Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Цели функции и структура Международного валютного фонда)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для защиты интересов наиболее бедных стран-членов дополнительной мерой может выступить утроение количества базовых голосов и создание механизма их распределения, обеспечивающего их постоянное соотношение к общей сумме.

Таким образом, корректировка размера квот и распределения голосов государств должно стать главным инструментом изменения текущего управления.

Кроме того, Фонду необходимо уточнить процедурный порядок корректировки квот отдельных стран при общих пересмотрах его капитала, например, установить, какая часть его увеличения должна осуществляться пропорционально квотам, а какая отражать изменение соотношения сил в мировой экономике. Это позволило бы отказаться от вызывающих недовольство ряда стран специальных пересмотров.

3. Совершенствование кредитной политики. Традиционными формами кредитования МВФ являются кредит з1ап^Ьу и для долгосрочных нужд -расширенное кредитование.[25]

До мирового финансово-экономического кризиса 2014-2015гг. в связи со снижением спроса на кредиты Фонда и объемом предоставляемых средств предлагалось унифицировать их форму с более гибкими условиями для заемщиков. По нашему мнению, внедрение подобной инициативы могло предоставить возможность лучше учитывать их специфические особенности.

Рекомендация: МВФ необходимо проводить объективный и комплексный надзор за экономикой и финансовым сектором стран - членов, взаимовлиянием их политик и рисками в мировой экономике.

По нашему мнению, совершенствование надзорной функции МВФ необходимо сосредоточить на следующих направлениях:

- нацеленность на обеспечение финансовой стабильности посредством усиления надзора за финансовым сектором на национальном и межгосударственном уровнях, повышение его прозрачности;[26]

- мониторинг и оценка рисков (системного и рисков низкой вероятности);

- выявление взаимосвязей между экономическими секторами и странами;

- определение взаимовлияния экономических политик государств-членов;

- ориентация надзорной деятельности на восстановление экономического роста и обеспечение устойчивого развития.

Несмотря на расширение надзора МВФ, его регулирующие полномочия остаются скромными, так как возможность его влияния на экономическую политику развитых стран ограничена. В случае проявления потенциальных уязвимых мест и негативных последствий их экономической политики это может ограничиться лишь переговорами с соответствующим государством либо многосторонней консультацией, а не использованием соответствующих санкций.[27]


На наш взгляд, усиление регулирующей функции МВФ возможно посредством принятия нормативов, обязательных для всех государств-участников.

Остается нерешенной проблема реформирования Фонда по линии систематизации всех видов рисков возникновения и распространения кризисов на основе нового ориентира МВФ на обеспечение экономического роста и финансовой стабильности. Кроме того, важной мерой в этой области развития надзора и регулирования представляется дальнейшее усиление взаимодействия Фонда с другими международными экономическими организациями.[28]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

МВФ стал ключевым звеном в сложившейся системе регулирования мировой экономики, занимая одно из центральных мест в системе международных валютнофинансовых институтов. Фонд активно содействует процессу глобализации путем либерализации международной торговли и устранение валютных ограничений в странах-заемщиках. Это реализуется благодаря включение в экономические программы обязательств по отмене или снижению таможенных пошлин, что способствует развитию внешней торговли страны, выполняющей программу стабилизации экономики. МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютнофинансовых отношений, который нацелен на укрепление глобальной финансовой системы, а также стал ключевым гарантом платежеспособности государств-заемщиков, накопившим обширный экспертный опыт.

МВФ осуществляет наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики. Фонд предоставляет кредиты государствам-членам, испытывающим проблемы платежного баланса, — не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем. В тоже время, принимая помощь от МВФ, развивающиеся страны попадают в условия зависимости от политики Фонда, и в некоторых случаях полученные кредиты не решают экономические проблемы этих стран. Поскольку условия предоставления средств МВФ не всегда соответствуют проблемам, которые испытывают страны, терпящие финансовый крах, и его возможности по предотвращению распространения кризиса крайне ограничены.

