Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели функции и структура Международного валютного фонда)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По заявлению Российского Правительства, в ближайшем будущем мы не будем пользоваться правом на получение льготных кредитов МВФ и не планируем выступать в качестве донора, предоставляя ресурсы Фонду путем размещения своих золотовалютных резервов на сумму 10 млрд. долл. на счетах фонда.Кризис 2008 г. вызвал острую необходимость в увеличении кредитов для МВФ, чтобы он смог помочь оказавшимся в беде странам. Если раньше организация пользовалась поддержкой развитых стран - США, Европа, Япония, то в настоящее время ищет поддержки у Китая, России, Бразилии и Индии.

Перестав быть заемщиком МВФ, Россия получила возможность продолжать реформы естественных монополий, банковской, пенсионной, налоговой, жилищно-коммунальных систем с большим учетом своих национально-экономических интересов. Это, несомненно, будет способствовать росту доверия народа к политике правительства и повышению стабильности общества в целом. Некоторые отечественные экономисты полагают, «что МВФ в качестве источника заемных средств больше не представляет для России интерес». Единственная цель участия в данных институтах - решение проблемы возвращения миллиардов долгов, которые ей задолжали другие страны (бывшие участники СССР). Продолжают проводиться консультации с организацией, касающиеся макроэкономической и валютной политики, а также Фонд получает от России текущую информацию об экономической ситуации.[18]

Таким образом, вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему, следовательно, увеличилась сила ее голоса при рассмотрении важных экономических решений, касающихся не только мирового хозяйства в целом, но и каждого государства в отдельности, в том числе и России. Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ несомненно можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности. Благодаря этому удалось снизить давление бремени платежей по внешнему долгу на федеральные расходы, стабилизировать внешнюю кредитно- и платежеспособность и международные кредитные отношения без ущерба для внутренней экономики и национальной денежно-кредитной системы.

Еще хотелось бы отметить, что, хотя Российская Федерация показала свою способность обходиться без кредитных вливаний со стороны Фонда и своевременно расплачиваться по старым долгам, мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным.


3. Совершенствование деятельности МВФ в целях развития мирового финансового рынка

3.1. Перспективы и прогнозы развития МВФ

МВФ играет ведущую роль в международной валютно-финансовой системе. В настоящее время мировая экономика характеризуется рядом структурных сдвигов, и их сочетание ведет к росту напряженности и рисков.

Во-первых, ведущая роль одной или двух основных резервных валют означает, что изменения в одной экономике могут оказывать существенное воздействие на другие, ограничивая выбор мер внутренней политики.

В-вторых, по мере того как страны становятся более экономически взаимосвязанными, проявления волатильности потоков капитала превращаются в постоянный элемент экономического ландшафта.

В-третьих, МВФ проделана большая работа по вопросам финансового сектора, особенно финансовых организаций и распространения риска, но в то же время значительную роль стали играть небанковские финансовые организации, и это необходимо принимать во внимание.[19]

Фонд должен наблюдать за развитием экономик стран-членов и не допускать возникновения дисбалансов в различных регионах мира, особенно нарастания финансовых дисбалансов.

Необходимо обеспечить интеграцию стран с формирующимся рынком в международную валютно-финансовую систему с целью достижения ими более высокого уровня жизни. Для многих стран- членов важно развивать и углублять финансовую систему, особенно в периоды повышенной волатильности на рынках. Процесс сближения потребует от некоторых стран с формирующимся рынком сохранять в течение некоторого времени небольшие дефициты счета текущих операций и использовать притоки капитала для финансирования этих дефицитов. Следовательно, необходимо, чтобы притоки были более стабильными на протяжении длительного времени, и следует принять решение, как обеспечить их безопасность. В данном случае, возможно проведение макропруденциальной политики, которая нацелена на достижение стабильности в экономике в целом.

Развитие МВФ будет также включать обеспечение действенной глобальной системы финансовой защиты. Эта система защиты, или система кредитования, должна реагировать на три потребности в мировой экономике: стимулировать проведение более взвешенной политики, финансировать осуществление корректировок достаточно высокими темпами и обеспечить страхование для «невинных свидетелей», которые могут пострадать от происходящих изменений. Другой уровень системы защиты - региональные механизмы финансирования, такие как Чиангмайская инициатива, и МВФ необходимо искать пути более тесного взаимодействия с ними.


Дальнейшее развитие МВФ включает три направления:

1. Повышение безопасности потоков капитала состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в оценке характеристик потоков капитала - их волатильности и направления. Второй этап, который был проведен в середине 2016 г., включал обзор опыта решения странами проблем, связанных с потоками капитала, в рамках институциональной позиции МВФ. Третий этап, который намечен ближе к середине 2020 г., посвящен урокам опыта стран и необходимости пересмотра институциональной позиции.

2. В рамках укрепления мировой системы финансовой защиты МВФ подготовит обзорный документ, который будет учтен для последующих обсуждений квот. В рамках этого направления Фонд планирует рассмотреть достаточность системы защиты всех категорий государств-членов во время кризисов.[20]

В рамках пересмотра квот с января 2016 г. вступили в силу реформы, завершившие 14-й общий пересмотр квот. Данный пакет реформ обеспечил беспрецедентное стопроцентное увеличение совокупных квот и существенное перебалансирование долей квот, что позволило более точно отражать меняющиеся относительные веса государств-членов МВФ в мировой экономике. В результате квоты каждого из государств-членов МВФ увеличились в совокупности до 477 млрд СДР (приблизительно 659 млрд долл.) с приблизительно 238,5 млрд СДР (примерно 329 млрд долл.).

