МВФ. Действующая программа МВФ в Молдове продемонстрировала откровенную зависимость экономической политики молдавских властей от рекомендаций Фонда.

2.2 МВФ и Россия

Россия активно участвует в различных международных финансовых организациях. Наиболее значимыми из них являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка, в которых Россия состоит с начала 1990-х гг.[14]

За годы членства характер сотрудничества страны с финансовыми институтами существенно изменился. К основным причинам можно отнести улучшение экономической ситуации в России в начале 2000-х гг., изменение баланса сил в мировой экономике в пользу развивающихся стран и, как следствие, необходимость реформирования мировой финансовой архитектуры, а также эскалацию геополитической напряженности в 2014 году и последующее введение санкций против России.

Таблица 1. Квоты России, других стран СНГГ и Балтии в МВФ

Страны

Первоначальные квоты, 1992,
млн СДР

В соответствии с 9-м
пересмотром квот,
на 30.04.1993**

В соответствии с 11-м пересмотром квот*,
на 30.04.2009***

млн СДР

% в общей
сумме квот

млн СДР

млн долла-
ров****

% в общей
сумме квот

Азербайджан

78

117,0

0,08

160,9

241,0

0,07

Армения

45

76,5

0,05

92,0

137,8

0,04

Белоруссия

187

280,4

0,19

386,4

578,4

0,18

Грузия

74

11,0

0,08

150,3

225,1

0,07

Казахстан

165

247,5

0,17

365,7

547,8

0,17

Киргизия

43

64,5

0,05

88,8

133,0

0,04

Латвия

61

91,5

0,06

126,8

189,9

0,06

Литва

69

103,5

0,07

144,2

216,0

0,07

Молдавия

60

90,0

0,06

123,2

184,5

0,06

Россия

2876

4313,1

2,98

5945,4

8905,2

2,73

Таджикистан

40

60,0

0,04

87,0

130,3

0,04

Туркменистан

32

48,0

0,03

75,2

112,6

0,03

Узбекистан

133

199,5

0,14

275,6

412,8

0,13

Украина

665

997,3

0,69

1372,0

2055,0

0,63

Эстония

31

46,5

0,03

65,2

97,3

0,03

Всего

4559

6837,3

4,72

9458,7

14167,5

4,35


Реформирование глобальной системы резервных валют долгое время было одним из приоритетов в повестке сотрудничества России с МВФ. В 2009 году страна выступила с инициативой включения российского рубля в состав валютной корзины СДР. Однако данное предложение не нашло поддержки Фонда. В настоящее время так же преобладает скептическое отношение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и напряженностью в отношениях России и Запада.

При этом невысокие шансы на приобретение рублем статуса резервной валюты подтверждаются статистикой. По данным Банка международных расчетов, в период с 2013 по 2016 гг. в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась с 1,6 до 1,1%.[15]

По линии Группы Всемирного банка Россия взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством по инвестиционным гарантиям (МАГИ) и Международной ассоциацией развития (МАР).

Проекты, утвержденные данными институтами в 2014 году и ранее, сейчас находятся на стадии реализации. Однако после 2014 года по причине введения санкций против России деятельность отдельных структур группы на территории страны была ограничена или полностью приостановлена.

Действие антироссийских санкций – не единственный острый вопрос в отношениях России и Всемирного банка. Страна выступает за проведение реформы управления банка, а также увеличение его капитала.

Россия вместе со своими партнерами по БРИКС отмечает дефицит финансирования инфраструктурных проектов. В случае отказа от увеличения ресурсов банка, институт столкнется с необходимостью сократить объемы кредитования. Развитые страны первоначально не проявляли заинтересованности в обсуждении данного вопроса. Однако в последнее время они, главным образом США, изменили свою позицию. К этому их подтолкнуло появление новых региональных институтов развития, деятельность которых может уменьшить значение и влияние Всемирного банка.[16]

Взаимоотношения МВФ и РФ могут рассматриваться с разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения влияния Фонда на внутреннюю экономическую политику. На протяжении 90-х гг. наша страна являлась получателем кредитов организации и превращала их рекомендации в важный фактор экономических преобразований. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто критикуются, основываясь на том, что выдвигаемые условия направлены не на развитие национальной экономики и повышение ее самостоятельности, а лишь на навязывание ей международных финансовых потоков. В краткосрочном действии МВФ не оказывает значительного влияния на развитие страны, а в долгосрочном уже связано с особенностями и качеством проведения текущей экономической политики. Но с другой стороны, на сколько широко распространяются возможности России влиять на принимаемые Фондом решения, на мировую финансовую систему в целом? Россия никогда не входила в пятерку лидеров, чьи голоса являются решающими. Тем не менее немаловажным является не только изменение российских показателей, но и рост влияния других стран и взаимоотношения России с этими государствами.[17]