На примере Украины было рассмотрено, как Фонд оказывает существенное давление на внутреннюю политику страны-заемщицы, предоставляя кредиты. Однако, в условиях продолжающегося конфликта, существует высокий риск того, пойдут ли эти деньги на стабилизацию и проведение экономических реформ, либо выйдут за рамки бюджета и будут направлены на финансирование военных действий. Несмотря на все огромные политические риски, существующие в сегодняшней Украине, включая возможность распада страны, МВФ продолжает кредитовать Украину. Очевидно, что здесь решающую роль играет не столько экономическая и финансовая целесообразность, сколько геополитические соображения и стремление любой ценой «привязать» Украину к Западу. В рамках отношений России с фондом проводятся в основном консультации по вопросам экономической политики без привлечения новых средств финансовой поддержки.


Вступление России в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Следовательно, увеличилась сила ее голоса при рассмотрении важных экономических решений, касающихся не только мирового хозяйства в целом, но и каждого государства в отдельности, в том числе и России. Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным.

Рекомендации МВФ, разработанные для борьбы с экономическим кризисом в Азии на рубеже 20-21 вв., позволили добиться определенных успехов, но в то же время имели негативные социально-экономические и политические последствия. Поскольку меры разрабатываются экспертами из развитых стран, с устойчивыми финансами и фондовыми рынками, они оказались далеко не во всем годны для развивающихся государств и государств с переходной экономикой, в данном случае меры оказались слишком жесткими. В условиях глобализации, МВФ в своих отношениях с развивающимися странами старается адаптировать свою деятельность и функции к изменяющимся условиям. Однако, пока что мы видим, что выделение финансовой помощи МВФ зачастую не решает проблем заемщиков, кроме того, может приводить к появлению новых. Разумеется, проблемы являются следствием выделения фондом не самих средств, а перечнем условий, которые необходимо соблюсти для их получения.

Выявлены основные недостатки функционирования Фонда, в их числе: хронический дефицит кредитных ресурсов, усиливающийся в условиях синхронизации спроса на кредиты стран-членов в период кризисных потрясений; жесткие требования к государствам-заемщикам при предоставлении стабилизационных и структурных кредитов без учета специфики их экономики; недостаточное внимание к особенностям и потребностям стран с низкими доходами; система управления Фондом, направленная на защиту интересов стран с наибольшими квотами, прежде всего США и ЕС; ослабление надзорной и регулирующей функции МВФ; отсутствие реальной системы раннего предупреждения о кризисных потрясениях. Также основанием для критики служит неэффективность рекомендаций и мер по выходу из кризисных ситуаций. В результате выполнение программ МВФ чаще всего ведет к свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Поэтому в условиях глобализации деятельность Фонда должна претерпеть ряд реформ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев А.С. Сравнительный анализ деятельности МВФ в странах с трансформируемой экономикой: дис. канд. эконом. наук / Ананьев А.С. - М., 2018. - 230 с.

2. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под ред. проф. В.Н.Зуева - М.: Магистр, 2016. - 574 с.

3. Д.В. Хлебникова Перспективы реформирования международного валютного фонда в современных условиях: дис. .канд. эконом. наук / Д.В. Хлебникова - М., 2016 -180 с.

4. Максимова В.Ф., Максимов К.В., Вершинина А.А. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты: учебно-методический комплекс. - М., 2018. - 175 с.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник. -2-е изд., перераб. и доп. / Е. Д. Халевинская. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. - 368 с.

6. Международные экономические отношения: Учебник / под ред.

Б.М.Смитенко. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 528 с.

7. Международные валютно-кредитные отношения: учебник и практикум для бакалавров / Е.А. Звонова [и др.]: под общ. ред. Е.А. Звоновой. - М.: Юрайт, 2015. - 687 с.

8. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / под общ. ред. Н.П. Гусакова - 2-е изд., перерад. и доп. - М: ИНФРА-М, 2016. - 314 с.

9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2017. -390 с.

10. Международные финансы: учебное пособие / А.В. Агибалов, Е.Е. Бичева, О.М. Алещенко - Воронеж: ВГАУ, 2016. - 241 с.

11. Международные финансы: учебное пособие / О. Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 395 с.

