Файл: налоги и налогообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Акциз - это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, это индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы имеют древнюю историю. В России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли, потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. В 20-е годы, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички. В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы косвенных налогов. Актуальность темы работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.
2. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ.
3. Осуществить обзор российского законодательства.
4. Рассмотреть классификацию акцизов по видам.

В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения.


1 Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление

акциз налогообложение консолидированный бюджет

Термин «подакцизные товары» - это сквозное понятие налогового законодательства, которое мы встречаем не только в главах об акцизах. В налоговом законодательстве, как в российском, так и в зарубежном, прослеживается последовательное повышение налогового бремени для подакцизных товаров, в том числе за счет отказа в льготах для операций с подакцизными товарами или для лиц, их реализующих по другим налогам. Добавим к сказанному утверждение экономистов о том, что взимание акцизов оправдано расходами государства на устранение неудобств для тех, кто не потребляет подакцизные товары (например, курящие мешают некурящим, и необходимо оборудовать места для курения). Считается, что государство вынуждено тратиться на заботу о самих потребителях подакцизных товаров - это дополнительные расходы из-за потребления подакцизных товаров в области здравоохранения, охраны окружающей среды.

Акцизы называют «современной версией старинных налогов». В современной налоговой практике государств акцизы - это налоги на потребление с «узким» объектом - конкретные товары. Акцизы также называют «селективными» (избирательными) налогами с узкой базой обложения. Налоги на потребление с универсальным объектом (широкой базой обложения) - НДС, налог с продаж и так далее - называют «универсальными акцизами», но мы для удобства изложения исключим их из категории «акцизы» и сконцентрируем свое внимание на селективных акцизах.

Акцизы вводились и вводятся без всяких объяснений, хотя иногда государство вводит акциз (или политически обосновывает его введение) для разрешения какой-нибудь насущной проблемы, но очень скоро причина введения акциза забывается, а удачный налог продолжает пополнять казну. Например, немецкий автор пишет о налоге на нефтепродукты в Германии следующее: его ввели как налог на жидкое топливо (мазут) с целью стимулировать развитие рынка угля, который находился в упадке, но потом причина его введения забылась, а налог стал одним из главных источников доходов государства и получил фундаментальное обоснование экономической науки [3].


Логики и теории в системе акцизов не много, можно только констатировать отдельные закономерности, которые вытекают из генезиса акцизного способа обложения или «кристаллизовались» из многолетней хаотичной практики государств.

Теория налогового права вводит понятие «акцизный способ обложения», который отличает современные акцизы от их древних предков. Акцизный способ обложения исторически развился из государственного откупа. Собирали налоги, как и все частно-хозяйственные доходы государства, сдавая их в аренду или на откуп [5]. Откупщик за определенную сумму покупал право собирать подати в течение года, рискуя своим имуществом в случае недобора, но имея шанс на выгоду [5]. Государство всегда стремилось в финансовых вопросах не связываться с бесчисленным количеством мелких субъектов, учитывая, что стоимость сбора доходов «в розницу» не пропорциональна сумме мелких поступлений. При акцизном способе нет фиксированного взноса в бюджет. Налогоплательщик, безусловно, обязан перед государством уплатить акциз в сумме, которую он добавил к цене товара и переложил на носителя налога [6].

Доходы, по экономической сути аналогичные акцизам, можно собирать иначе - с помощью «фискальной монополии». Фискальная монополия вводится для извлечения государственных доходов путем установления монопольных цен на товар и получения монопольной сверхприбыли и отличается от регалии целями: целью регалий является удовлетворение общественных потребностей [4]. Фискальную монополию иногда называют «скрытый» акциз, поскольку речь идет о надбавке к цене, но ничем не ограниченной, - за счет монопольной цены.

В системе акцизов есть и совсем условная связь между подакцизным товаром и субъектом - недостачи. В объект акциза входят недостачи, за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных органом исполнительной власти. Дата возникновения объекта налогообложения в виде недостачи - это дата обнаружения (п. 4 ст. 195 НК РФ). Недостача подакцизного товара как объект налогообложения - это особенность акцизов, встречающаяся во многих юрисдикциях и связанная с особенностями спроса и высокой рентабельностью подакцизных товаров.

Не следует, однако, считать, что акциз может взиматься безотносительно к объекту. Техника обложения не должна лишать нормы об объекте акциза ясности, ведь подакцизные товары легко уходят в сферу "черного рынка", в том числе как только становится неясно, как платить акциз, и выгоднее его не платить вообще.


В теории налогового права выделяют налоговые системы с ограниченным числом подакцизных товаров - число подакцизных товаров не превышает 10 - 15. Налоговые системы со средним количеством подакцизных товаров - от 15 до 30 позиций. Налоговые системы с расширенным списком подакцизных товаров - более 30, где акцизами может облагаться почти все производство в отдельно взятой стране.

Теоретически облагаемый акцизами товар может быть любым, и набор товаров, облагаемых акцизом, тоже может быть любым. Практически фантазию законодателя ограничивают объективные экономические причины, как-то: соизмеримость значительных затрат на сбор акцизов и доходы от них, а также здравый смысл, основанный на многовековых экспериментах законодателей во всем мире.

Акциз является федеральным косвенным налогом, который урегулирован гл. 22 НК РФ, действующей с 1 января 2001 г. Ранее акциз уплачивался на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 «Об акцизах», который ныне утратил силу. При этом гл. 22 НК РФ обозначена как «Акцизы», хотя речь в ней идет, очевидно, об одном налоге - акцизе.

Само слово «акциз» (англ. - excise), предположительно, происходит от латинского excidere - отсекать, отрезать; так как благодаря налогу часть товара как бы отсекается, что могло исполняться и буквально относительно некоторых товаров при господстве натуральных налогов.

Акцизы устанавливаются чаще всего на дефицитную и высокорентабельную продукцию или монопольные товары [2]. Спрос на эти товары всегда высок и не зависит от реальной потребности в них («неэластичный» спрос), их потребление считается необязательным, одновременно, как утверждает теория, затраты на производство таких товаров низкие по сравнению с их доходностью.

Подакцизные товары относятся к так называемым товарам, «нежелательным для потребления», [6] и теория налогового права говорит о ярко выраженной регулирующей функции акцизов. Посредством акцизов примиряются различные взгляды в обществе на потребление определенных товаров: одна группа населения настаивает на ограничении потребления излишеств, в то время как другая часть выступает за свободу их потребления.

Итак, акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.


1.2. Анализ действующего перечня подакцизных товаров и применяемых ставок акцизов

Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза [10].

Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция, (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.

В целях гл. 22 НК РФ не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

  • лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • препараты ветеринарного назначения, разработанные для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов)