Файл: налоги и налогообложение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Альтернативным вариантом, позволяющим сохранить баланс между интересами налогоплательщиков и государства, является расширение перечня подакцизных товаров. Но, следует учесть, что включать в него необходимо лишь дорогостоящие товары, не являющиеся товарами первой необходимости. Например, ювелирные изделия, меха, ковры, яхты, вертолеты, квадроциклы и прочие предметы роскоши. Аналогичная система акцизного налогообложения применялась в 90-е годы, но с другой целью - сократить дефицит данных товаров и оправдать повышение цен. Такими акцизами, в современной ситуации, можно решить сразу несколько проблем: пополнение бюджета, отсутствие негативного влияния на экономику, обложение налогом богатейших слоев населения, которые могут позволить себе покупку данных видов товаров.

Следует заметить, что изучаемый вопрос имеет практическую направленность. В теоретическом плане, проблемы исчисления и уплаты акцизов изучены достаточно широко, но, вопросы расширения перечня подакцизных товаров, направленного на товары не первой необходимости, и, по сути, заменяющего налог на роскошь, не рассматривались.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность внесения изменений в действующее законодательство по налогам и сборам. Изменения должны быть адекватны текущей ситуации, а именно, не оказывать дополнительной нагрузки на предприятия и население, не иметь тяжких последствий для экономики страны, приносить дополнительный доход в бюджетную систему. Такие изменения, по мнению авторов, должны касаться акцизного налогообложения, акцентирующего внимание на отдельных видах товаров, потребляемых гражданами, имеющими доход выше среднего - во-первых; и во-вторых, сокращающих ставки по акцизам на производные природных ресурсов, оказывающих отрицательное влияние на экономическое развитие в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться с трудностями переходного периода, пока экономика развивается, так и помочь налоговому ведомству перейти на новые, более сложные методы налогообложения.

В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или ассоциирующихся с негативными побочными явлениями. Налогообложение может отчасти воспрепятствовать потреблению потенциально опасных товаров, таких как табачные изделия и алкоголь, а также, например, бензина и горючего, потребление которых связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения налоговых поступлений.


Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так и в применении, что достигается за счет поддержания минимального перечня подакцизных товаров. В настоящее время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены.

Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

Два других фактора являются отличительной чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой на инфляцию. Налог в процентах от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом может быть взимание налога с единицы продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные цены изменяются незначительно, а инфляция высока.

Во-вторых, методы налогообложения добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

Оценивая текущую ситуацию, следует заметить, что повышать налоги с организаций категорически недопустимо, т.к. многие из них находятся в критическом финансовом положении. Банкротство предприятий отрицательно сказывается не только на доходах бюджета, и уровне ВВП страны, но и на социальной составляющей, вызывая рост безработицы и сокращение доходов населения. Население, в сложившейся ситуации, не готово к увеличению налогового бремени, так как доходы большинства сократились, и повышение налогов для физических лиц может вызвать массовые недовольства.


Альтернативным вариантом, позволяющим сохранить баланс между интересами налогоплательщиков и государства, является расширение перечня подакцизных товаров. Но, следует учесть, что включать в него необходимо лишь дорогостоящие товары, не являющиеся товарами первой необходимости. Например, ювелирные изделия, меха, ковры, яхты, вертолеты, квадроциклы и прочие предметы роскоши. Аналогичная система акцизного налогообложения применялась в 90-е годы, но с другой целью - сократить дефицит данных товаров и оправдать повышение цен. Такими акцизами, в современной ситуации, можно решить сразу несколько проблем: пополнение бюджета, отсутствие негативного влияния на экономику, обложение налогом богатейших слоев населения, которые могут позволить себе покупку данных видов товаров.

Следует заметить, что изучаемый вопрос имеет практическую направленность. В теоретическом плане, проблемы исчисления и уплаты акцизов изучены достаточно широко, но, вопросы расширения перечня подакцизных товаров, направленного на товары не первой необходимости, и, по сути, заменяющего налог на роскошь, не рассматривались.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность внесения изменений в действующее законодательство по налогам и сборам. Изменения должны быть адекватны текущей ситуации, а именно, не оказывать дополнительной нагрузки на предприятия и население, не иметь тяжких последствий для экономики страны, приносить дополнительный доход в бюджетную систему. Такие изменения, по мнению авторов, должны касаться акцизного налогообложения, акцентирующего внимание на отдельных видах товаров, потребляемых гражданами, имеющими доход выше среднего - во-первых; и во-вторых, сокращающих ставки по акцизам на производные природных ресурсов, оказывающих отрицательное влияние на экономическое развитие в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации // (часть I) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации // (часть II) от 5.08. 2000 г.
  3. Приказ Минфина РФ от 14.11.2006 №146н «Об утверждении форм налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, налоговой декларации по акцизам на табачные изделия и порядков их заполнения» // Минюст РФ. - 25.12.2006. - №8671.
  4. Алегин, А. П. Правовой аспект государственного регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка / А.П. Алегин // Российский следователь. - 2007.
  5. Горина, Г.А. Косвенные налоги и цены: Учеб. пособие / Горина Г.А.; Моск.ун-т коммерции / Г.А.Горина. - М.: Финстатинформ , 2012.
  6. Гензель П. Очерки по истории финансов. Выпуск первый: Древний мир. М., 1913.
  7. Кудряшова Е.В. Соотношение понятий "способ взимания налога" и "техника обложения" на примере косвенных налогов // Налоги. 2006. N 2. С. 7 - 14.
  8. Кучеров И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. 2009. N 1. С. 6 - 12.
  9. Лебедев П.М. Организация и техника косвенного обложения. М., 1928.
  10. Микеладзе П.В. Косвенные налоги. Ленинград, 1927.
  11. Фридман М.И. Современные косвенные налоги на предметы потребления. Т.1. С.-Петербург, 2008.
  12. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата /Л.Н. Лыкова - М.: Издательство Юрайт, 2015 - 353с.
  13. Налогообложение физических лиц: учеб. пособие /под ред. проф. Н.И. Малис - М.: Магистр : ИНФРА - М., 2014, 128 с.
  14. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов / Под редакцией Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Москва: ЮНИТИ-ДАНА 2012.
  15. Смородина Е.А. Налоги и налогообложение [Текст]: /Е.А. Смородина, М.М. Шадурская; М-во образования и науки РФ, урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон.ун-та], 2013. - 151 с.
  16. Шадурская М.М., Прокофьева Е.Н. Перспективные направления развития акцизного налогообложения в современной экономической ситуации // Human Progress. 2016. Т. 2. № 10. С. 6.