Файл: налоги и налогообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налогообложение акцизов осуществляется по ставкам, представленным в Приложении А.

Ликероводочный завод произвел и реализовал за текущий месяц 700 ящиков водки «Валуйчанка» (по 20 бутылок емкостью 0,5 литра в каждом) с объемной долей этилового спирта 40%. Приобретены акцизные марки на сумму 3,5 тыс. руб. Исчислите сумму акциза, уплачиваемую в бюджет.

Согласно ст. 187 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Порядок расчета акциза установлен в ст. 194 Налогового кодекса РФ, сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. В данном случае, согласно ст. 187 НК РФ, налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Итак, заводом было реализовано 700 ящиков водки по 20 бутылок, т.е. 14000 (700*20) бутылок. Объем реализованной водки составляет 7000 (14000*0,5) литров. Объемная доля этилового спирта равна 40%, следовательно, объем безводного этилового спирта составляет 2800 (7000*40/100) литра.

Исходя из того, что объем безводного этилового спирта в объеме реализованной алкогольной продукции составляет 2800 литров, а налоговая ставка – 300 руб. за 1 литр, рассчитываем сумму акцизного сбора:

2800*300=840000 руб.

Следует отметить, что существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке акцизными марками. Так, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и помещаемые под режим выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения) подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом). При этом оплата марок является авансовым платежом по акцизам.

Итак, сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок.

Таким образом, сумма акциза, уплачиваемая в бюджет, составляет:

840000-3500=836500 руб.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.


2.3 Совершенствование механизма взимания акцизов с подакцизных товаров

Современное финансово-экономическое положение страны требует активизировать поиск дополнительных источников финансирования расходов бюджета. Осложняется ситуация замедлением экономического роста и как следствие снижением реальных доходов большинства юридических и физических лиц. Следовательно, стандартное увеличение налоговой нагрузки бесперспективно. Увеличение налоговой нагрузки на юридических лиц может вызвать их количественное сокращение и, как следствие, увеличение безработицы, или, как минимум, сокращение доходов населения. Физические лица, в силу сложившихся обстоятельств, в своем большинстве, не готовы, в финансовом плане, к повышению налогов. Таким образом, налоговые преобразования должны носить избирательный характер.

Шадурская М.М. и Прокофьева Е.Н. предлагают обоснование направлений совершенствования системы акцизного налогообложения в России для пополнения доходной части бюджета [5, с. 6].

Акцизы имеют богатый исторический опыт применения и зарекомендовали себя как эффективный налог во всем мире. В условиях сложной социально-экономической ситуации, как в национальном, так и мировом масштабах повышается роль государства, как гаранта стабильности и поступательного развития общества. Роль государства является определяющей и в части социально-нравственной жизни общества, и в области финансово-­экономических отношений.

Последнее предполагает, что в условиях экономической нестабильности замедляются темпы роста национальной экономики, растет безработица, снижается жизненный уровень населения. Об этом свидетельствуют данные таблиц 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1 - Уровень безработицы в РФ, в %

Показатель

2015 год

2016 год

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1 кв

2 кв

Уровень безработицы

5.7

5.6

5.3

5.7

5.9

5.7

Таблица 2.2 - Среднемесячная начисленная зарплата работников за 2012-15 гг.


Показатель

2012

2013

2014

2015

Номинальная среднемесячная зарплата, тыс.р.

26 629

29 792

32 495

34 030

Реальная среднемесячная зарплата (темп роста), %

108,4

104,8

101,2

91,0

И, несмотря на это, необходимо обеспечить стабильность социально значимых статей бюджета, а также проводить мероприятия по реформированию реального сектора экономики. Первое минимизирует социальную напряженность в обществе. Второе обеспечит условия для стабилизации экономики и дальнейшего ее развития.

Все вышесказанное определяет значимость бюджетной и налоговой политики государства. Основные задачи, которых состоят в укреплении доходной части бюджета и повышении эффективности функционирования налоговой системы.

Сложность решения данной задачи в условиях экономического спада или стагнации экономики состоит в том, что снижение объемов производства и доходов населения неизбежно способствуют сокращению большинства налоговых поступлений. Вследствие этого представляется необходимой систематизация научно-практических знаний в области прямого и косвенного налогообложения для выявления основных перспективных направлений реформирования налоговой системы. Большее внимание должно быть уделено тем налогам и действиям государства, которые в историческом аспекте уже доказывали свою актуальность. Это утверждение исходит из понимания цикличности экономики и, следовательно того, что экономический спад, кризис, стагнация, дефицит бюджета это явления неоднократно переживаемые мировой и национальной экономикой. На взгляд авторов приоритетное внимание заслуживает акцизная система налогообложения. Она вызывает интерес по следующим причинам:

Во-первых, изменения в области акцизной системы налогообложения могут носить избирательный характер, так как воздействие оказывается на отдельные группы товаров и как следствие, отдельных потребителей.

Во-вторых, существует возможность обезопасить незащищенные слои населения от дополнительных расходов и, соответственно, оказать влияние на обеспеченные слои населения, как потенциально способных нести дополнительные издержки.

В-третьих, для государства данный вид налогов представляется более выгодным в плане экономии на издержках взимания, организации контрольной работы налоговых органов.


Исследование роли акцизов в современной налоговой и бюджетной системах. Обоснование целесообразности дальнейшего реформирования данного направления «Акцизы представляют собой вид косвенного налога, который весьма широко используется в мировой налоговой практике». [11, с. 104]

«Акциз представляет собой косвенный налог, включаемый в цену товаров и оплачиваемый покупателями, которые по существу, выступают носителями данного налога». [12, с.85]

«Акцизы делятся на индивидуальные, взимаемые с конкретных видов товаров и универсальные, к которым относится НДС, налог с оборота и налог с продаж» [14, с.14].

На сегодняшний день акцизы взимаются с 14 групп товаров, к ним в соответствии с главой 22 НК РФ относятся: алкогольная продукция, табачная продукция, спирт и спиртосодержащая продукция, бензин, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин, автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, топливо, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации). Сравнивая ранее действующие системы акцизного налогообложения, очевидно, что акцент современная практика делает на природных ресурсах, используемых потребителями.

Оценивая роль акцизов в современных условиях, обратимся к таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ январь-август 2015-2016 гг., млрд. руб.

Виды налогов

2015 г.

структура 2015 г., %

2016 г.

структура 2016 г., %

Налог на прибыль

1 861,4

21,05

1 935,3

21,81

НДФЛ

1 744,5

19,73

1 873,9

21,11

НДПИ

2 233,6

25,26

1 827,4

20,61

НДС

1 621.9

18,30

1 702,0

19,19

Акцизы

661,8

7,48

830,5

9,35

Имущественные налоги

718,5

8,18

704,3

7,93

Итого налоговых доходов

8 841,7

100

8 873,4

100

Анализируя данные таблицы 2.3, следует отметить, что доля акцизов в доходах консолидированного бюджета составляет всего 9,35% по состоянию на январь-август 2016 гг., что выше поступлений аналогичного периода 2015 года на 20,3%. Такое повышение может быть вызвано как ростом ставок акцизов, так и инфляционной составляющей.


Если рассматривать долю прямых и косвенных налогов в доходах консолидированного бюджета, то в РФ преобладают прямые налоги. Соотношение отражено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Соотношение прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ за январь-август 2015-2016 гг., %

Проведем оценку влияния акцизов, взимаемых в Российской Федерации, на уровень экономического развития страны, или, как минимум, на установление стабильности экономики. Если рассматривать влияние акцизов на алкогольную и табачную продукцию, то оно во все времена оценивалось как дестимулирующее для потребления данной продукции. Безусловно, слишком высокие акцизы на данные товары могут сократить доходы их производителей, что впоследствии может привести к снижению иных налоговых поступлений от указанной группы налогоплательщиков. Но, характеризуя акцизы на алкогольную и табачную продукцию, следует заметить, что при уровне разумных ставок, преимуществ гораздо больше, чем недостатков. К преимуществам следует отнести: стабильные налоговые поступления в бюджетную систему; охват определенной категории потребителей, что не провоцирует инфляции, как НДС, например, предполагающий общий охват; сокращение потребления вредных для здоровья веществ, что благоприятно влияет на здоровье населения.

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, также как и акцизы на алкоголь, охватывают лишь определенные группы потребителей. Кроме того, данный вид товаров не является необходимым или жизненно важным, что существенное облегчает нагрузку его на экономику.

Если рассматривать акцизы на природные ресурсы в переработанном виде, такие как бензин, дизельное топливо и прочие, то здесь очевидно негативное влияние на экономическое развитие. Входя в цену всех товаров, работ, услуг, производимых в стране, связанных с транспортными перевозками, а таких большинство, акцизы провоцируют их удорожание, и как следствие инфляцию. Поэтому акцизное налогообложение данного направления требует повышенного внимания, учитывающего негативные последствия для экономики.

В современных условиях остро стоит вопрос пополнения бюджета страны. Обсуждаются такие вопросы как увеличение налоговой нагрузки юридических лиц, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, введение налога на роскошь, акциза на напитки содержащие сахар и т.д.

Оценивая текущую ситуацию, следует заметить, что повышать налоги с организаций категорически недопустимо, т.к. многие из них находятся в критическом финансовом положении. Банкротство предприятий отрицательно сказывается не только на доходах бюджета, и уровне ВВП страны, но и на социальной составляющей, вызывая рост безработицы и сокращение доходов населения. Население, в сложившейся ситуации, не готово к увеличению налогового бремени, так как доходы большинства сократились, и повышение налогов для физических лиц может вызвать массовые недовольства.