3. В связи с добавлением китайского юаня в корзину СДР государства-члены Фонда нуждаются в анализе вопросов более широкого использования СДР в международной валютно-финансовой системе, чем и займется Фонд в ближайшее время.

В последние десятилетия вопрос реформирования мировой валютной системы активно обсуждается различными учеными и предлагаются различные варианты, в том числе:[21]

- возвращение системы золотого стандарта;

- введение нового валютного эквивалента;

- создание поливалютной системы;

- создание мультивалютной системы;

- создание новой резервной валюты и замена ею доллара;

- переход к двухуровней системе.

Наиболее перспективным, по мнению некоторых экономистов представляется многовалютный стандарт как базовый принцип новой мировой валютной системы. Его предпосылкой явилось создание в 1960-1970 гг. мировых финансово-экономических центров (Япония, Западная Европа, США), что привело к изменению соотношения сил между ними, а также появлению новых региональных центров и их валют.

Истоки идеи многовалютного стандарта появились в период создания Ямайской валютной системы, когда вместо резервных валют была введена категория свободно используемые валюты. К таким валютам относили не только доллар или фунт стерлингов, но и прочие валюты, используемые при определении средневзвешенного курса СДР (например, евро и японская иена).


Отметим, что концепция СДР оказалась не жизнеспособной. Однако ее идеи имеют перспективный характер, соответствующий тенденциям многоцентризма и регионализма в условиях глобализации мировой экономики.

3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности

МВФ

Объективная необходимость совершенствования деятельности МВФ определяется потребностью усиления его регулирующей функции и координирующей роли как мирового финансового института в условиях глобализации мировой экономики.

Рассмотрение деятельности МВФ свидетельствует о его стремлении реагировать на изменения в мировой экономике. Однако медленный темп и недостаточная гибкость адаптации его функциональных и институциональных особенностей к этим изменениям дает основание утверждать, что этот процесс недостаточно эффективен, учитывая новые глобальные вызовы и потребности стран-членов.

В условиях экономической глобализации, проявляющейся в усилении интернационализации хозяйственных связей и взаимозависимости стран мира, требуется укрепление роли МВФ для противодействия локальным финансово-экономическим и долговым кризисам, смягчения их негативных последствий. Фонду необходимо лучше учитывать потребности различных групп стран-членов, в том числе беднейших. Требуется не только совершенствование механизмов «пожарного кредитования», но развитие его превентивных форм.[22]

Необходимо учитывать, что МВФ стал подлинно универсальным мировым финансовым институтом, получившим широкое признание в качестве ключевого органа межгосударственного регулирования международных валютно-кредитных отношений, международного кредитора и гаранта платежеспособности государств-заемщиков, накопил обширный экспертный опыт.

Можно выделить четыре направления, по которым разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности:[23]

1. Источники ресурсов МВФ.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса обострилась проблема хронического недостатка ресурсов МВФ, вследствие чего он не смог оказать оперативной антикризисной помощи странам-членам, что усугубило последствия экономического спада.

Рекомендация: проанализировать достаточность средств для выполнения своих функций, прежде всего предоставления кредитов странам-членам. Распространение кризисных потрясений актуализировало вопрос модернизации ресурсной базы МВФ по линии совершенствования традиционных форм и поиска новых источников привлечения средств.


Ввиду того, что МВФ является организацией, основанной на сходных с акционерным обществом принципах, основным источником пополнения его капитала являются регулярные пересмотры квот стран-членов. Они осуществляются, с одной стороны, для увеличения ресурсов Фонда, а с другой стороны, связаны с изменением соотношения сил между странами в мировой экономике и появлением новых экономических центров.

Дискуссионным остается вопрос о дальнейших раундах увеличения квот: разовые пересмотры для отдельных государств и выработка универсальных критериев для их отбора или более предпочтительные, на наш взгляд, единовременные корректировки для всех стран-членов при регулярных увеличениях капитала, оптимальные для большинства государств при условии их удовлетворенностью используемой формулой расчета квот.

Выпуск облигаций МВФ так же мог бы способствовать преодолению постоянного дефицита его ресурсов. Однако для этого требуется их распространение и на частный сектор. Справедливо, что пополнение ресурсов Фонда подобным способом имеет ряд преимуществ для государств-участников, а именно: определенность срока и размера заимствований, отсутствие необходимости ратификации национальными законодательными органами соответствующих договоренностей, возможность учета данных ценных бумаг в составе официальных международных резервов.

В случае высокой ликвидности и более стабильной котировки в сравнении с ценными бумагами государств-эмитентов мировых валют номинированные в СДР облигации Фонда могут стать одним из способов диверсификации официальных валютных резервов стран-членов. Однако в условиях глобального долгового кризиса, нестабильности фондового рынка, а главное - более низких в сравнении с рыночными процентов по облигациям МВФ, рассчитываемых как средневзвешенное значение процентных ставок по краткосрочным долговым инструментам в валютах корзины СДР (долларе, евро, иене, фунте стерлингов), они вряд ли будут привлекательны для многих покупателей.[24]

2. Модификация управления.

Рекомендация направлена на приведение системы управления Фондом в соответствие с изменением соотношения сил в мировой экономике, претерпевшее изменение в результате тенденции повышения доли развивающихся государств в мировом ВВП и соответствующего снижения доли развитых стран.

Необходимо повысить доли развивающихся государств в общей сумме голосов за счет увеличения их квот в капитале и повышения их представительства в управлении Фондом посредством изменения состава и принципа формирования Исполнительного совета МВФ.