12. Свиридов О.Ю. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2017. - 297 с.

13. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения - М.: КноРус, 2016. - 448 с.

14. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика: Учебник - 2-е изд. - М. Издательско-торговая корпорация «Данилов и К». - 2017. - 332 с.

15. Амбарцумян В.Н. Результаты работы международного валютного фонда в посткризисный период: оценка и тенденции // Перспективы науки. - 2018. - № 9 (48). - С. 117-119.

16. Арапова Е.Я. Перспективы экономической интеграции в формате Брикс // Мировая экономика - 2016. - №2. - С. 32-47.

17. Аттокурова Н.С. МВФ: Теория и практика, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики. - 2017. - №28-1. - С. 37-42.

18. Бардин А.Л. Политические аспекты деятельности МВФ и Всемирного Банка в Украине // Власть - 2018. - №10. - С. 220-224.

19. Борисов А.Н., «О роли специальных прав заимствования в повышении стабильности мировой валютной системы на современном этапе» // Экономические науки. - 2019. - № 2 (99). - С. 176-182.


20. Бессчастнова В.Д., Кирсанова О. А. Участие России в формировании деятельности МВФ // Известия академии управления. - 2019. - №1. - С. 28-33.

21. Благомедова Х.М. Роль МВФ в преодолении глобального экономического кризиса // Вопросы структуризации экономики. - 2018. - №4. - С. 12-15.

22. Былиняк С.А. Глобальный финансово-экономический кризис и его влияние на Юго-Восточную и Восточную Азию // Юго-Восточная Азии: актуальные проблемы развития. - 2018. - № 13. - С. 12-21.

23. Ващенко И.Ю. Правовое регулирование Международного валютного фонда // Вестник Волжского университета. - 2018. - № 2. - С. 63-69.

24. Газина В.Ю. Новый банк развития БРИКС - путь к развитию национальных экономик. // Проблемы современной экономики. - 2018. - № 27. - С. 15-19.

25. Гаськова Ю.Н., Юркина Н.В. Отрицательное влияние программ МВФ на экономический рост и политическую ситуацию в стране. // Интеллектуальный потенциал XXI века. - 2018. - № 21. - С. 177 – 181.

26. Горин И.О. МВФ и мировой экономический кризис // Банковское дело. - 2018. - № 3. - С. 40 - 43.

27. Гусеева А.А. Роль специальных прав заимствования в мировой валютной системе // Актуальные вопросы юридических наук. - 2018. - С. 124-125.

28. Грязнова М.В. Проблемы сотрудничества и перспективы развития взаимоотношений между Россией и МВФ // Интеллектуальный потенциал XXI века - 2018. - №9-2. - С. 102-105.

29. Дьяченко М.В. Публичные институты финансовой стабильности в современном мире // Вестник ТвГУ. - 2017. - № 1. - С. 160-168.

30. Ефременко И.Н. Роль международного валютного фонда и всемирного банка в международной финансовой архитектуре // Финансовые исследования. - 2018. - № 12. -С. 19-25.

31. Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Международного валютного фонда // Законы России. - 2019. - № 1. - С. 51-61.

32. Игнатова Т.В., Чекунов А.С. Управленческие и организационные приоритеты модернизации МВФ и ВТО // Государственное и муниципальное управление - 2018. - № 1. - С. 56-68.

33. Ильин Е.Ю. Участие МВФ, «Группы 20» и ЕС в реформировании системы глобального регулирования // Вестник МГИМО Университета. - 2018. - № 1. - С. 80-87.

34. Климова Н. В., Чернышев М. А. Становление Нового Банка развития БРИКС и его конкурентоспособность на валютном рынке // Политематический сетевой научный журнал. - 2018. - № 114. - С. 1198-1207.

35. Коннов В.А. К вопросу о юридических особенностях выделения международным валютным фондом финансовой помощи Украине // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 8. - С. 159-161.

36. Кривогуз М. И. Финансовая поддержка Украины Западом: надежда и реальность // Россия и новые государства Евразии. - 2018. - № 1 (26). - С. 69-78.